Nikolay Pestov
Nikolay Pestov
Николай Пестов-эксперт в области детского образования в сфере культуры и искусства: музыка, хореография, изобразительное искусство, скульптура, театр.
Читать 11 минут

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Image for post
(фото-Николай Пестов)

Преодоление сценического волнения – актуальная проблема для исполнителей, в том числе, учащихся ДМШ, ДШИ. В профессиональных кругах она начала рассматриваться в конце XVII столетия, и сегодня ей посвящено большое количество трудов о воспитании музыканта. Впервые столкнувшись с данной проблемой еще в детском возрасте, представители сценических профессий ощущают ее остроту вплоть до завершающих этапов своей творческой карьеры.

Осознанное поведение музыканта на сцене – проблема, вытекающая из непосредственной исполнительской практики. Для проявления волевых качеств ему требуется умение ставить цели, планировать этапы их достижения, определять объективные и субъективные трудности при реализации намеченного плана. Могучим «двигателем» воли являются чувства: человек, ко всему равнодушный, не может быть человеком большой воли. В то же время, она предполагает осознание своих чувств, оценку их и контроль над ними.

Рассуждая о формировании эмоционально-волевых качеств личности, хотелось бы обратить внимание на их теоретические основы. Психологи отмечают семь психологических параметров волевого человека:

инициативность
самостоятельность
решительность
энергия
настойчивость
самоконтроль
принципиальность

Такие параметры, как решительность, энергия и самоконтроль непосредственно связаны с исполнительской деятельностью. Они помогают преодолеть внутренние и внешние препятствия, устоять в любой экстремальной ситуации. И, при этом, огромное значение имеет именно воля исполнителя, которая в реальном своем выражении означает контроль за игровыми действиями. У высококлассного музыканта-исполнителя под пристальным наблюдением находится все – темп, ритм, звучание, фразировка, педализация. Саморегуляция исполнительских действий доводится до совершенства. «Горячая влюбленность в то, что играешь, – как говорил Я. Флиер, – помогает преодолеть стрессовые состояния». Г. Гинсбург, в свою очередь, отмечал: «Беда начинающих музыкантов не столько в недостатке техники, сколько в недостатке исполнительской воли. Воля необходима как в домашней работе при разучивании произведений, так и на сцене. На сцене она подвергается суровому испытанию».

Универсальных рекомендаций для формирования эмоционально-волевых качеств юного музыканта сравнительно немного, значительно больше индивидуальных, предназначенных для конкретного ученика в той или иной конкретной ситуации.

Главное в формировании и укреплении воли – наличие цели. И чем сильнее у исполнителя уверенность в себе, тем больше ему необходима в качестве психологического «противовеса» способность сомневаться. Критика выступления должна быть своевременная. Нельзя создавать и оценивать себя одновременно: самокритика в момент публичного выступления просто самоубийственна. Подведение итогов – другое дело.

Большое значение для воспитания воли у учащихся имеет личность учителя. Педагог в жизни ребенка оставляет неизгладимый след, вызывая желание подражать его поведению. Учащемуся перед выступлением нужна психологическая поддержка, даже похвала. Также следует развивать и тренировать у него способность сосредоточения. Исполнитель должен давать себе право на случайную неудачу – тогда открывается путь к успеху. Иные неудачи, как мы знаем, могут принести большую пользу для дальнейшего роста и саморазвития юного музыканта. Лучше всего излечивают от «эстрадобоязни» удачи – одна, другая, третья... Думать о своем успехе в будущем времени полезно не для всех ребят, а вот думать об удаче в прошедшем времени рекомендуется. Отметим, что опытные педагоги и психологи советуют вести счет своим удачам, а не неприятностям.

Волнение у музыканта-исполнителя проявляется в различных видах и формах: волнение-подъем, волнение-паника, волнение-апатия, отсутствие творческого волнения.

Волнение-подъем сопровождается легкой эйфорией, нетерпеливым желанием поскорее выйти на сцену (это наиболее желательное волнение). Волнение-паника связано с сильным перевозбуждением. Такое состояние приводит к случайностям, исполнение часто становится неуправляемым, приводит к срывам, к душевной травме исполнителя. Это состояние называют «эстрадной болезнью». Отрицательных результатов можно ожидать и от волнения-апатии, когда цель и содержание выступления уходят на периферию сознания, а в нем настойчиво звучит одна мысль – скорее бы все это закончилось. Наконец, отсутствие творческого волнения-подъема еще более нежелательно для исполнителя, нежели его присутствие в целом. А. Готсдинер в статье «Концертное исполнение как специфическая форма социального общения» выделяет пять фаз предконцертного состояния, которые имеют определенную периодичность и специфические особенности:

1. Длительное предконцертное состояние. Оно возникает у музыканта, когда устанавливается точная дата выступления. О своем предконцертном состоянии писал, например, А. Рубинштейн: «Вещь, которую я должен исполнять, я знаю очень хорошо. Но появляется какая-то раздражительность, какое-то нервное состояние, возбуждение, дрожишь на каждом такте, вот-вот лопнешь»;

2. Непосредственно концертное состояние. У многих исполнителей перед концертом возникает очень возбужденное состояние, нетерпеливое желание выступить, перемежающееся с неясной тревогой. Именно в этой фазе мы можем увидеть разные типы волнения: волнение-подъем, волнение-паника, волнение-апатия. Д. Мацуев говорил: «Мое волнение выражено в огне внутреннем. Я хочу быстрее выскочить на сцену, добраться до рояля, выплеснуть все, что у меня есть»;

3. Очень короткий промежуток между объявлением и началом выступления. Эта фаза часто проходит, как в тумане, и редко остается в памяти исполнителя;

4. Начало исполнения, творческого общения с публикой, борьба со своим негативным состоянием. Музыкант должен потратить определенное время на внутреннюю подготовку, сосредоточиться, почувствовать в себе ритм движения, динамику, услышать внутренним слухом начало пьесы. При резком повышении ответственности выступления нередко можно наблюдать потери или даже срывы в исполнении;

5. Состояние после концерта. Эмоциональные нагрузки не могут сразу прекратиться с уходом со сцены, они продолжаются еще довольно долго.

Дети обычно волнуются за 5-6 часов до выступления, боясь, в первую очередь, технических эпизодов. Они не любят играть в очень больших залах, мечтают о концерте для сверстников, друзей. Младшие ученики ждут поддержки от родителей, старшие больше любят настраиваться в одиночестве и сильнее переживают из-за неудач. Причиной последних часто оказываются психологические проблемы.

Одной из самых распространенных психологических проблем у детей является мысль о том, что их может постигнуть неудача на сцене. Учащийся должен уметь защищаться от враждебного внушения. Неслучайно И. Гофман указывал: «Нужно научиться забывать свое драгоценное «я», а также «я» ваших слушателей и отношение к вам». Причина страха может крыться в неправильно подобранной программе: лучше исполнять несложные произведения правильно и хорошо, чем плохо играть трудные. Другой причиной волнения может быть слабая нервная система некоторых ребят, легко смущающихся, неспособных к сосредоточенности. Усилению волнения во время выступления способствуют многие факторы: непривычная акустика, слишком яркое или, наоборот, слабое освещение, тревожное ощущение, что ты играешь на сцене. Главной болезнью среди неопытных музыкантов является боязнь «забыть текст», так называемый «отказ» памяти (впрочем, от этого не застрахованы и большие мастера сцены). Еще одной причиной волнения можно считать усталость, она обостряет любую его форму. Неслучайно Н. Перельман утверждал: «Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки». Наконец, причиной волнения могут оказаться способы общения ребенка с родителями, например, если они предъявляют к нему завышенные требования, не соответствующие его возможностям. Безусловно, если есть взаимопонимание и доброжелательные отношения учителя с ребенком – успеха в обучении добиться будет гораздо легче. Снизить тревогу ученика перед выступлением помогает умение педагога почувствовать его настроение в определенный момент, поддержать и настроить, а также хороший контроль со стороны родителей и снижение уровня притязаний. Умение вести себя на сцене (как сесть, что делать во время пауз, какими внутренними приемами успокоить себя) также помогает в борьбе с волнением.

Чтобы выступление учащегося было успешным, ему надо эффективно выучить произведение наизусть. Для этого рекомендуется использовать основные приемы заучивания нотного текста:

• деление произведения на фразы, логически завершенные эпизоды;

• сопоставление отличительных свойств тонального плана, голосоведения, мелодии и аккомпанемента изучаемого произведения;

• проговаривание нотного текста (например, звуков мелодии) вслух во время игры;

• пение голосом без инструмента;

• заучивание текста наизусть в течение определенного времени;

• игра в медленном темпе осмысленно и со слуховым контролем;

• чередование мысленной игры с реальной игрой на инструменте;

• применение ассоциаций для выразительного исполнения, что активизирует эмоциональную память, которая нередко бывает сильнее умственной.

Для психологической подготовки юного музыканта к выступлению используют следующие методы:

1. Метод исключения вредных житейских привычек; вечно откладывая на завтра то, что необходимо сделать сегодня, учащийся может расстроить функции памяти, поскольку нерешительность ослабляет характер;

2. Метод регулярной концертной деятельности;

3. Метод хорошей физической формы;

4. Метод выявления возможных ошибок; для обнаружения возможных ошибок используют следующие приемы:

а) игра в медленном темпе с завязанными глазами или в темной комнате;

б) игра со звуковыми помехами и отвлекающими факторами для концентрации внимания;

в) игра, когда педагог произносит психотравмирующее слово «Ошибка», а ученик при этом должен суметь не остановиться или не допустить какую-либо другую ошибку;

г) создание возбужденного физического состояния перед игрой;

5. Метод игры перед воображаемым слушателем;

6. Метод самовнушения, включающий расслабление мышц с помощью образных представлений и мысленное представление обстановки, в которой состоится выступление;

7. Метод обыгрывания программы, наиболее важный в современной педагогической практике; в его применении большую помощь могут оказать заинтересованные родители и педагог (полезно записывать ученика на видео, а затем, просматривая запись вместе с ним, анализировать его игру);

8. Метод предельной концентрации внимания на звукоизвлечении – он заключается в проигрывании произведения в медленном темпе так, чтобы не было допущено ни единой посторонней мысли;

9. Метод развития перспективного мышления, заключающийся в необходимости воспитывать у ребенка умение «забыть» любой промах во время исполнения, чтобы из-за незначительной помарки он не провалил все выступление;

10. Метод беззвучного проигрывания – мысленное «исполнение» сочинения сначала по нотам, затем наизусть;

11. Метод сосредоточения на исполняемом произведении – наиболее эффективный метод борьбы со сценическим волнением.

Способствуют преодолению волнения, в том числе, сольные выступления, где учащиеся выступают в ансамбле или аккомпанируют, коллективные открытые уроки, накопление хотя бы небольшого репертуара.

Таким образом, согласимся с Г.М. Коганом, который писал: «Три главных звена в цепи психологических предпосылок успешности пианистической работы:

ясное видение цели
сосредоточенное внимание на ней
и настойчивая воля к ее достижению

В своей работе я и мои коллеги опираемся на накопленный опыт формирования эмоционально-волевых качеств в мировом и отечественном исполнительстве. Биография ведущих деятелей искусства подтверждает, что детская и юношеская импульсивность, неуступчивость, сопротивляемость вполне могут быть предтечей воли.

У больших музыкантов понятие колоссальной исполнительской воли входит в перечень тех особенностей их творчества, которые в наибольшей степени покоряют слушателей. К таким исполнителям мы можем отнести Ференца Листа, Феруччо Бузони, Иосифа Гофмана, Артура Бенедетти Микеланджели, Глена Гульда, Антона Рубинштейна, Константина Игумнова, Сергея Рахманинова, Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера, Владимира Горовица и др. Применительно к этим гениальным артистам говорят даже не об их воле, а о магическом «гипнотическом» воздействии на аудиторию.

... Ф. Лист стал выдающимся виртуозом мирового уровня благодаря не только своей незаурядной одаренности, но и продуманной системе развития техники, терпению, упорству. Один и тот же прием он мог отрабатывать часами.

... Великий польский композитор Ф. Шопен прославился и как гениальный пианист. Он обогатил музыку новым содержанием и образами, раскрыл ее выразительные возможности, неизвестные до того времени, открыл новые приемы пианистического исполнительства. «Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть еще лучше», – наставлял Шопен молодых музыкантов.

... А. Рубинштейн в просветительских целях сыграл в серии «Исторических концертов» почти все, что на тот момент было написано для клавира, и сопроводил свое исполнение лекциями.

... С. Рахманинов был одним из самых блестящих пианистов XX века. Он вывел отечественную фортепианную музыку на мировой уровень, став одним из первых русских композиторов, чьи произведения входят в репертуар пианистов со всего света. Рахманинов стремился достичь уровня И. Гофмана, которого считал лучшим пианистом мира, и своей цели добился, став не только выдающимся исполнителем, но также композитором и дирижером.

... И. Гофман обладал феноменальной памятью и способностью воспроизводить на слух музыку любой сложности. Несмотря на маленькие руки, у него был громадный репертуар и поражающий воображение технический уровень.

... Американский пианист Ван Клиберн всегда много занимался, надеясь завоевать признание публики. По слухам, он занимался настолько упорно, что стирал пальцы до крови, просиживая за инструментом всю ночь до утра.

... Э. Гилельс был не только выдающимся виртуозом, обладателем чуть ли не лучшей техники среди советских (а может, и мировых) музыкантов своего времени – он в равной степени был великолепным музыкантом, способным подавать классику в присущей только ему одному строгой, но впечатляющей манере. Первое, что отличает Гилельса, это мужественность и волевая напряженность игры.

... Канадский пианист Г. Гульд отдавал работе всего себя, неустанно совершенствовался и, наконец, сумел научиться в процессе игры создавать музыку, звучащую в душе. Он почитал рояль лишь за инструмент исполнения своей воли.

... В. Горовиц, один из самых ярких пианистов ХХ века, красноречиво и образно описал состояние творческой убежденности: «На эстраде я король, властелин зала, полный и единоличный хозяин положения». Именно он по праву считается символом пианизма XX века.

... За необыкновенную пластичность и рельефность музыкальных образов Г. Нейгауза называли «музыкантом-поэтом». Он считался лучшим исполнителем Шопена в России. Нейгауз говорил: «Чувство уверенности в том, что нужно именно так понимать и передавать музыку – это было у меня с детства. У меня всегда была большая убежденность и упрямство страшное».

... С. Рихтер, гениальный пианист, известный во всем мире, отвергал условности и никогда не повторялся в музыке. Он утверждал: «Самое важное – любить то, что исполняешь, и верить в то, что исполняешь. Как только эта вера исчезает, произведение сразу тухнет, а то и вовсе проваливается».

... Е. Кисин – яркий представитель русской фортепианной школы, один из самых известных и востребованных в мире российских музыкантов. Он сделал для себя открытие, которое сослужило ему службу на всю жизнь: «Чтобы справляться с предконцертным волнением, необходимы две вещи: хорошо подготовиться к концерту и с самого начала, еще до выхода на сцену, погрузиться в музыку».

Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что для успешного стабильного выступления музыканту необходимо:

научиться справляться с собственным волнением
выработать волю

По глубокому убеждению Г. Нейгауза, «достигнуть успехов в работе над художественным образом, можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а, следовательно, и пианистически, иначе воплощения не будет». Чтобы осуществлять личностный рост ученика, педагогу следует развивать его фантазию поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, а также любовь к другим видам искусств – поэзии, живописи, архитектуре. Он должен не только научить ученика хорошо исполнять музыку, но и сделать его умным, чутким, честным и справедливым, сформировать у него эмоционально-волевые качества.

На своих уроках в классе фортепиано я знакомлю ребят с выдающимися достижениями отечественного и мирового исполнительства, чтобы они могли эффективно справляться с волнением, помогаю им сформировать эмоционально-волевые качества при подготовке к концертным выступлениям. Главное, что должен понять начинающий музыкант: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение, профессиональный рост.

Литература

1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1987.

2. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М., 1963.

3. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.

4. Цыпин Г.М. Портреты советских пианистов. М., 1990.

5. Федоров Е. К вопросу об эстрадном волнении. М., 1979.

6. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. М., 1988.

7. Коган Г.М. У врат мастерства. М., 1961.

8. Коган Г.М. Работа пианиста. М., 1963.

9. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.

10. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М., 1964.

11. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М., 1961.

12. Готсдинер А. Концертное исполнение как специфическая форма социального общения.

М., 1978.

13. Перельман Н. В классе рояля. Л., 1970.

14. Гофман И. Фортепианная игра. М., 1961.

15. Бузони Ф. О пианистическом мастерстве. Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1. Музгиз, 1962.

16. Григорьев В. К вопросу об эстрадном волнении. М.: Музыка, 1998.

5 просмотров
Добавить
Еще
Nikolay Pestov
Николай Пестов-эксперт в области детского образования в сфере культуры и искусства: музыка, хореография, изобразительное искусство, скульптура, театр.
Подписаться