Рузке Продюсер
Рузке Продюсер
Топ айтюнса по цене банки Балтики. Статьи о продвижении, букинге, менеджменте артистов. Объясняю, как стать известным и умереть в 27
Читать 1 минуту

Цифровое шоу для онлайн-аудитории: выявляем основные вызовы для музыкальной индустрии в пост-COVID эпоху (Часть 2). Перевод

Рузке Продюсер переводит Soundcharts

Ниже опубликован текст, написанный НЕ автором канала "Рузке Продюсер". С разрешения редакции Soundcharts публикуем перевод написанного ими текста. Это вторая часть. Обязательно прочтите первую, чтобы понимать, о чем мы тут вообще говорим.
Ссылка на первую часть перевода

Стриминг в режиме live приходит на спасение?

Первым инстинктивным ответом со стороны музыкальной индустрии, направленным на закрытие внезапно возникшей зияющей дыры на том месте, где раньше были живые выступления, было перемещение этих самых концертов в цифровой формат. Как говорит Чери Ху на своей странице в сервисе Patreon, благодаря COVID-19, стриминг в режиме live стал новым вариантом нормы. И хотя её слова отражают реальность, последние несколько месяцев наглядно показали, что перенести live-шоу в цифровой формат оказалось чрезвычайно сложно, если не невозможно.

Image for post
Количество поисковых запросов по времени, Live-стрим и Изоляция
Источник: Google Trends

Что я имею в виду: live-концерты имели смысл, особенно в мрачные времена пандемии. Концерты в цифровом формате были чем-то новеньким и захватывающим, они позволяли людям, торчащим дома, на мгновение вернуться в реальность до COVID. Эти прямые трансляции были проведены, чтобы заменить отмененные шоу и концерты. Организаторы руководствовались логикой «лучше так, чем никак» - и действительно, этот вариант был лучше, чем не делать ничего.

Но со временем стало ясно, что live-стримы концертов сами по себе просто не могут конкурировать с контентом, который был цифровым изначально и который совершенствовался в ходе многих лет практики. Чтобы привлечь внимание аудитории, ваш концерт должен быть лучше и интереснее, чем серия сериальчика на Netflix, видосы на YouTube, каналы TikTok, стримы на Twitch, видеоигры и так далее. И когда ваша прямая трансляция в основном представляет собой запись концерта, который вы и так можете найти на YouTube (где,к тому же, вы не сможете почувствовать себя частью толпы), не вините юзеров за то, что они предпочли ваш стрим сериалу типа Tiger King.

Тем не менее, я не думаю, что прямые трансляции - это путь в никуда. У таких площадок-посредников есть свой потенциал, и они могут стать мощным инструментом в грамотных руках, но тогда и только тогда, когда мы сможем отойти от убеждения, что «live-стрим - это лишь запись шоу, которое происходило в реальности», которое всё ещё превалирует в музыкальной индустрии.

В конце концов, цель live-стрима состоит в том, чтобы воссоздать эмоции и впечатления от живого выступления. Однако это не та штука, которую можно достичь, просто воссоздав все атрибуты живого выступления: сцену, освещение, выступление артиста и т. д. Хорошее цифровое шоу должно впитать дух живого выступления и его характерные черты, а затем перевести их в цифру. В связи с этим возникает вопрос, а что такое «живое выступление» на самом деле??

Энергетика живого выступления

Итак, почему люди ходят на концерты? Ответ может сильно разниться в зависимости от типа шоу и типа зрителя. Для некоторых, живое выступление про то, чтобы заново послушать свои любимые треки в новом формате и более осознанной манере. Для других концерт это способ затеряться в столпотворении людей или забыться в безостановочных танцах. Для некоторых это способ сблизиться с исполнителем. А для кого-то это способ пообщаться с друзьями, потягивая пивко.

В поисках способа структурно представить, что такое "дух" или "впечатления" от живых выступлений и выразить его в обобщающих терминах, я обратился к научным статьям. Как известно, музыкальный рынок является чрезвычайно неразвитой областью с академической точки зрения, но что-то полезное мне удалось найти.

Я хотел бы обратить ваше внимание на одну статью под названием (готовы?) "Соответствие концерта определённым качественным атрибутам и обеспечиваемая полнота вовлечённости, как характеристики используемые при оценке живого выступления со стороны посетителя концерта: теория и практическое применение для компаний, предоставляющих смежные услуги" за авторством Ангелы Хаусман. Цель статьи - создание и тестирование модели, которая бы связывала определенные характеристики шоу с общим удовлетворением аудитории. Ангела приходит к двум выводам, которые, я думаю, могут реально помочь нам понять, что из себя представляет этот «опыт живого выступления». Есть вкратце, то суть в следующем:

Во-первых, исследование показало, что все "физические характеристики" шоу имеют значение только в той мере, в которой они влияют на "взаимодействие с аудиторией", или на"общее наслаждение и вовлечённость в концертное действо". Другими словами, все внешние атрибуты, начиная от декорации зала и заканчивая качеством звука и навыками исполнителя, имеют значение только в том случае, если они являются частью общего опыта, который такой концерт предоставляет. Концерт оформляется как целостный концепт - тогда и только тогда есть аудитория, которая им наслаждается, которая чувствует себя единой, как группа единомышленников, группа фанатов, которые собрались, чтобы поделиться с артистом своей признательностью за его творчество.

Во-вторых, исследование выявило второй важный компонент подобного опыта - степень "вовлечённости в действо". По определению автора, участие в концертном действии во многом похоже на состояние потока, то есть на чувство "когда ты настолько вовлечен в текущую деятельность, что кажется, что остальное не имеет значения" - за исключением того, что участие в концерте по своей сути пассивно. На концерте зрители не всегда имеют власть над тем, что происходит на сцене, однако зрители концерта часто настолько поглощены происходящим, что все остальное отходит на второй план.

Мне нравится думать о концертном опыте как о «магии живого выступления». Конечно, мы все это испытывали - это чувство потерянности в действии, полная сфокусированность на текущем моменте. Есть только ты, люди вокруг тебя и концерт. Это чувство является вторым неотъемлемым компонентом для формирования полноценных впечатлений от живого выступления.

Если мы попытаемся применить эту концепцию к live-стримингу, это может помочь нам идентифицировать основные недостатки этого инструмента. Давайте начнем с вовлечённости. Пока неясно, как можно вызвать это чувство, и я не буду пускаться мыслью по древу - иногда музыка цепляет непонятно чем и работает не пойми как, и мы должны принять это как данность. Ясно одно: вовлеченный слушатель увлечен концертом, самим моментом - и такого гораздо сложнее добиться, когда весь концерт - это просто вкладка в браузере, в одном клике от других вкладок с... ну, в общем, с другими вещами, которые человек может смотреть в интернете.

Посещение концерта - это своего рода ритуал. Вы должны получить билет, прибыть на место, войти, пройти проверку безопасности, поглазеть на разогрев и т. д. Совершая подобные действия, вы гарантируете себе ,определенный опыт. Вы попадает в пространство, которое служит единственной цели - сконцентрировать все ваше внимание на шоу, на самом действии. Если вы попадаете туда, то вы полностью посвящаете себя происходящему вокруг вас процессу.

Я верю, что сам процесс посещения концерта настраивает вас на восприятие этой «магии живого выступления». В случае же live-трансляций все, что нужно, - это открыть ссылку, при этом повседневная рутина никуда не девается, она всё также с вами, а весь существующий контент в мире находится на расстоянии одного клика.

Вы по-прежнему сталкиваетесь со всеми отвлекающими моментами: от уведомлений Facebook до фида с рекомендациями на той же самой странице YouTube, на которой идёт трансляция. Можно это представить под таким соусом: как вы думаете, кто-нибудь когда-нибудь брал трубку и говорил: «Извините, я не могу сейчас говорить, я на (цифровом) концерте»?

Остаётся ещё один нерешенный вопрос - взаимодействие с аудиторией. Конечно, при трансляции есть чатик, но давайте будем честными: взаимодействие с другими людьми в формате чтения ника того чувака, который, пишет текст песни в чатик, это не тоже самое, что проталкиваться к сцене через толпу людей. Хотя цифровые концерты могут легко воссоздать почти все физические аспекты живого концерта, аудитория всё еще остается отстраненной. Они находятся не "в моменте" и магия концерта не действует на них. Части аудитории оторваны друг от друга - а это основа того, что делает концерт в реале самим собой.

Ну и как решить эти проблемы?

Процесс выведения формулы идеального цифрового концерта точно потребует определенного времени и множества тестов. Однако ключом к успеху в данном вопросе, как мне кажется, является смена самого подхода. В конце концов, аудитория собирается на концерт не только чтобы посмотреть на артиста и послушать живой звук - они приходят за впечатлениями и опытом.

Возможно самый классный цифровой концерт за последние месяцы - Astronomical Tour Трэвиса Скотта - вообще не подразумевал live трансляции. Песни были заранее записаны - так же, как и остальные элементы шоу. Никакой импровизации и импульсивных действий. Концерт был вмонтирован в игру, что технически делает его скорее записью концерта, чем выступлением. Однако этому шоу удалось уловить те самые нотки, которые и делают особенным живые концерты.

Travis Scott and Fortnite Present: Astronomical (Full Event Video)
Travis Scott and Fortnite Present: Astronomical (Full Event Video)08:58

Во-первых, аудитории пришлось пройти через своеобразный контроль (как на концерте), а затем аватары людей, присутствовавших на шоу, смогли разделить само действо на концерте друг с другом. Это общее виртуальное пространство, воссозданное в игре, позволило Astronomical стать гораздо ближе к живым концертам, чем все live стримы концертов. Для его аудитории этот виртуальный концерт был настоящим событием и уникальным опытом - опытом, которого вы не могли получить на живом концерте.

Вот что самое классное в цифровом пространстве. При организации живого выступления артист ограничен физической реальностью. Вам нужен сценический свет, чтобы люди могли вас видеть, вам нужна звуковая система, чтобы люди вас слышали, вам нужна площадки, где люди могли бы разместиться, и так далее. Множество традиционных физических атрибутов шоу вам просто не нужны, если вы создаете нацелены на создание цифровых впечатлений для своей аудитории.

Вместо этого вы можете сосредоточиться на расширении внутренней Вселенной артиста новыми и интересными для ваших поклонников способами, создавая такое выступление, который позволит подтолкнуть вашу аудиторию к взаимодействию в цифровом формате. Например, почему бы не переместить аудиторию в какое-то абстрактное пространство, которое изменяется по ходе выступления? Или почему бы не устроить шоу на Луне? Никакой ограничений в цифровом пространстве нет. И если вам удастся поймать энергетику, присущую живому выступлению, вы сможете сделать так, чтобы он ощущался как гораздо более близкий к «реальному». При организации цифровых концертов нужно забыть о том, как они делались раньше в "физическом мире", однако помнить, что зрителей в них цепляло.

После этого, конечно, нужно понять, как монетизировать такие концерты. Недавно была опубликована замечательная статья Марка Маллигана на MIDiA, посвященная теме монетизации виртуального опыта, концепции цифрового дефицита товаров/услуг и так далее. Я бы сказал, что она очень хорошо дополняет эту статью, нацелена на те же проблемы, но с немного другим фокусом - так что, если вы до сюда дочитали, то и с той статьёй стоит ознакомиться.

Конечно, виртуальные шоу, расширенная реальность, внутриигровые концерты - как бы их там ни называли - это не панацея. Это может сработать для одних артистов и совершенно не сработать у других. В конце концов, это всего лишь один из инструментов для выживания в условиях пандемии COVID, наряду с прямыми продажами, моделями прямой монетизации, которая реализована на Patreon и так далее. Но я верю, что это ориентир развития для цифровых концертов в режиме live.

Принимания во внимание новости в духе того, что Sony Music создает команду, «работа которой будет заключаться в переосмыслении музыки с помощью иммерсивных медиа», можно сделать вывод, что мы так или иначе будем свидетелями того, как крупные артисты во всё большем и большем количестве будут появляться в цифровом пространстве. Это не решит проблему в целом, но будет ещё одним доказательством жизнеспособности упомянутой выше концепции. Затем мы увидим, сможет ли сам концепт цифровой площадки-посредника перерасти Fortnite или, скорее, перерастет зависимость от Fortnite, как от необходимой на данный момент прослойки.

Если это вообще возможно, держу пари, мы увидим, что в данной области начнут появляться независимые компании и другие акторы. Легко вообразить такого виртуального промоутера, который занимается созданием впечатлений и опыта для слушателей того или иного артиста - в конце концов, разработка видеоигры едва ли стоит дороже, чем организация международного тура. И затем, кто знает, может быть кто-то создаст своего рода настраиваемую виртуальную площадку-песочницу, которая сделает процесс создания виртуального шоу доступным даже для любителей. Конечно, все вопросы о жизнеспособности и монетизации данного формата остаются открытыми - но, с моей точки зрения, потенциал уже виден невооруженным взглядом. А что касается технической инфраструктуры для создания виртуальных миров, думаю, можно просто показать видео-демонстрацию движка Unreal Engine 5, который сделали ребята из Epic Games - компании, которая создавала Fortnite.

Unreal Engine 5 Revealed! | Next-Gen Real-Time Demo Running on PlayStation 5
Unreal Engine 5 Revealed! | Next-Gen Real-Time Demo Running on PlayStation 509:03

Не знаю даже, как правильнее закончить статью. Все мы ждём, затаив дыхание, что произойдёт, ведь не знаем, чего ожидать. Надеюсь, эта статья немного помогла структурировать сумбур в ваших головах относительно происходящих событий. Время подсчитать убытки, адаптироваться и возвращаться в бизнес, который позволяет слушателям и их любой музыке найти друг друга.

Спасибо Soundcharts за этот материал. Надеемся, скоро вся эта COVID-эпопея закончится и мы вернемся в привычные темпы работы. Всем пис, подписывайтесь на РП, читайте Soundcharts и не болейте.
579 просмотров
Добавить
Еще
Рузке Продюсер
Топ айтюнса по цене банки Балтики. Статьи о продвижении, букинге, менеджменте артистов. Объясняю, как стать известным и умереть в 27
Подписаться