ЭВРИСТИКА

ЭВРИСТИКА
ЭВРИСТИКА
(от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) — совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Э. называют также специальную научную область, изучающую специфику творческой деятельности. Эвристические методы противопоставляются рутинному, формальному перебору вариантов по заданным правилам. В сущности, при решении любой задачи человек всегда использует те или иные методы, сокращающие путь к решению, облегчающие его нахождение. Напр., при доказательстве теорем геометрии обычно используется в качестве эвристического средства чертеж; решая математическую задачу, используются решения др. похожих задач; в качестве эвристических средств используются общие утверждения и формулы, индуктивные методы, аналогии, правдоподобные умозаключения, наглядные модели и образы, мысленные эксперименты и т.п.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ЭВРИСТИКА
        (от греч. —отыскиваю, открываю),
        1) спец. методы решения задач (эвристич. методы), которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математич. модели. Использование эвристич. методов (эвристик) сокращает время решения задачи по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; получаемые решения не являются, как правило, наилучшими, а относятся лишь к множеству допустимых решений; применение эвристич. методов не всегда обеспечивает достижение поставленной цели. Иногда в психологич. и кибернетич. литературе эвристич, методы понимаются как любые методы, направленные на сокращение перебора, или как индуктивные методы решения задач.
        2) Организация процесса продуктивного творч. мышления (эвристич. деятельность). В этом смысле Э, понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творч. задач (напр., механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирования опровержений с помощью контрпримеров и т. п.). 3) Наука, изучающая эвристич. деятельность; спец. раздел науки о мышлении. Её осн. объект — творч. деятельность; важнейшие проблемы — задачи, связанные с моделями принятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества структурирования описаний внеш. мира (на основе классификаций типа периодич. системы или систематики К. Линнея). Э. как наука развивается на стыке психологии, теории «искусств, интеллекта», структурной лингвистики, теории информации. 5) Спец. метод обучения (сократич. беседы) или коллективного решения проблем. Эвристич. обучение, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. Коллективный метод решения трудных проблем (получивший назв. «мозговой штурм») основан на том, что участники коллектива задают автору идеи решения, наводящие вопросы, примеры, контрпримеры.
        Пойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., т. 1—2, М., 19752; Поспелов Д, А., Пушкин В. Н., Мышление и автоматы, М., 1972; Пушкин В. Н., Э.— наука о творч. мышлении, М., 1967; Управление, информация, интеллект. (Сб. ст.), М., 1976.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ЭВРИСТИКА
(от греч. heurisko отыскиваю, открываю)
искусство изобретения; руководство к тому, как методическим путем находить новое. Эвристический – относящийся к изобретению, открыванию, а также служащий нахождению нового (новых идей, новых фактов); большими эвристическими ценностями являются гипотезы как вспомогательные средства для исследования. Эвристический метод в научном изложении состоит в изображении пути, на котором были найдены научные результаты, в противоположность систематическому изложению.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ЭВРИСТИКА
(от греч. εὑρίσκω – отыскиваю, открываю) – 1) момент открытия нового; 2) методы, используемые в процессе такого открытия (эвристич. методы); 3) наука, изучающая творч. деятельность; 4) метод обучения (т.н. сократические беседы).
Исторически понятие Э. возникло в Древней Греции как метод обучения, применявшийся Сократом: в ходе беседы ее участники с помощью системы наводящих вопросов и примеров наталкивались учителем на правильный ответ. Сократич. беседа использовалась мн. философами (Платон, Ксенофонт) и естествоиспытателями (Декарт, Лейбниц, Эйлер) для изложения своих теорий.
Э. как момент открытия нового связывается с инсайтом, "озарением", мгновенным нахождением решения задачи в результате завершения осознанного или неосознанного процесса поиска этого решения.
Э в р и с т и ч . м е т о д ы (называемые иногда "эвристиками") обладают след. чертами: 1) их использование сокращает время решения задачи по сравнению с методом слепого перебора; 2) способ решения, получаемый с помощью этих методов, может быть неоптимальным по ряду параметров (время, точность, достоверность решения и т.д.); 3) при ограничениях, накладываемых на параметры, применение эвристич. методов может и не привести к цели. Интерес к исследованию эвристич. приемов и методов особенно возрос в связи с решением при помощи технич. устройств задач на распознавание образов, на доказательство теорем и т.д., в к-рых человек может оценивать результат соответствующего процесса, но не может дать точный алгоритм выполнения этого процесса. При использовании ЭВМ для решения подобных задач программист, не зная точного способа, приводящего к цели, вводит в ЭВМ способ решения, основанный на правдоподобных рассуждениях самого программиста, или дает возможность машине проводить правдоподобные рассуждения (на основе введения в машину алгоритма формирования таких рассуждений, опирающегося на машинный и человеч. опыт решения задач данного класса). Такие программы для ЭВМ получили название эвристич. программ. Наиболее известна из них программа "Общий решатель проблем" (ОРП), построенная А. Ньюэллом, Дж. Шоу и Г. Саймоном и позволяющая машине находить решения широкого класса логич. задач, если условие задачи записано в специальном входном языке этой программы. Осн. эвристиками в ОРП являются метод выделения последовательностей подцелей, последоват. движение к-рых приводит к поставленной цели, и метод обобщенных действий, сводящийся к оперированию не истинными элементами задачи, а нек-рыми идентификаторами совокупностей этих элементов. Однако при попытке использовать ОРП для решения задач игры в шахматы выяснилось, что этих эвристик явно недостаточно. Были предложены др. принципы построения эвристич. программ (В. Рейтман, X. Гелернтер и др.), узкоспециализированных и рассчитанных на решение задач, однотипных по своей природе. При составлении таких программ сначала производится протоколирование решения задач рассматриваемого класса человеком, к-рому предлагается в процессе эксперимента "думать вслух", а затем на основании этих протоколов выявляются эвристики человека и эвристич. критерий успеха, на к-рый он опирается. После этого соответствующая информация закладывается в эвристич. программу и вводится в машину. Если результаты машинного решения задачи совпадают по выбранным параметрам с результатами решения ее человеком, то эвристич. программа считается эффективной. При достаточно широком психологич. эксперименте в машину может быть введен опыт большого коллектива людей, и решение задачи данного типа машиной может осуществляться более эффективно, нежели решение ее одним человеком.
Э . к а к н а у к а имеет своим предметом эвристич. деятельность человека или технич. устройства. Изучение эвристич. деятельности тесно связано с теми науками, к-рые исследуют поведение живых систем в ходе решения творческих (в широком смысле) задач (прежде всего психология и физиология высшей нервной деятельности), т.е. систем, способных осуществлять эвристич. деятельность. Осн. задачи Э. как науки сводятся к построению моделей осуществления процесса поиска нового для данного субъекта (или общества в целом) решения задачи. Существует несколько таких моделей. Модель слепого поиска, имеющая сторонников среди нек-рых кибернетиков (см., напр., Д. Кэмпбелл, Слепые вариации и селективный отбор как гл. стратегия процессов познания, в кн.: "Самоорганизующиеся системы", М., 1964, с. 292), опирается на разработанный Торндайком метод проб и ошибок. Слабость модели слепого поиска состоит в невозможности объяснения с ее помощью высокой скорости решения человеком большинства творч. задач. В наст. время в чистом виде эта модель большинством психологов и кибернетиков отвергается.
Более распространена лабиринтная модель эвристич. деятельности, впервые сформулированная на основе экспериментов с крысами В. Смоллом (1900). В этой модели каждая задача, стоящая перед субъектом или технич. устройством, рассматривается как лабиринт, а поиск решения – как процесс блуждания по лабиринту. Лабиринтная модель внесла в модель слепого поиска элемент структурности, однако при решении нек-рых задач, когда лабиринтная структура была фактически задана субъекту, лабиринтная модель оказалась несостоятельной. В этих случаях человек не производит в процессе решения задачи "блуждания по лабиринту", определяемому структурой этой задачи, а реализует гораздо более эффективный процесс, позволяющий находить нужное решение значительно быстрее, чем при лабиринтном методе. Иногда (т.н. задачи на "догадку") лабиринт строится испытуемыми в процессе решения и, т.о., блуждание по лабиринту выступает лишь как заключит, этап эвристич. деятельности.
Наиболее содержат. моделью эвристич. деятельности можно считать структурно-семантич. модель. Она исходит из того, что в основе эвристич. деятельности по решению задачи лежит принцип построения системы моделей, к-рая отражает структуру связей семантич. характера между объектами, образующими "поле" задачи. В процессе построения такой системы моделей субъект осуществляет следующие действия: выделение в потоке входной информации дискретных объектов (селективный отбор объектов); выявление связей между ними (путем прямого наблюдения или проведения рассуждений об этих связях); актуализация тех выделенных множеств. объектов и связей, к-рые представляют интерес с т. зр. поставленной цели; абстрагирование от неактуальных объектов и связей; формирование обобщенных элементов из однотипных (по актуальным связям) структур; нахождение связей между обобщенными элементами; поиск по полученному обобщенному лабиринту с учетом предшествующего опыта на аналогичных обобщенных лабиринтах. В кибернетич. плане структурно-семантич. модель исследовалась в работах В. М. Глушкова, А. А. Фельдбаума, а в психологическом – В. Н. Пушкиным, Д. Н. Завалишиной и др. По существу на той же модели основаны известные исследования Н. А. Бернштейна и его учеников. В наст. время созданы и успешно работают программы для ЭВМ, построенные по принципу структурно-семантич. моделей. С их помощью удается решать ряд задач оптимального управления сложными системами, к-рые не могли быть решены с помощью программ, опирающихся на лабиринтную модель.
Успешные результаты решения задач на машине с помощью эвристич. программ рассматривают иногда как доказательство того, что эвристич. деятельность человека протекает по тем же законам, по к-рым реализуется программа (см. напр., высказывание А. Ньюэлла и Г. Саймона в кн.: "Кибернетика и живой организм", К., 1964, с. 23). Выступая против подобной подмены изучения эвристич. деятельности человека созданием эвристич. программ, ряд кибернетиков и психологов предлагает отказаться от термина "Э." применительно к вычислит. машинам (см., напр., Кибернетич. сборник, вып. 5, М., 1962, с. 118–19).
Лит.: Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, 3 изд., ч. 1–2, СПБ, 1909; Рейтман В., Разработка программ для решения интеллектуальных проблем, "Заруб. радиоэлектроника", 1962, No 1; Глушков В. М., Гносеологич. природа информац. моделирования, "ВФ", 1963, No 10; Бобнева М. И., Эвристич. программы, "лабиринты" и нек-рые проблемы психологии, "Вопр. психологии", 1964, No 5; Hьюэлл Α., Шоу Дж., Саймон Г., Разновидность интеллектуального обучения "вычислителя для решения задач общего типа", в кн.: Самоорганизующиеся системы, пер. с англ., М., 1964; Пушкин В. Н., К пониманию эвристич. деятельности в кибернетике и психологии, "Вопр. психологии", 1965, No 1; Поспелов Д. Α., Решение задач оперативного управления с помощью системы моделей, в кн.: XVIII Междунар. психология, конгресс. Симпозиум 25, М., 1966; Тихомиров О. К., Эвристики человека и машины, "ВФ", 1966, No 4; Πоспелов Д. Η., Πушкин В. Н., Садовский В. Н., Эвристич. программирование и Э. как наука, "ВФ", 1967, No 7; De Groot A. D. van, Het Denken den Schaker, Amst., 1946; Gelernter H. L., Rochester N., Intelligent behavior in problem-solving machines, "IBM Journ. of Research and Development", 1958, v. 2, No 4; Newell Α., G. P. S. a program that simulates human thought, в кн.: Lernende Automaten, Münch., 1961; Tonge F. M., The use of heuristic programming in management science, "Management Science", 1961, v. 7, No 3; Computers and thought, ed. by E. A. Feigenbaum and J. Feldman, Ν. Y., 1963; Newell Α., Simon Η. Α., Simulation of human processing of information, "Amer. Math. Monthly", 1965, v. 72, No 2, pt 2.
Д. Поспелов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ЭВРИСТИКА
    ЭВРИСТИКА (от греч. ευρίσκω— открываю, отыскиваю) — методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Изучение эвристических методов обнаруживает определенное сходство исследовательских процедур и деятельности, по крайней мере в той их части, которая связана с творческим обобщением наличного материала и выдвижением гипотез. Эвристика как метод обучения восходит к приемам, приписываемым Сократу и известным как “сократическая беседа”. Под последней подразумевается диалог, в котором один из собеседников подталкивает других к новым для них (или для всех участников беседы) выводам. Учение об эвристике — составная часть наукоучения Б. Больцано, который трактует эвристику как учение о путях развития мысли. Своеобразное применение сократических методов нашел английский педагог нач. 20 в. Г. Е. Армстронг. Он построил курс обучения естествознанию как последовательность исследовательских проблем, решение каждой из которых доступно ученикам.
    Детальное изучение эвристических приемов в математике было предпринято Д. Пойа, который выделил два взаимодополняющих элемента математического исследования — удачную догадку и универсальный метод. Пойа показал, что решение всякой математической задачи сосредоточено вокруг одного ключевого момента — озарения, наступающего подчас после долгих бесплодных размышлений. Он выделил ряд характеристик этого момента — внезапность, изменение привычного взгляда, уверенность в правильности. Внезапность состоит в непредсказуемости происходящего события. Открытие, строго говоря, ничем не гарантировано, и его нельзя планировать. Изменение привычного взгляда означает переосмысление условий задачи, которые из бессвязного набора отдельных фактов превращаются в завершенное и логично устроенное целое. Именно эта связность обусловливает уверенность в правильности, поскольку сообщает особую ясность видению решения. Случайный и непредсказуемый характер догадки в решении задачи делает, по мнению Пойа, утопией проекты Декарта и Лейбница, которые ставили своей целью разработку универсального метода решения любых задач и исследовательских проблем. Вместе с тем можно разработать методические приемы, способствующие открытию. Их использование хотя и не гарантирует удачной догадки, однако повышает шанс прийти к ней. Именно так Пойа рассматривает “Правила для руководства ума” и “Рассуждение о методе” Декарта.
    То, что Пойа обнаруживает в математике, пр^утствует в любой исследовательской деятельности. Проще всего увидеть момент эвристики в выдвижении объясняющих гипотез. Каждая из них, если она удачна, есть новое решение научной проблемы, превращающее ранее неупорядоченный набор эмпирических фактов в связную теоретическую конструкцию. Гипотеза никогда не может быть простым обобщением наблюдаемых фактов — она включает нечто иное, не содержащееся в них. Известные факты должны быть получены из нее в качестве логических следствий. Объяснительная сила гипотезы обнаруживается при появлении новых фактов, не известных в момент ее выдвижения. Если гипотеза верна, то эти факты также должны быть превращены в ее логические следствия. Важна, однако, способность гипотезы не только объяснять факты, но и служить основанием для прогнозов. Такая модель отношений между эмпирическими данными научной теории в целом укладывается в предложенную Поппером схему фальсификации научных гипотез. Смысл фальсификации состоит в сопоставлении наблюдаемого факта и прогноза, делаемого на основании имеющейся гипотезы. Прогноз выводится из гипотезы с помощью строгих логических процедур. Поэтому несовпадение прогноза и наблюдения приводит к необходимости отвергнуть гипотезу на основании правила modus tollens. Роль эвристических приемов в формировании научно-исследовательских программ изучал также Лакатос, который счел попперовскую модель неверной (или недостаточной) сразу в двух пунктах. Первое замечание Лакатоса состояло в том, что правило modus tollens используется далеко не всегда: к “жесткому ядру” (т. е. основным гипотезам исследовательской программы) оно применимо только в исключительных случаях. Все несовпадения фактов с прогнозами рассматриваются в основном как аномалии (или контрпримеры), которые должны быть объяснены именно в рамках имеющейся гипотезы. Такое объяснение представляет собой защиту наиболее существенных положений исследовательской программы и осуществляется путем выдвижения дополнительных гипотез, не противоречащих основной. При этом работают именно те эвристические приемы, которые рассматривал Поплер: дополнительная гипотеза выступает как обобщающая догадка для эмпирических фактов. Такую деятельность Лакатос назвал “отрицательной эвристикой”, указав, однако (и в этом состоит второе возражение Попперу), чторазвитие научных теорий ей не ограничивается. Согласно Лакатосу, появление новых теоретических открытий далеко не всегда связано с необходимостью объяснять эмпирические факты. Происходит совершенствование теории, диктуемое совершенно иными потребностями, напр. достижения максимальной общности или устранения принятых ранее модельных упрощений. Описанное развитие научной теории Лакатос называет “положительной эвристикой”.
    Структура эвристических приемов Пойа весьма близка к “отрицательной эвристике” Лакатоса. Догадка, которая возникает при решении задачи, есть принцип, позволяющий объединить в связное целое различные условия, подобно тому как гипотеза сводит в одну теорию различные эмпирические факты. Однако эвристику, появление новых подходов и теорий едва ли можно рассматривать во всех случаях как приведение к единству заранее поставленных условий.
    Лт.: Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995; Пойа Д. Математическое открытие. М., 1970; Потер К. Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.
    Г. Б. Гутнер

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЭВРИСТИКА" в других словарях:

  • ЭВРИСТИКА — [< гр. heurisko нахожу] наука о методах и правилах нахождения искомых данных; отличается от дедуктивного метода тем, что работает с гипотезами (ГИПОТЕЗА) и моделями. Это частный случай методики проб и ошибок. Ср. ДЕДУКЦИЯ. Англ. Trial and error… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • эвристика — в широком смысле наука о творчестве; в узком, более современном, теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. Эвристические программы для компьютера отличаются от программ систематического поиска …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эвристика — эмпирическое правило, упрощающее или ограничивающее поиск решений в (сложной) предметной области. По английски: Heuristic См. также: Формальные знания Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • эвристика — эмпиричность, эмпирия, эмпиризм, эмпирика, экспериментальность Словарь русских синонимов. эвристика сущ., кол во синонимов: 5 • экспериментальность (5) …   Словарь синонимов

  • эвристика — Опыт. Знание, приобретенное на основе накопления опыта. [http://www.morepc.ru/dict/] эвристика 1. В широком смысле слова раздел психологии, изучающий природу мыслительных операций человека при решении им различных задач. 2. В узком смысле — …   Справочник технического переводчика

  • ЭВРИСТИКА — (от греч. heurisko отыскиваю открываю),..1) специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы)2)] Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность)3) Восходящий к Сократу метод обучения …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭВРИСТИКА — ЭВРИСТИКА, эвристики, мн. нет, жен. (от греч. heurisko нахожу) (научн.). Совокупность приемов исследования; учение о таких приемах. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЭВРИСТИКА — ЭВРИСТИКА, и, ж. (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Эвристика — 1) наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые в процессе открытия нового и в обучении 2) Деятельность по организации процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность). Связана с психологией, физиологией… …   Морской словарь

  • ЭВРИСТИКА — (от греч. heurisko отыскиваю) англ. heuristics; нем. Heuristik. 1. В древней Греции система обучения путем наводящих вопросов. 2. Наука, изучающая природу мыслительных операций человека при решении различных задач. 3. Совокупность логических… …   Энциклопедия социологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»