автор, издатель и первый исполнитель пан-славянского ура - патриотического марша «Прощание славянки». Выпускник Варшавского музыкального института, более 40 лет работал в музыкальной школе Симферополя, ведя теоретические предметы и класс духовых инструментов. За свою жизнь сделал сотни оркестровок. Предпочитал военные марши.
Биография
Родился в семье учителя начальных классов (из семьи меламеда в хедере). В детстве овладел игрой на флейте.
Окончил Варшавскую консерваторию в 1900 году, флейтист по специальности, получил два диплома военного капельмейстера и учителя музыки.
В 1900-1903 служил в 160-м Абхазском пехотном полку в Гомеле.
В 1903 году переехал в Симферополь, где создал издательство (Бюро военной инструментовки «Богорад и К°»), где печатались новые произведения для духовых оркестров. До революции это было одно из самых популярных музыкально-издательских предприятий.
Он был прекрасным аранжировщиком, композитором и талантливым педагогом. В каталоге РГБ записано 161 его произведения. В книге «История военной музыки России», В. И. Тутунов, Москва, «Музыка», 2005 год. написано "более 600"
Он является автором некоторых весьма известных произведений, таких, как например, "Песнь Шамиля" , увертюра "Царь голод" (1922) , увертюра "Столетие 1812 года" (1912), довольно популярных маршей "Тоска по Родине" и "Прощание Славянки" ( оба - 1904-1905)
Среди его учеников:
профессора, преподаватели А.Л. Стасевич, А.А. Федотов,
композитор, Народный артист СССР, директор Большого театра СССР М.И. Чулаки.
Г.М. Калинкович — полковник военный дирижер, профессор Московского Института военных дирижеров автор многих пьес для духового оркестра[2].
Григорий Самойлович Нагорный – один из первых учеников Я.И.Богорада, флейтист, первый крымский военный капельмейстер. [3][4]
Яков Богорад расстрелян в числе прочих евреев Симферополя в 1941, 12-13 декабря, в противотанковом рву на 11-м километре Феодосийского шоссе.
Прощание Славянки
Марш «Прощание славянки» издан Я.И. Богорадом в Симферополе, в 1912 году, с ура патриотическими лозунгами на обложке издания, вызванными и определенными цензурными обстоятельствами, а именно - поднявшейся в то время волной панславянского агрессивного шовинизма. Он бесплатно помог записать В. И. Агапкину клавир и оркестровал марш. Вместе они сочинили трио и придумали и название маршу — «Прощание славянки». За свой счет он и издал ноты марша в Симферополе.
Марш представляет собой аранжировку и обработку хасидских мелодий (Хад гадья и Лешона, обе входят в пасхальную агаду, в том виде как эта мелодия была популярна в Крыму среди как еврейского, так и нееврейского населения, согласно рассказу Куприна «Гусеница», который описывает эту мелодию как песню подвыпивших балаклавских рыбаков, в 1905 году, т.е. за семь лет до создания марша.)
Название марша «Прощание Славянки» - происходит от названия симферопольской речки Славянка, на берегу которой находились казармы Литовского полка.
Цитата
Российское еврейство было заперто в огромном гетто, т.н. "черте оседлости", лишено элементарных гражданских прав - действовал специальный "Свод законов о евреях", полностью сегрегировавший российских евреев от прочих граждан.
Русский антисемитизм был на подьеме и принимал уже форму расизма - в этом смысле царская Россия была прямым предшественником нацистской Германии.
Так:
1910 г.
Запрещен прием как евреев, так и крещеных евреев (и их детей) в Военно-медицинскую академию.
1912 г.
Согласно дополнению к правилам о приеме в кадетские корпуса, запрещен прием как евреев, так и крещеных евреев, даже если крестились их деды.
В таких условиях появление еврея в качестве автора ура-патриотического марша обрекало это сочинение на замалчивание, а то и полный запрет. Понятно, что в таких условиях Богорад мог использовать подставного "арийца" Агапкина, дабы донести до публики свое сочинение.
Евреи в русской армии также подвергались жесточайшей дискриминации.
Не только для евреев, и потомков выкрестов был закрыт прием в юнкерские училища и кадетские корпуса.
Евреям было запрещено присваивать офицерские звания.
Евреям-врачам было запрещена занимать должности военных врачей.
Был определен перечень наград, которые запрещалось давать евреям.
Для солдат-евреев был введен запретительный список специальностей и должностей унтер-офицеров.
Т.е. в России действовал режим почти нацистского толка по отношению к еврейским гражданам.
Только концлагерей не было, но массовые убийства евреев санкционировались властями во время регулярных погромов.
Нашел еще одно документальное обьяснение тому, почему Богорад использовал "васю агапкина" как ширму:
В русской армии в 10-ые годы вводятся новые ограничения для евреев:
Евреи-новобранцы, равно нижние чины из евреев не допускаются:
в гвардию, в команды интендантского ведомства, также в конвойные и местные, в писарские ученики, во флот, в пограничную и карантиную стражи, в крепостную артиллерию и миномётные роты
к прохождению курса в юнкерских (с 1910 – военных училищах, пр. по в. в. 1910 г. за № 243) училищах
к держанию экзамена на звание прапорщика запаса
Евреи, имеющие какие-либо фармацевтические степени, в случае мобилизации, не назначаются на должности по своей специальности
Евреи не определяются на места военных капельмейстеров; среди штатных музыкантов их может быть только половина общего числа
Евреи определяются на военно-врачебные должности по 5 % норме, причём в части, где по штату полагается только один врач, евреи не назначаются вовсе
На службе евреи не должны быть выделяемы по довольствию пищей из артели, a должны продовольствоваться на общем основании из общего котла, кроме еврейских постов и больших праздников.
В жандармские дивизионы и команды (военную полицию) не принимаются евреи, хотя бы и крещёные
Получается, что еврею Богораду по этим циркулярам вообще было запрещено быть военным капельмейстером и руководить военным оркестром. Так что Славянку он был просто вынужден замаскировать "васей агапкиным" - иначе у него просто не было шансов услышать свое сочинение в исполнении военного оркестра, для которого она и писалась