Nikolay Pestov
Nikolay Pestov
Николай Пестов-эксперт в области детского образования в сфере культуры и искусства: музыка, хореография, изобразительное искусство, скульптура, театр.
Читать 3 минуты

РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ-ЗАЧЕМ ОНО НУЖНО!

Image for post
(фото-Elina Fairytale)
Положительное эмоциональное и терапевтическое влияние искусства на формирование личности на сегодняшний день не вызывает сомнений. Занятия искусством целостно развивают человеческие способности, что позволяет рассматривать его и как ядро, и как главное средство эстетического воспитания. Значение эстетического воспитания заключается не только в том, что оно развивает вкус, умение замечать и различать прекрасное и безобразное, но и в том, что оно тесно связано с другими сторонами воспитания, такими, как трудовое и нравственно-этическое.

Все вышеназванные стороны воспитания не являются врожденными, а формируются в условиях социума: сначала в семье, а впоследствии в организованном коллективе – детском дошкольном учреждении, школе, других учебных заведениях дополнительного образования, среднем специальном, высшем учебных заведениях, на месте работы и т.д. Несмотря на свою очевидную пользу, однако, эстетическое и, в частности, музыкальное воспитание находятся в настоящее время на низком уровне.

Недостаточность массового общего эстетического воспитания соседствует с ранней узкой специализацией. Подобная картина характерна для разных областей деятельности: от исследований в сфере точных наук до участия в профессиональных конкурсах юных музыкантов. К сожалению, у большинства педагогов (а зачастую и у родителей) нет понимания того, что их подопечным наряду с профессиональными занятиями необходимо гармоничное общее развитие. Вместе с тем, решающее значение имеет сам способ художественно-эстетического воспитания.

При обучении тем или иным видам искусства активизируются разные зоны обоих полушарий головного мозга. Чересчур интеллектуализированное обучение односторонне активизирует деятельность левого, рационального полушария. Излишек интеллектуальных (и поэтому односторонних) упражнений форсирует развитие логики, в результате чего преимущества положительного воздействия собственно художественного обучения нивелируются, создавая дополнительные трудности для развития ребенка.

Содержание эстетического воспитания наряду с усвоением знаний составляет приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки, в изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать их индивидуальные свойства и общие закономерности.

Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

Основное место в эстетическом развитии вполне закономерно занимает музыка. Выбор ее в качестве отправной точки для целостного эстетического развития неслучаен, ведь музыкальная речь близка и понятна каждому в силу сходства с интонациями человеческой речи. После выхода в свет в середине ХХ века работ Б. Асафьева интонация стала рассматриваться как фундамент, выраженная через звуки «музыкальная мысль», которая лежит в основе произведения, его содержания и формы, стиля и т.д. [1]. Интонируя, человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Эстетическое восприятие музыкальной интонации предполагает ее сопряженность с человеческой речью, а через нее – и с человеческими мыслями и чувствами.

Конечно, музыка обладает намного меньшей предметной и понятийной конкретностью, чем другие виды искусства, но зато она способна более ярко и разнообразно передавать переживания человека, мир его чувств, эмоционально-психологические состояния, их динамику. Тончайшие сокровенные стороны души, то, что порой не может быть передано на привычном языке человеческого общения, становится доступным для выражения музыкальными звуками, выступает основой специфической образности в музыке. А живое инструментальное и вокальное музицирование, культура и богатство музыкального звука в условиях непосредственно творящего исполнительства остаются неисчерпаемым источником для полноценного восприятия музыкального искусства.

Таким образом, современное состояние эстетического воспитания характеризует, с одной стороны, ранняя специализация, профессионализация, с другой – неразвитость именно массового, широкого эстетического развития и, как следствие, несформированность отдельно взятого человека как гармонично развитой личности. Занятия разными видами искусства, построенные в соответствии с самой его природой, занимают огромное место в целостном развитии детского организма и личности ребенка. Эстетическое начало усиливает воспитывающий характер обучения и придает ему ярко выраженную эмоциональную направленность, формирует у детей положительное отношение к своей деятельности, повышает ответственность за ее результаты: «Весь опыт и все исследования показывают, что художественное воспитание и использование искусства как методики обучения необходимо и положительно для самых разных детей» [2, 1].

Литература, которая использовалась для написания статьи

1. Асафьев Б. Избранные труды. Т. 1. М., 1952. 325 с.

2. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши. СПб, 2001. 118 с.

5 просмотров
Добавить
Еще
Nikolay Pestov
Николай Пестов-эксперт в области детского образования в сфере культуры и искусства: музыка, хореография, изобразительное искусство, скульптура, театр.
Подписаться