Трудовая этика и социальные ценности как четвертый структурный (долгосрочный) фактор экономического роста презентация

Содержание


Презентации» Образование» Трудовая этика и социальные ценности как четвертый структурный (долгосрочный) фактор экономического роста
Лекция. Трудовая этика и социальные ценности как четвертый структурный (долгосрочный) факторКультурная карта мираКультурная карта мира за 2015 годКультурная карта мира за 2008 годКультурная карта мира за 1996 годПосмотрите видео на странице http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp Обратите внимание при просмотре на то,Культурная карта мираЦенности  традицийПояснения к культурным картам на предыдущих слайдахПример доминирования традиций над рационализмом. Жители Замбии помолились о росте курсаЦенности  выживанияПояснения к культурным картам мира на предыдущих слайдахЭтноцентрическое мировоззрениеЭтноцентрическое мировоззрениеМировоззрение. Что это означает?Мировоззрение. Что это означает?Мировоззрение. Что это означает?Три уровня мировоззрения: эгоцентрический – этноцентрический - мироцентрическийТолерантность. Что это означает?Почему социальные ценности и мировоззрение граждан страны это важно?Разделим страны на 3 группы:ВВП на душу населения в 2015 г. по данным МВФ, USDTOP 20 стран-лидеров, где люди предпочитают стратегию самореализации вместо стратегии выживанияПервые 20 стран-лидеров, где люди предпочитают стратегию самореализации вместо стратегии выживанияКакие преимущества для развития экономики дают западные социальные ценности?Индекс глобальной интеграции по ширине международных связей  за 2013 г.,Какие преимущества для развития экономики дают западные социальные ценности?Качество государственного регулирования в 2014 г.  (рейтинговая оценка Всемирного банка)Какие преимущества для развития экономики дают западные социальные ценности?Постоянный приток иммигрантов в 2013 году, тыс. чел.Принято мигрантов в 2013 году в расчете на 1 тысячу жителей,Вывод: Таким образом обнаруживается важная закономерность: 22 богатые страны в миреПромежуточный вывод (гипотеза):Экономические страхи и фобии белорусов, обусловленные их преимущественно этноцентрическим мировоззрением:Экономические страхи и фобии белорусов, обусловленные их преимущественно этноцентрическим мировоззрением:Экономические страхи и фобии белорусов, обусловленные их преимущественно этноцентрическим мировоззрением:Экономические страхи и фобии белорусов, обусловленные их преимущественно этноцентрическим мировоззрением:ПРИЧИНЫ экономических страхов и фобий белорусов, ПРИЧИНЫ доминирования этноцентрического мировоззрения:Толерантность белорусов. Заезжанный миф.По соцопросам – мало белорусов ощущают себя счастливыми людьми. Белорусы –Пример отсутствия у белорусов толерантности к иностранцам. 
 http://news.tut.by/society/60293.htmlРасизм в Украине и Беларуси. Пример отсутствия толерантности к нацменьшинствам. ИзбиениеГомофобия в Беларуси. Пример отсутствия сексуально-ориентированной толерантности. Pew Global Attitudes Project,Репрессивная система правосудия в Беларуси. Если на тебя заведено уголовное дело,Беларусь единственная страна в Европе, которая не отменила смертную казнь. ВБелорусы организованно идут на выборы, даже если их никто не заставляет.Нелюбовь к протестантам, которых называют в лучшем случае – баптистами, вПосмотрите на результаты соцопроса, проведенного в Беларуси. Сами белорусы считают, чтоМиф о толерантности белорусов – это очень давний миф. Еще болееВВП на душу населения в 2014 г., USD (по номинальному обменномуАлександр Аузан, декан экономического факультета МГУ:Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ:Александр Пасхавер, президент ОО Центр экономического развития (Украина):Александр Пасхавер, президент ОО Центр экономического развития (Украина):Александр Пасхавер, президент ОО Центр экономического развития (Украина):Рекомендуемая для закрепления статья
 Акулич В. Реформация постучит http://ekonomika.by/gosregulirovanie/strukturnye-reformy/reformatsiya-postuchit декабрь 2015Список использованной литературы
 Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма.Какой тип трудовой этики доминирует в Беларуси? Как трудовая этика влияетОтношение к труду: Янжул: трудовая этика – четвертый фактор экономического ростаОтношение к труду. Янжул: трудовая этика – четвертый фактор экономического ростаТрудовая этика. Отношение человека к:Говорят, что трудовая этика заложена воспитанием (со стороны семьи и школыВВП на душу населения в 2014 г., USD (по номинальному обменномуСреднемесячная заработная плата, USD (по рыночному курсу)  (красным цветом выделены(красным цветом выделены – преимущественно протестантские страны, синим – католические, желтымТрудовая этика протестантизма
 1. Труд является поставленный Богом целью всей жизниТрудовая этика протестантизма
 1. Труд является поставленный Богом целью все жизниТрудовая этика протестантизма
 2. Главным и самым тяжелым грехом является бесполезнаяТрудовая этика протестантизма
 3. Провидение Господне дало каждому профессию (calling), которуюТрудовая этика протестантизма
 3. Провидение Господне дало каждому профессию (calling), которуюТрудовая этика протестантизма
 4. По каким признакам можно понять – работаетТрудовая этика протестантизма
 5. Перемена профессии. Сочетание профессий (работ).
 Перемена профессииТрудовая этика протестантизма
 6. Плохо ли быть богатым? Что делать сТрудовая этика протестантизма
 Главный способ искупления грехов – это повседневный труд.
Трудовая этика протестантизма
 Признак, что человек верно выбрал профессию, именно ту,Трудовая этика протестантизма
 Протестантизм не одобряет процентный доход от депозитов вТрудовая этика католичества
 1. Отношение к труду
 Роль трудовой деятельности вТрудовая этика католичества
 2. Отношение к профессии
 Основная добродетель католика выводитсяТрудовая этика католичества
 3. Отношение к богатству
 Собственность приобретается трудом иТрудовая этика католичества
 3. Отношение к богатству (продолжение)
 Католицизм не обошелТрудовая этика православия
 1. Отношение к труду
 У православных и католиковТрудовая этика православия
 1. Отношение к труду
 Русскому религиозному сознанию свойствененТрудовая этика православия
 2. Отношение к профессии
 Необходимо быть "искусным воТрудовая этика православия
 3. Отношение к богатству
 Всякий труд, совершаемый радиТрудовая этика православия
 3. Отношение к богатству (Продолжение)
 Высшую ступень вСами белорусы считают, что они намного более трудолюбивы, по сравнению сТрудовая этика православия
 Бизнес должен работать не ради прибыли, а ради



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Лекция. Трудовая этика и социальные ценности как четвертый структурный (долгосрочный) фактор экономического роста


Слайд 2
Описание слайда:
Культурная карта мира

Слайд 3
Описание слайда:
Культурная карта мира за 2015 год

Слайд 4
Описание слайда:
Культурная карта мира за 2008 год

Слайд 5
Описание слайда:
Культурная карта мира за 1996 год

Слайд 6
Описание слайда:
Посмотрите видео на странице http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp Обратите внимание при просмотре на то, как меняется система ценностей в Беларуси за последние 25 лет

Слайд 7
Описание слайда:
Культурная карта мира

Слайд 8
Описание слайда:
Ценности традиций

Слайд 9
Описание слайда:
Пояснения к культурным картам на предыдущих слайдах

Слайд 10
Описание слайда:
Пример доминирования традиций над рационализмом. Жители Замбии помолились о росте курса национальной валюты. Президент Замбии Эдгар Лунгу поблагодарил соотечественников за молитву и сказал, что Бог услышал их просьбу о помощи. Лунгу призвал жителей постараться сделать все возможное для улучшения ситуации, а в остальном полагаться на Божью волю. В день молитвы в стране были закрыты все бары, ночные клубы и другие увеселительные заведения. Также были отменены матчи национальной футбольной ассоциации. Национальная валюта — замбийская квача — с начала этого года подешевела по отношению к доллару почти на 50%.

Слайд 11
Описание слайда:
Ценности выживания

Слайд 12
Описание слайда:
Пояснения к культурным картам мира на предыдущих слайдах

Слайд 13
Описание слайда:

Слайд 14
Описание слайда:
Этноцентрическое мировоззрение

Слайд 15
Описание слайда:
Этноцентрическое мировоззрение

Слайд 16
Описание слайда:
Мировоззрение. Что это означает?

Слайд 17
Описание слайда:
Мировоззрение. Что это означает?

Слайд 18
Описание слайда:
Мировоззрение. Что это означает?

Слайд 19
Описание слайда:
Три уровня мировоззрения: эгоцентрический – этноцентрический - мироцентрический

Слайд 20
Описание слайда:
Толерантность. Что это означает?

Слайд 21
Описание слайда:
Почему социальные ценности и мировоззрение граждан страны это важно?

Слайд 22
Описание слайда:
Разделим страны на 3 группы:

Слайд 23
Описание слайда:
ВВП на душу населения в 2015 г. по данным МВФ, USD (по рыночному курсу)

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:

Слайд 26
Описание слайда:
TOP 20 стран-лидеров, где люди предпочитают стратегию самореализации вместо стратегии выживания (сумма мест в рейтингах по WVS в 2015, 2008, 1996 гг.)

Слайд 27
Описание слайда:
Первые 20 стран-лидеров, где люди предпочитают стратегию самореализации вместо стратегии выживания по WVS в 2015 :

Слайд 28
Описание слайда:
Какие преимущества для развития экономики дают западные социальные ценности?

Слайд 29
Описание слайда:
Индекс глобальной интеграции по ширине международных связей за 2013 г., который рассчитывается испанской организацией DHL

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:
Какие преимущества для развития экономики дают западные социальные ценности?

Слайд 32
Описание слайда:
Качество государственного регулирования в 2014 г. (рейтинговая оценка Всемирного банка) (красным цветом выделены страны-лидеры по либеральной экономической политике невмешательства в рыночную экономику – >1,5, синим – 0,5-1,5, желтым – страны-аутсайдеры <0,5)

Слайд 33
Описание слайда:
Какие преимущества для развития экономики дают западные социальные ценности?

Слайд 34
Описание слайда:
Постоянный приток иммигрантов в 2013 году, тыс. чел.

Слайд 35
Описание слайда:
Принято мигрантов в 2013 году в расчете на 1 тысячу жителей, чел.

Слайд 36
Описание слайда:
Вывод: Таким образом обнаруживается важная закономерность: 22 богатые страны в мире имеют доминирующее мироцентрическое мировоззрение. В этих странах людей с мироцентрическим мировоззрением достаточно много (25% и более). Но при этом важно понимать, что в этих странах также много и людей с этноцентрическим мировоззрением. НО ВАЖНО, ЧТО КОГДА ГОВОРИТСЯ О ЗАПАДНЫХ ИЛИ ЕВРОПЕЙСКИХ (ЕСЛИ БРАТЬ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ) СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЯХ, ТО ПОНИМАЮТСЯ ИМЕННО МИРОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ (ИНОГДА ИХ ЕЩЕ НАЗЫВАЮТ – ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ). ПОТОМУ ЧТО ЛЮДЕЙ С ТАКИМИ ЦЕННОСТЯМИ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПРОЖИВАЕТ ИМЕННО В СТРАНАХ, ЗА КОТОРЫМИ ИСТОРИЧЕСКИ ЗАКРЕПИЛОСЬ НАЗВАНИЕ – ЗАПАДНЫЕ. ОТСЮДА И ПОНЯТИЕ - ЗАПАДНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ. Это доказывает, что система мироцентрических ценностей людей влияет на их поведение, и на их производительность, способность производить качественные товары, а значит на их способность зарабатывать, потреблять, то есть в конечном счете это положительно влияет на их уровень жизни. Высокий уровень доверия к чужим людям, терпимость и толерантность к другим культурам и мировоззрениям, снимает барьеры на пути экономического сотрудничества, позволяет этим странам интегрироваться в мировую экономику по всей ширине международных связей, использовать в полной мере выгоды от международного разделения труда, специализации и кооперации.

Слайд 37
Описание слайда:
Промежуточный вывод (гипотеза):

Слайд 38
Описание слайда:
Экономические страхи и фобии белорусов, обусловленные их преимущественно этноцентрическим мировоззрением:

Слайд 39
Описание слайда:
Экономические страхи и фобии белорусов, обусловленные их преимущественно этноцентрическим мировоззрением:

Слайд 40
Описание слайда:
Экономические страхи и фобии белорусов, обусловленные их преимущественно этноцентрическим мировоззрением:

Слайд 41
Описание слайда:
Экономические страхи и фобии белорусов, обусловленные их преимущественно этноцентрическим мировоззрением:

Слайд 42
Описание слайда:
ПРИЧИНЫ экономических страхов и фобий белорусов, ПРИЧИНЫ доминирования этноцентрического мировоззрения:

Слайд 43
Описание слайда:
Толерантность белорусов. Заезжанный миф.

Слайд 44
Описание слайда:

Слайд 45
Описание слайда:
По соцопросам – мало белорусов ощущают себя счастливыми людьми. Белорусы – мало улыбаются. http://news.tut.by/society/60293.html

Слайд 46
Описание слайда:
Пример отсутствия у белорусов толерантности к иностранцам. http://news.tut.by/society/60293.html

Слайд 47
Описание слайда:
Расизм в Украине и Беларуси. Пример отсутствия толерантности к нацменьшинствам. Избиение темнокожих болельщиков на стадионе «Динамо» во время матча «Динамо» — «Челси». (Киев, 2015 год). Пример этноцентрического мировоззрения. http://sport.tut.by/news/football/469796.html

Слайд 48
Описание слайда:
Гомофобия в Беларуси. Пример отсутствия сексуально-ориентированной толерантности. Pew Global Attitudes Project, 2013: «Должна ли гомосексуальность приниматься обществом?» По соцопросам: лишь 15% белорусов отвечают на этот вопрос утвердительно. А теперь посмотрите ответ на этот вопрос в других странах: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гомосексуальность

Слайд 49
Описание слайда:
Репрессивная система правосудия в Беларуси. Если на тебя заведено уголовное дело, то ты, как правило, обязательно будешь осужден. Оправдательных приговоров – менее 1% от общего количества. http://www.sn-plus.com/ru/page/mainevents/6062/

Слайд 50
Описание слайда:
Беларусь единственная страна в Европе, которая не отменила смертную казнь. В Беларуси: за смертную казнь выступают — 55%, против — 37%. В своем желании казнить, но не миловать белорусские женщины опережают мужчин. Ненамного, на 3-4%, но опережают.  К настоящему времени в мире насчитывается 130 стран, отменивших смертную казнь в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру. https://ru.wikipedia.org/wiki/Смертная_казнь

Слайд 51
Описание слайда:
Белорусы организованно идут на выборы, даже если их никто не заставляет.

Слайд 52
Описание слайда:
Нелюбовь к протестантам, которых называют в лучшем случае – баптистами, в худшем, - сектантами

Слайд 53
Описание слайда:
Посмотрите на результаты соцопроса, проведенного в Беларуси. Сами белорусы считают, что они намного более толерантные, чем русские и европейцы. Пульша С. Люди со знаком качества: между трудолюбивыми жмотами и духовными лентяями. Агентство политической экспертизы BISS. 2010. Ссылка: http://nmnby.eu/news/xlibris/2739.html

Слайд 54
Описание слайда:
Миф о толерантности белорусов – это очень давний миф. Еще более давний, чем прозвище «бульбаши»

Слайд 55
Описание слайда:
ВВП на душу населения в 2014 г., USD (по номинальному обменному курсу) (красным цветом выделены – преимущественно протестантские страны, синим – католические, желтым – православные, зеленым – буддистские)

Слайд 56
Описание слайда:
Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ:

Слайд 57
Описание слайда:
Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ:

Слайд 58
Описание слайда:
Александр Пасхавер, президент ОО Центр экономического развития (Украина):

Слайд 59
Описание слайда:
Александр Пасхавер, президент ОО Центр экономического развития (Украина):

Слайд 60
Описание слайда:
Александр Пасхавер, президент ОО Центр экономического развития (Украина):

Слайд 61
Описание слайда:
Рекомендуемая для закрепления статья Акулич В. Реформация постучит http://ekonomika.by/gosregulirovanie/strukturnye-reformy/reformatsiya-postuchit декабрь 2015

Слайд 62
Описание слайда:
Список использованной литературы Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. 2-е изд. М.: Российская политическая энциклопедия. 2006. – 656 с. Зень С.Н. Трудовая этика. http://www.polemics.ru/articles/?articleID=1920&hideText=0&itemPage=1 Пульша С. Люди со знаком качества: между трудолюбивыми жмотами и духовными лентяями. Агентство политической экспертизы BISS. 2010. http://nmnby.eu/news/xlibris/2739.html Миронов Б.Н. ТРУДОВАЯ ЭТИКА РОССИЙСКИХ РАБОЧИХ В ПОРЕФОРМЕННОЕ ВРЕМЯ http://www.hist.msu.ru/Labour/Article/mironov.pdf

Слайд 63
Описание слайда:
Какой тип трудовой этики доминирует в Беларуси? Как трудовая этика влияет на экономический рост? Еще более 100 лет назад трудовую этику (предпринимательство) начали считать четвертым фактором производства вместе с тремя другими: труд, земля, капитал.

Слайд 64
Описание слайда:
Отношение к труду: Янжул: трудовая этика – четвертый фактор экономического роста

Слайд 65
Описание слайда:
Отношение к труду. Янжул: трудовая этика – четвертый фактор экономического роста

Слайд 66
Описание слайда:
Трудовая этика. Отношение человека к:

Слайд 67
Описание слайда:
Говорят, что трудовая этика заложена воспитанием (со стороны семьи и школы – со стороны учеников и учителей). Также влияние оказывает религия, поскольку даже в богатых странах остается около 10% и более верующих людей. А есть страны, где число верующих превышает половину населения. В этих странах религия может значительно влиять на формирование трудовой этики человека.

Слайд 68
Описание слайда:
ВВП на душу населения в 2014 г., USD (по номинальному обменному курсу) (красным цветом выделены – преимущественно протестантские страны, синим – католические, желтым – православные, зеленым – буддистские)

Слайд 69
Описание слайда:
Среднемесячная заработная плата, USD (по рыночному курсу) (красным цветом выделены – преимущественно протестантские страны, синим – католические, желтым – православные, зеленым – буддистские)

Слайд 70
Описание слайда:
(красным цветом выделены – преимущественно протестантские страны, синим – католические, желтым – православные, зеленым – буддистские)

Слайд 71
Описание слайда:

Слайд 72
Описание слайда:
Трудовая этика протестантизма 1. Труд является поставленный Богом целью всей жизни человека (Вебер, с. 113). Слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (Вебер, с. 113). Народная пословица: «Кто не работает, тот не ест». Ричард Бакстер (Richard Baxter), 1615-1691, известный пуританский богослов, его называли «самый великий из пуритан»: «Бог всем велел трудиться» (Вебер, с. 169) Нежелание работать служит симптомом отсутствия благодати (Вебер, с. 113). Лень (sloth) и праздность (idleness) считаются особенно тяжкими грехами. Отдых оправдан лишь в том случае, если он необходим чтобы сохранить физическую и умственную работоспособность (Вебер, с. 118). Если размер отдыха превышает эту необходимость, то это грех. Протестанты видят в своем «труде и интенсивном предпринимательстве» - свой долг перед Богом (Вебер, с. 125).

Слайд 73
Описание слайда:
Трудовая этика протестантизма 1. Труд является поставленный Богом целью все жизни человека (Продолжение) (с. 113). Николай Цинцендорф (Zinzendorf ), 1700-1760, один из крупнейших богословов XVIII века: «Трудятся не для того, чтобы жить, а живут для того, чтобы трудиться. Если же человеку больше не нужно трудиться, то он обречен на страдание или смерть» (с. 168). «Вечный покой» ждет «святых» в потустороннем мире, в земной же жизни человеку, для того чтобы увериться в своем спасении, «должно делать дела пославшего его, доколе есть день». Не бездействие, а лишь деятельность служит приумножению славы Господней (Вебер, 113) Богатство не освобождает человека от трудовых обязанностей. Ричард Бакстер: «Имущий также да не ест, если он не работает, ибо, если он и не нуждается в работе для удовлетворения своих потребностей, это не меняет того, что заповедь Божья остается в силе, и он обязан блюсти ее так же, как соблюдает ее бедный» (Вебер, с. 114). Вопрос богатых: Разве богатство не послужит нам оправданием не трудиться? Ответ (Бакстер): «Оно позволяет вам отказываться от низкой работы в том случае, если вы можете быть более полезными на другом поприще, однако от работы как таковой вы освобождаетесь не более чем самый последний бедняк…»(Вебер, с. 169) Филипп Шпенер (Philipp Spener), 1635-1705, лютеранский богослов, основатель пиетизма: «Человек, который может существовать на проценты с капитала, тем не менее обязан работать, выполняя волю Божью» (Вебер, с. 169)

Слайд 74
Описание слайда:
Трудовая этика протестантизма 2. Главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени (Вебер, с. 113). Время безгранично дорого, ибо каждый потерянный час отнят у Бога, не отдан приумножению славы Его (Вебер, с. 113). Трата этого времени на светские развлечения, «пустую болтовню», роскошь, даже на превышающий необходимое время сон (6-8 часов) – морально совершенно недопустимо (Вебер, с. 113). Заповедь молчания, покоящаяся на библейской угрозе кары «за каждое бесполезное слово». (…) Грех бесполезной траты слов. (…) Осуждение не обдуманного заранее разговора (Вебер, с. 165).

Слайд 75
Описание слайда:
Трудовая этика протестантизма 3. Провидение Господне дало каждому профессию (calling), которую он должен принять и на стезе которой должен трудиться. (с. 114) «Трудитесь в поте лица своего на стезе своей» (Вебер, с. 113) Профессиональное призвание – это требование Бога к каждому человеку трудиться к вящей славе Его (Вебер, с. 114). У каждого человека перед Богом имеется профессиональный долг. Р. Бакстер: Определенная профессия является наивысшим благом для каждого человека. Работник определенной профессии занят упорядоченной деятельностью, в отличие от тех, кто пребывает в вечном замешательстве, совершая свои действия вне постоянного места и времени (Вебер, с. 115). В жизни человека «без определенной профессии» отсутствует систематически-методический характер труда (Вебер, с. 115). Это плохо, поскольку «Не труд как таковой, а лишь рациональная деятельность в рамках своей профессии угодна Богу» (Вебер, с. 115). Р. Бакстер: Вне определенной профессии всякая дополнительная деятельность не что иное, как случайная работа; выполняя ее, человек больше лентяйничает, чем трудится. (…) Случайную работу, которую часто вынужден выполнять человек, следует рассматривать как подчас неизбежное, но всегда нежелательное временное занятие (Вебер, с. 115) Избранность воплощается в добросовестности , которая, в свою очередь, находит свое отражение в тщательном и методичном выполнении своих профессиональных обязанностей (Вебер, с. 115).

Слайд 76
Описание слайда:
Трудовая этика протестантизма 3. Провидение Господне дало каждому профессию (calling), которую он должен принять и на стезе которой должен трудиться. (Продолжение) (с. 114) Ричард Бакстер: Специализация ведет, способствуя выучке (skill) рабочего, к количественному повышению производительности труда и тем самым служит общему благу (common best), которое тождественно благу наибольшего числа людей (с. 115). Ограничение человеческой деятельности рамками профессии вместе с отказом от многосторонности является в современном мире обязательной предпосылкой плодотворного труда, что следовательно «дело» и «отречение» - это основной аскетический мотив буржуазного стиля жизни (М. Вебер, с. 126) Еще Гете понял, что эпоха гармоничного, прекрасного человека заканчивается (с. 126) В этой связи русские считали жизнь немцев в частности и европейцев вообще скучной. Они считали их чрезмерно педантичными и мелочными при ведении хозяйства (например, немецкие фермеры, вели учет - сколько каждая корова съела сена и дала молока, высчитывали оптимальное соотношение). О протестантах можно сказать: «Бездушные профессионалы, бессердечные сластолюбцы – и эти ничтожества полагают, что они достигли ни для кого ранее не доступной ступени человеческого развития» (с. 127).

Слайд 77
Описание слайда:
Трудовая этика протестантизма 4. По каким признакам можно понять – работает ли человек в той профессии, которая предопределена ему Богом? И соответственно, является ли он управителем Бога? а). Степень важности производимых человеком благ для всего общества. b). Душевное равновесие. c). Следование принципам нравственности и честности при производстве человеком благ. d). (самый важный) Доходность: Полезность профессии и, следовательно, ее угодность Богу в первую очередь определяется ее доходностью. Если Бог указывает вам этот путь, следуя которому вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком-либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете осуществлению одной из целей вашего призвания (calling), вы отказываетесь быть управляющим (steward) Бога и принимать дары Его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему. Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть (М. Вебер, с. 116). «Ты можешь заниматься тем видом труда, который обеспечит тебе наибольший успех и законную прибыль. Ты обязан развивать все свои способности». (М. Вебер, с. 171) При этом «Добросовестная работа, даже при низкой ее оплате, выполняемая теми, кому жизнь не предоставила иных возможностей, является делом, чрезвычайно угодным Богу» (М. Вебер, с. 125)

Слайд 78
Описание слайда:
Трудовая этика протестантизма 5. Перемена профессии. Сочетание профессий (работ). Перемена профессии не порицается, если она не совершается легкомысленно и исходит из желания заняться профессией, более угодной Богу (М. Вебер, с. 115) Сочетание профессий (или разных работ) допускается при условии, если это не приведет к недобросовестному выполнению своих обязанностей в рамках одной из них (М. Вебер, с. 115). Протестанты (особенно пуритане) высказываются в пользу сочетания нескольких профессий (призваний, callings) при условии, что это будет способствовать общему и собственному благу и никому не принесет ущерба (М. Вебер, с. 115)

Слайд 79
Описание слайда:
Трудовая этика протестантизма 6. Плохо ли быть богатым? Что делать с заработанным богатством? Богатство порицается лишь постольку, поскольку оно таит в себе искушение предаться лени, бездеятельности и грешным мирским наслаждениям. В качестве же следствия выполнения профессионального долга богатство морально не только оправдано, но даже предписано. (Вебер, с. 116) Богатство как результат профессиональной деятельности – это Божье благословение (Вебер, с. 121) Об этом как будто прямо говорится в притче о рабе, который впал в немилость за то, что не приумножил доверенную ему мину серебра (Вебер, с. 116) Желание быть бедным равносильно желанию быть больным и достойно осуждения в качестве проявления синергизма, наносящего ущерб славе Божьей (Вебер, с. 116)

Слайд 80
Описание слайда:
Трудовая этика протестантизма Главный способ искупления грехов – это повседневный труд. Богатство, заработанное честным путем, большой и растущий доход – это признак и свидетельство избранности человека Богом. Профессию дает Бог. Если человек занимается чем-то другим, то не исполняет предписание Бога, то есть совершает грех. Даже, если не просто бездельничает, а выполняет какую-то другую работу, не связанную со своей профессией. В своей профессии человек должен приложить все усилия, чтобы достигнуть полного совершенства в ней. Он должен направить на это все свое время и все свои средства. Человек должен отказывать себе в разного рода соблазнах. Если человеку лень работать, то это верный признак, что он не избранный, что он не получает благодати. Бережливость. Можно тратить лишь столько из заработанного, сколько нужно для сохранения работоспособности. Все остальное следует вкладывать в дело (в бизнес). При этом доходы от депозитов в банке и от недвижимости – не приветствуются.

Слайд 81
Описание слайда:
Трудовая этика протестантизма Признак, что человек верно выбрал профессию, именно ту, для которой он предназначен, которая угодна Богу, - это душевное равновесие. Еще один признак – это размер получаемого дохода. Если человек может в чем-то другом заработать больше, то значит нынешняя его профессия – не угодна Богу. Если человек хорошо зарабатывает, то это не значит, что нужно все тратить на развлечения или вести роскошный образ жизни. Тратить можно только на то, что поможет человеку лучше трудиться, еще лучше организовать свой труд. Протестантизм не одобряет процентный доход от депозитов в банке. Вместо этого он одобряет вкладывание денег в бизнес, в создание все новых и новых благ, полезных обществу. Также протестантизм призывает к аскетичному образу жизни. Например, если человек купил излишне дорогой автомобиль, дом или одежду, это не приветствуется.

Слайд 82
Описание слайда:
Трудовая этика протестантизма Протестантизм не одобряет процентный доход от депозитов в банке, доход от сдачи в аренду недвижимости. Вместо этого он одобряет вкладывание денег в бизнес, в создание все новых и новых благ, полезных обществу.

Слайд 83
Описание слайда:
Трудовая этика католичества 1. Отношение к труду Роль трудовой деятельности в деле спасения и ее место в жизни человека связывается с нахождением его в определенной группе (возрастной, сословной, профессиональной и т. п.), с определенным положением к миру (мирянин или священник), с уровнем образования и "духовным возрастом (Зень).

Слайд 84
Описание слайда:
Трудовая этика католичества 2. Отношение к профессии Основная добродетель католика выводится из верности своему сословию и данной Богом профессии, образу жизни в целом, из добросовестного выполнения своей работы, своих обязанностей, налагаемых принадлежностью к определенному сословию и профессиональной корпорации. Если человек занимается обманом, мошенничеством, недоброкачественно работает, небрежно молится, жестко обращается с подчиненными, то совершает грех, из-за которого обречен на вечные муки или пребывание в чистилище (Зень).

Слайд 85
Описание слайда:
Трудовая этика католичества 3. Отношение к богатству Собственность приобретается трудом и служит труду. Именно служение собственности труду и определяет в конечном итоге законность частной собственности. (Зень). право на частную собственность подчинялось праву всеобщего пользования благами. Формулу Блаженного Августина "обладающий излишним владеет чужим" можно определить как основополагающую по отношению к богатству и бедности в католицизме. Но, здесь вопрос решается неоднозначно. Католическая церковь, считая идеалом бедное добровольное положение монашества, никогда не предписывала нищенского состояния всем людям. Это удел немногих, а основная часть приверженцев не должна быть бедной. Главное - это относиться к бедняку как к страдающему брату во Христе, который, более того, стоит ближе к Христу, чем богатый и благополучный. Отсюда, поощряется и возносится в обязанность "хорошего христианина" благотворительность. (Зень).

Слайд 86
Описание слайда:
Трудовая этика католичества 3. Отношение к богатству (продолжение) Католицизм не обошел своим вниманием и вопросы, связанные с производством денег из денег, то есть, ростовщичество, которое причисляется к разряду самых тяжелых грехов. Интересна одна из трактовок этого греха. Речь идет о том, что ростовщик дает в ссуду деньги и получает их через определенный срок с процентами. Следовательно, он продает только время, которое является Божьим творением, которым владеть может только Бог. Поэтому никто не может торговать временем, отданным на всеобщее достояние. В то же время, беспроцентные ссуды считались делом богоугодным и всячески поощрялись как "ссуды ради чести и добрых дел". (Зень). Особенное внимание в католицизме уделяется понятиям "справедливой", "законной" и "несправедливой", "незаконной" цене. Суть справедливости состоит в том, что стоимость товара должна соответствовать природной стоимости изделия, стоимости затраченного на его изготовление труда и, затем впервые введенный Дунсом Скотом элемент прибыль. (Зень).

Слайд 87
Описание слайда:
Трудовая этика православия 1. Отношение к труду У православных и католиков интерпретация требования апостола Павла трудиться: Труд необходим лишь для поддержания жизни. Там, где отсутствует эта цель, теряет свою силу и это предписание. На того, кто обладает необходимым имуществом и может существовать не работая, это предписание не распространяется (Вебер, с. 114). А: Соответственно богатые могут не трудиться. Если пользоваться размышлениями русского философа Бердяева, то мирская жизнь была подвержена влиянию монашеского идеала, что произвело свой отпечаток на особенности аскетической природы всего народа, отрекающегося от земных дел и земных благ. Для популярного богословия (католического и православного) высшей формой монашеской «производительности» было умножение «Сокровища церкви» молитвой и пением в хоре (Вебер, с. 114) Оборотной стороной высоких качеств простого народа, привитых монашеским идеалом (стремление к полному совершенству и чуткость к недостаткам действительности) были небрежность, неточность, неряшливость, исполнение работы "кое-как" и желание поскорее ее "сбросить", мечтательность и тому подобное. (Зень)

Слайд 88
Описание слайда:
Трудовая этика православия 1. Отношение к труду Русскому религиозному сознанию свойственен поиск абсолютного добра, абсолютной правды, всеобщего спасения, чаяние наступления царства Божьего. Но, с другой стороны, также свойственны отсутствие инициативы и апатия к начатому делу. Известный исследователь русского характера Лосский Н.О. трактовал это следующим образом: "Чем выше цель, тем обыкновенно более сложная система средств ведет к ней... отсюда часто возникает охлаждение к начатому делу и отвращение от него". (Зень) В православии труд не превращался в аскезу в мирской жизни. Хозяйственное и профессиональное совершенствование оставались на периферии религиозного сознания. Материальная оснащенность, техническое совершенствование труда, экономическое преуспеяние оставались вне поля зрения. (Зень)

Слайд 89
Описание слайда:
Трудовая этика православия 2. Отношение к профессии Необходимо быть "искусным во всяком деле человеческом", а не оставаться узким специалистом в каком-то одном виде труда (Зень). Профессионализм в православном сознании не представлялся добродетелью и не входил в число религиозных "заслуг", в отличие от католического, и тем более, религиозного протестантского сознания. В православии был воспринят принцип всеобщей обязанности трудиться и принцип универсальности способностей, а не узкой специализации в каком-либо одном деле. Мастер на все руки почитался лучше хорошего работника в каком-либо одном деле. Узкая профессионализация пугала больше, чем дилетантство, связанное со стремлением к универсальности. (Зень). Институализируется в общественном сознании незафиксированность на определенном социальном и профессиональном положении, занятость каким-либо определенным делом не связывается с призванием и служением Христу. (Зень).

Слайд 90
Описание слайда:
Трудовая этика православия 3. Отношение к богатству Всякий труд, совершаемый ради богатства, сребролюбия, славы, власти и порицается (Зень). В русской православной традиции поощряется безвозмездность труда, то есть неоплата различных социально-значимых видов работ или намеренное занижение их стоимости (Зень). А: В народе, как бы стыдно брать деньги за выполненную работу. Существует стеснение прошения адекватной платы за свой труд, боязнь переоценки его, что показало бы гордыню и жадность православного. Широта души не позволяла мелочно выискивать свою выгоду. Поэтому проще и спокойнее для совести занизить плату, отдать часть своего труда даром, как бы в подарок, что совершенно чуждо западному менталитету, воспитанному на поисках строгой адекватности между затраченным трудом и его вознаграждением. (Зень). Еще одной особенностью православной этики труда являлась идея распределения благ "по-справедливости", братской любви и правды Божьей. Идея по сути своей неплохая, но особенность в том, что на практике часто это приводило к тому, что основное внимание уделялось не производству, а распределению. (Зень).

Слайд 91
Описание слайда:
Трудовая этика православия 3. Отношение к богатству (Продолжение) Высшую ступень в социальной иерархии на спасение занимают наиболее совершенные духовно. (А: Кто в своей жизни больше молится, а не тот, кто больше работает и создает больше благ). Поэтому очень часто святые подвижники представали как бедняки, кроткие и смиренные труженики, занятые тяжелым и "низким" трудом. (…) (Зень) Владение частной собственностью в православии осуждается как идолослужение. Имущество и все материальные блага становятся правомерными, когда они становятся общим достоянием и по-братски распределяются между всеми. Прикрепление их к одному человеку, "эгоистическое" владение ими трактуется как проявление демонизма. (Зень) Русское православное монашество видело в добровольной бедности одну из высших форм аскезы, а богатство рассматривало сомнительным в этическом плане. Отсюда, богатство - это порок, а бедность предполагает добродетель (Зень). Принцип главенства внутреннего над внешним. (…) Главное совершается в глубине души и неприметно. (…) Формирование особого типа человека в православной среде - "странника", который полностью освобожден от мира и всех его благ. (…) Здесь внешние параметры, такие как положение на социальной лестнице, размеры имущества, внешний вид или профессия уходят на задний план. (Зень).

Слайд 92
Описание слайда:
Сами белорусы считают, что они намного более трудолюбивы, по сравнению с европейцами и россиянами. Но так ли это. Не очередной ли это миф, который выгоден всем и поэтому всеми поддерживается? Пульша С. Люди со знаком качества: между трудолюбивыми жмотами и духовными лентяями. Агентство политической экспертизы BISS. 2010. Ссылка: http://nmnby.eu/news/xlibris/2739.html

Слайд 93
Описание слайда:
Трудовая этика православия Бизнес должен работать не ради прибыли, а ради общественной пользы. « Как к вам отнесутся, если вы будете зарабатывать на свой карман, но не будете содержать родное государство, которое обеспечивает хотя бы вашу безопасность? Не воруйте! Не будьте жлобьем!"  http://news.tut.by/economics/459051.html » «Я любому инвестору, западному, внутреннему и восточному, говорю одно: относитесь к нашему государству и нашему народу, как к своей семье. Не будьте жлобьем, не набивайте карманы, дайте сначала что-нибудь людям, к которым вы пришли и обещали подарить счастье. Не будет этого — работать у нас не будете, и такие инвестиции в нашу экономику нам не нужны. Мы сами будем справляться со своей экономикой. Пришли работать — работайте» http://www.belaruspartisan.org/economic/309780/ Пословицы: «Послал Бог работу, да отнял черт охоту», «Работа не волк, в лес не убежит», «Трудом праведным, не построишь палат каменных».


Скачать презентацию на тему Трудовая этика и социальные ценности как четвертый структурный (долгосрочный) фактор экономического роста можно ниже:

Похожие презентации