Nikolay Pestov
Nikolay Pestov
Николай Пестов-эксперт в области детского образования в сфере культуры и искусства: музыка, хореография, изобразительное искусство, скульптура, театр.
Читать 6 минут

РОЛЬ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ КАЖДОГО РЕБЕНКА-ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДО 2 ЛЕТ.

Image for post
(фото-Anastasia Shuraeva)
Музыка способствует развитию эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, творческих способностей, фантазии, воображения, формирует ценностные идеалы, ориентирует поведение человека, тем самым специфически воспитывает его.

Воздействие музыки на человека имеет не только художественно-образную, но и физиологическую природу. Известно, что средствами музыки мы можем изменять частоту дыхания, снижать кровяное давление, ускорять или замедлять обменные процессы в организме человека, уменьшать физическую усталость и стресс, ослаблять нагрузку на органы чувств, уменьшать боль и т.п. Занимаясь совместным музицированием и пением, мы можем развивать различные социальные способности и повышать общий душевный тонус. Музыкальная теория развивает мышление. Даже упражнение пальцев при игре на музыкальных инструментах укрепляет мозговые клетки. Многозначно и влияние на человеческий организм различных ритмов. С точки зрения психологии показательны слова знаменитого русского физиолога В.М. Бехтерева о том, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения» (цит. по: [4, 3]). Таким образом, занятия музыкой обладают оздоравливающим действием. Разнообразны и социализирующие функции музыки. Как для общества в целом, так и для отдельного человека она может служить средством познания, коммуникации, воспитания определенных эмоций, чувств и т.д. История не знает цивилизаций или отдельных личностей, которые обходились бы без музыки. Мир, в котором существует человек, наполнен музыкой, и она объективно необходима человеку, так как с ее помощью происходит удовлетворение целого ряда его социальных потребностей. Рассмотрение влияния музыки на развитие и воспитание детей разного возраста – предмет особого внимания. Охарактеризуем особенности развития музыкально-воспитательной деятельности ребенка в различные периоды его раннего детства.

Пренатальный (дородовый) этап. В это время воздействие мамы на малыша происходит внутриутробно, причем сразу по нескольким направлениям. Среди них мы особо выделим виброаэрацию, вибротактильность, интонационное, эмоциональное, двигательное, коммуникативное. Основной способ контакта мамы и малыша – прикосновения и звучание маминого голоса, которые помогают активизировать различные физиологические функции ребенка, в первую очередь дыхательные. Движения посредством танца в сопровождении пения на данном этапе имеют особое значение, поскольку стимулируют работу кардио-респираторной системы [2]. Массаж внутренних органов, тактильные ощущения, эмоционально богатая интонация позволяют маме установить максимально полный на данном этапе контакт с пренатальным ребенком. Отсутствие у мамы музыкального образования не является препятствием для занятий: во-первых, ребенку, даже не родившемуся, необходимо слышать голос своей мамы, ее уникальную интонационную палитру; во-вторых, в процессе занятий у мам развиваются интонационные навыки, и слух становится более дифференцированным. Кроме того, вокальное дыхание при беременности способствует профилактике асфиксии пренатального ребенка.

Главная задача на следующем – постнатальном (послеродовом) этапе, – создать условия, способствующие более быстрой и с минимальными проблемами адаптации ребенка к новой среде обитания.

Вокально-речевая интонация мамы заключается в интонировании, пропевании потешек, пестушек, колыбельных, сказок, стихов. Бесценной сокровищницей этих «малых форм» является фольклор. Значение его огромно и в стратегическом плане: так, фольклор дает возможность связать разные поколения. Кроме того, фольклорные игры при кажущейся примитивности языка, мелодии, формы, даже устарелости закладывают основу для правильной речи, формируют в сознании малыша полную и яркую образную картину мира. Согласно наблюдениям педагогов, занимающихся изучением влияния фольклора на воспитание детей, первые 7-8 месяцев жизни ребенка становятся определяющими для развития артикуляции, грамотности и знания родного языка. Фольклорно-этнографические экспедиции подтверждают, что большинство старинных народных игр (например, «Сорока-ворона», «Ехал Грека через реку» и многие другие) универсальны и весьма эффективны и в современном воспитательном процессе. В определенном смысле более важным сейчас является не раннее обучение грамоте или счету, а обучение игре во всех ее проявлениях.

У современных детских психологов существует такое понятие, как «недоигранность». Игнорирование многими родителями этой важной возрастной ведущей деятельности приводит в дальнейшем к проблемам в обучении, дисциплине, социализации ребенка. Зачастую от умения играть зависит и здоровье ребенка. Народные забавы, обладающие многовековой историей, всегда эмоциональны и помогают сделать общение мамы и малыша более полноценным и насыщенным.

Начало следующего этапа условно отмечено возрастом 12 месяцев. К этому времени ребенок уже может самостоятельно держаться на ногах, сохранять вертикальное положение и передвигаться. Ему требуется расширение личного пространства, вместе с тем, его притяжение к маме еще очень сильно. Поэтому для детей от 1 года до возраста, когда они начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, занятия происходят совместно с мамами, в детско-родительских группах. Активное сознательное участие мам в занятиях является залогом хороших результатов. Ребенок, в силу психофизиологических особенностей своего возраста, усваивает материал пассивно, и мама является для него близким и наглядным примером.

Роль педагога заключается в том, чтобы направить родителей, научить их общаться с собственным ребенком, используя музыкальный материал для установления эмоционального контакта с ним. Первоначально мама выполняет все упражнения сама, держа ребенка на руках (двигается, поет, жестикулирует и т.д.). Развиваясь, привыкая к окружению, запоминая песни, танцы, игры малыш постепенно начинает самостоятельно выполнять движения, произносить слоги и слова, подпевать. Он учится петь (как делать и все остальное), глядя на маму, которая является посредником между ним и остальным миром. То, что делает мама, становится для ребенка руководством к действию. При этом нужно отметить, что отсутствие у мамы музыкального слуха не является препятствием для развития музыкального слуха ребенка. Дело в том, что голосовые связки малыша колеблются, когда он слышит голос своей мамы или других близких людей. Такие занятия предполагают групповую форму, и дети слышат целый хор голосов, звучащих почти в унисон. Интонируя, мама формирует правильную певческую позицию голосовых связок малыша, что впоследствии облегчит ему собственное интонирование и будет способствовать верной артикуляции. Танцы, простейшие пространственные фигуры, рисование, пальчиковые игры в итоге также направляются на развитие образного восприятия музыки, музыкальности и музыкальных способностей ребенка. В качестве музыкального материала используются фольклорные попевки, а также авторские мелодии, сочиненные в народном русском стиле. Звучание иностранных слов и выражений также развивает слух, поэтому на занятиях используются песенки и попевки на английском, немецком, французском и других языках. Кроме того, необходимо обращаться к доступным по мелодии и тексту песенкам, сочиненным различными композиторами, профессионалами и любителями.

Раздел занятия, посвященный развитию мелкой моторики, немыслим без пальчиковых игр. О них можно говорить как о великолепнейшем дидактическом материале в воспитании ребенка. Посредством пальчиковых игр у детей развиваются не только тактильные движения и осязание, но и более интенсивно происходит его речевое развитие. Смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка, и развитие его резко улучшается. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мелкие мышцы рук. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. Для того чтобы параллельно с развитием тонкой моторики развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков (сначала элементарные, затем сложность постепенно увеличивается).

Специалисты установили, что стимулировать речевое развитие детей можно с помощью тренировки движений пальцев рук. Ее можно начинать уже с самого рождения – делать ребенку массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Разминание и поглаживание проводится ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста уместны активные упражнения для пальцев рук, вовлекающие в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей детей.

Литература, которая использовалась для написания статьи

1. Кирнарская Д. Музыкальные способности. М.: Таланты XXI век, 2004. 493 с.

2. Лазарев, М. Мамалыш. Рождение до рождения. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 847 с.

3. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши. СПб, 2001. 118 с.

4. Шерстнева А. Музыкально-эстетическое воспитание личности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 4. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 85-98.

5. Песонен Т. Роль музыки в развитии одарённости личности. Влияние искусства на физиологию ребенка с точки зрения развития его способностей [Электронный ресурс]. URL: http:// biblos.iod.gov.ua/docview.php?doc_id=23 (дата обращения: 15.05.2014).

5 просмотров
Добавить
Еще
Nikolay Pestov
Николай Пестов-эксперт в области детского образования в сфере культуры и искусства: музыка, хореография, изобразительное искусство, скульптура, театр.
Подписаться