Рузке Продюсер
Рузке Продюсер
Топ айтюнса по цене банки Балтики. Статьи о продвижении, букинге, менеджменте артистов. Объясняю, как стать известным и умереть в 27
Читать 1 минуту

Дистрибуция: как разместить свою музыку на площадках и не остаться без последних трусов?

Материал подготовлен Telegram-каналом РУЗКЕ ПРОДЮСЕР

Image for post

Где-то около года назад мы начали переводить материалы Ари Херстанда о дистрибуции, в которых он подробно разбирал плюсы и минусы отдельных конкретных компаний, позволяющих буквально любому рэперу, возомнившему себя великим творцом всея Айтюнса, загрузить в этот самый Айтюнс музыку за гроши. Хуже поступка я в своей жизни ещё не совершал - материалы не помогли, а только почему-то закрепили за мной имидж человека, готового каждый день отвечать на вопросы о компаниях в личку - "Что лучше, мультиза или фрештюнс?"

Осознав, каких масштабов может произойти трагедия, я спешно пригласил на подкаст Глеба Лисичкина - директора по маркетингу одного из крупнейших дистрибьюторов ONErpm, чтобы обсудить с ним всевозможные вопросы рынка музыкальной дистрибуции. Ну и обсудили, куда деваться.

Будни Продюсера. Выпуск 1. Директор по маркетингу ONErpm Глеб Лисичкин
Глеб Лисичкин - руководитель отдела маркетинга крупного агрегатора музыкальных релизов ONErpm. В прошлом совладелец инди-лейбла Kometa Music, сейчас Глеб сосредоточился на работе с российским рынком в интересах ONErpm. Во время нашего разговора мы пробежались по основным вопросам в продвижении артиста, обсудили ряд услуг и сервисов, ну и маленько пошучивали. Первые 15 минут с дорожкой Глеба обнаружились неисправимые проблемы, но зато всё остальное время вы можете наслаждаться нашими чудесными, б...Рузке Продюсер

Практически тут же чат при моём канале превратился в филиал техподдержки ONErpm, где буквально каждый считал своим долгом спросить, как быстро они доставляют на площадки, как часто происходят выплаты и насколько тяжело пройти модерацию с обложкой.

Когда я понял, что не локализовал масштабы трагедии, а всего лишь подлил масла в огонь, я удалил с канала все материалы, связанные с разбором агрегаторов\дистрибьюторов - потому что выяснилось, что меньше всего они как раз помогают человеку определиться с выбором. Вместо этого читатель просто тыкал без какого-либо собственного анализа на того, у кого больше всего плюшек\больше всего корешей юзают\в интернете написали, что они норм. Это я ещё молчу об обвинениях в джинсе. Гайд, который мы перевели и расширили по мотивам статьи Ари, должен был просто указать на отдельные тонкости работы с компанией, доставляющей музыку на площадки, на которые нужно обратить внимание при выборе, но никак не заменить этот выбор. Стоит отметить, что и сами компании не стоят на месте и добавляют функционал, недоступный ранее - а мы, в отличие от Ари, статьи не редактировали и новые апдейты не описывали (потому что лень и похуй, нам за это никто не платит кроме ONErpm).

Но оставлять малышей без руководства тоже нельзя. Особенно когда выясняется, что для многих становится откровением сам процесс попадания их музыки на площадки - поэтому в этой статье будут разобраны самые базовые вещи буквально с нуля, включая само понятие дистрибуции. Если вы настолько скилловый пацан, что свободно жонглируете UPC-кодами, плашка Apple Digital Masters стоит буквально на каждом вашем релизе, а техподдержка дистрибьютора буквально дрожит от одной мысли о возможных проблемах с выгрузкой вашего альбома - можно смело скипать эту статью и ещё пару месяцев подождать другую (сорри). Здесь материал для тех, кто думает, что выгрузка материала на площадки - это сложно.

А куда воевать, начальник?

Что такое дистрибьюция (или -уция? Хуй знает, мы люди простые, на филологов не учились) по своей сути? Это такой очень замысловатый процесс, позволяющий любому артисту разместить свой высер на большинстве популярных стриминговых площадках: от Spotify и iTunes до совсем уж экзотических audiomack или Lola Music. Эти площадки выплачивают артистам роялти (бабло, кэш, денежку) за прослушивания на их платформе, а дополнительная ценность в том, что все ваши родственники из Омска смогут послушать ваш трек не только на стене ВКонтакте, но и на кредитном айфуне через кредитный айтунс. А вы с этого ещё и денег получите. То есть, вашему слушателю становится удобнее найти вашу музыку и взаимодействовать с вами там, где он привык, вместо того, чтобы идти на кривой, слепленный на викс.ком сайт артиста и слушать в кривом плеере там (как было всего каких-то 10-15 лет назад).

Изнанка релиза: подробный разбор сделок по звукозаписи, распределения доходов, роялти и бизнес-модели лейблов. Перевод
Рузке Продюсер переводит SoundchartsРузке Продюсер

Интересно? Погнали дальше.

Площадки наподобие iTunes, Deezer или ВКшный BOOM, а также любые другие известные стриминговые сервисы справедливо не готовы мучиться с каждым артистом напрямую, чтобы разбираться с качеством его релизов и копеечными выплатами. Несмотря на то, что подобные попытки работы напрямую имели место быть со стороны Spotify, они довольно быстро закончились неудачей. Потому что никто не захочет мучиться с армией говнарей, которые насчитали у себя на 3 копейки за прослушку больше, чем получилось в отчёте по стримам за расчетный период, и теперь уже идут линчевать техподдержку перед зданием Гаагского суда. Это не означает, что не нужно считать свои деньги, но до этого мы тоже ещё дойдем.

Поэтому крупные стриминговые сервисы используют особых подрядчиков, занимающихся своеобразной "премодерацией" релизов до того, как они попадают в ваш плеер. Эти подрядчики - кто-то называет их агрегаторами, кто-то - дистрибьюторами (кто-то даже находит существенные отличия в терминах) - предлагают разным артистам разные условия по размещению музыки на платформах (Believe, Orchard) или берут всех подряд за процент от дохода\фикс (CD Baby, Distrokid, ONErpm). И тех, и тех - десятки в разных странах. И это не ультимативные модели монетизации - вариантов гораздо больше.

Image for post
Компании-дистрибуторы, которых iTunes считает классными. ВНИМАНИЕ! Список не полный. А вот ТУТ - полный (уххх сука опять английский сложна)

Некоторые площадки пишут, какую компанию-подрядчика считают самой пиздатой в плане размещения контента. Тунец тут написал. А вот тут Спотифай поделился своим мнением.

Влияет ли на качество отгрузки тот факт, что какого-нибудь Repost Network'a или Multiza нет в этих списках выше? Визуально нет. Но в процессе загрузки через мелкого (или крупного, но хуевого) агрегатора вы можете внезапно словить рак жопы, пока убедите техподдержку, что ваша обложка не скачана из гугла, семплы не спижжены у скриллекса, а написание названия группы на древнем китайском наречии - необходимое условие её появления на площадках. С нормальными ребятами такого не будет и вероятность аппрува будет выше. Являются ли агрегаторы из табличек выше по умолчанию нормальными, а остальные, которых в этом списке нет, - мусорными? Однозначно не являются. Например, Дистрокид вообще на момент написания этой статьи не работает с рузке релизами, даже не отгружая в BOOM, а CD Baby возьмет бабки за каждый чих, от присвоения UPC-кодов до всяких дополнительных плюшек - вот такая модель монетизации. А тот же Репост Нетворк активно хвалят. Резюмирую: таблички - не панацея и не 100% руководство к действию, а просто рекомендация от площадок. Кому-то нормально работать и с небольшим лейблом, который льёт всё через Soundreliz - так в чем тогда проблема?

Но об этом мы тоже поговорим попозже, а прежде дадим наглядный пример для тех, кто вообще пока не понимает, зачем читает эту статью.

Как выглядит вся схема в целом?

Молодой рэперок хочет получать деньги, как Моргенштерн. Он узнает, что есть сайты, которые за небольшую плату (или за процент от дохода) готовы будут залить его творчество на платформы яндекс музыки, айтюнс, спотифай, бум от вконтакте. Он заливает, радуется, гроши капают, треки доступны в айтюнс. Но гроши не вывести - рэперок не посмотрел заранее, что у его агрегатора вывод начинается от $500. Теперь вся семья крутит его треки круглосуточно с разных айпишников, чтобы пацан поднялся.

Если без шуток и дурацких историй, то всё предельно просто - есть трек, есть сайт агрегатора, куда вы этот трек загружаете, прописываете метаданные, вставляете обложку и всё - дальше остаётся ждать миллионных стримов, после которых агрегатор соберёт ваши деньги за прослушивания с платформ и перечислит вам, удержав свой процент, комиссию за вывод, налоги и прочее. Легко же?

На практике выходит сложнее. У платформ есть ряд формальных требований как к обложкам, так и к релизам в целом. Несоблюдение этих требований вызовет у вас кучу проблем и переписок с техподдержкой агрегатора - поэтому будет круто, если вы ознакомитесь с ними заранее.

Разные компании, доставляющие музыку на платформы, предъявляют разный перечень требований к материалам, которые им присылают:

Image for post
сервис BandLink подробно объясняет, что нужно сделать.

В чем смысл подобных манипуляций, вроде тех, что описаны на скриншоте? Наверное, он есть. Почему нельзя взять просто дополнительно юридически закреплённое подтверждение от артиста, что он не спиздил бит? Не знаю, видимо, пытаются заранее просчитать риски. Но я наблюдаю десятки школьников по всевозможным чатам по продаже битов, которые хуевёртят всевозможными программами для редактирования видео, чтобы подогнать спизженный\купленный в лизинг бит под видос с кривым скринкастом. Если в техподдержке сервиса со скрина выше сидят музыканты, которые понимают подвох - вам большой респект. К сожалению, в некоторых других сервисах этого нет и слепленные на коленке скринкасты (а иногда и просто скриншоты) без проблем проходят модерацию. Но это мы отвлеклись.

Как в конечном счёте выбрать компанию для загрузки?

Вам нужно сформировать ряд формальных требований к площадке и задать интересующие вопросы сначала самому себе, а затем по необходимости в поддержку сервиса или FAQ. В самом общем виде это должно выглядеть вот так:

  • Какие музыкальные платформы (или рынки) мне интересны? Не забываем, что подразумевается, что вы их будете как-то развивать: продумывать промо на Спотифай, публиковать в соцсетях ссылки на BOOM, добавлять в сторису редирект на iTunes и прочие прелести жизни. Возможно, вы вообще мечтаете развиваться на китайском рынке - Tencent вместе с QQ или Kuwo Music вам в помощь. То, на чём тупит большинство ребят - не забывайте, что BOOM (сервис от ВКонтакте) часто фигурирует у агрегаторов как "UMA". Всё благодаря тому, что мейл спокойно купил себе за 6,4 млрд. руб. кайфовую кипрскую компанию Salerton Investments Limited, создавшую United Media Agency - единственного актора, управляющего правами на музыку внутри ВКонтакте и породившего BOOM. Но это повести давно ушедших дней.
  • Какие ограничения есть у агрегатора? Некоторые (например, AWAL) не пускают любых артистов, ожидая, что уже существующие дадут им реферал. Для новичка это сразу становится большим леденцом, измазанным говном, - раз туда не так уж и просто попасть, значит там точно пиздато. После чего молодые артисты открывают охоту на реферала, почему-то думая, что достаточно просто попасть внутрь системы, а дальше всё точно будет пиздато - и плейлисты вас полюбят, и тёлки, и яхта с тайскими проститутками приплывёт за вами в Северодвинск из Барселоны. Это же касается, кстати, и попыток пробиться к более крупным ребятам вроде Believe или The Orchard. Сначала подумайте и спланируйте, что вы хотите от них получить (и что можете предложить), а лишь затем действуйте.
    Некоторые агрегаторы отгружают релизы определённого жанра или даже определённого типа - например, Soundrop отлично работает с каверами и треками под видеоигры. Очевидно, что инди-рокеру из Уфы он не очень актуален.
  • Рассчитываю ли я на промо-поддержку от агрегатора? Да-да, если ваше творчество понравится скаутам - вам могут предложить спецусловия, помощь с промо ИЛИ ДАЖЕ АВАНС (только не вздумай его пробухать, пожалуйста, а то потом начинается - "этот лейбл хуевый, тот тоже, все нас обокрали"). Такую политику авансирования практикуют многие, но логично предположить, что больше шансов получить поддержку от того агрегатора, который имеет офис в России - а вот какому-нибудь CD Baby на вас глубоко насрать, у них более глобальные артисты. Тем не менее, ребятам, развивающимся на ру рынке, такое сотрудничество может быть интересно. Гуглите, кто сейчас в Рашке, и идите просить милостыню. Не аванс, так промо - сами вы вряд ли на первых порах осилите общение с редакторами витрин и прочих приятных сердцу сопутствующих вещей.
  • Насколько моя айдентика задроченная и тяжело считываемая? Если ваша группа называется VxPxOxAxAxWxAxMxCx или '68, а может быть вы вообще решили написать название только заглавными, то стоит приготовиться к ебле. Такой расклад понравится не всем модераторам. Как и ваша обложка. Как и настойчивое желание поставить какую-нибудь ебучую черточку ặ, ṩ, ᶑ, ᾧ, которая в корне меняет концепцию релиза в вашей голове, в то время как всем остальным абсолютно похуй на весь релиз в целом. Поэтому важный признак - адекватность и лояльность техподдержки вот таким вот запросам. Узнаётся, как и всегда, либо опытным путём, либо вопросами в ту же самую техподдержку - вас там никто не укусит. По крайней мере, пока вы не зальёте первый трек.
  • Как часто мне нужно выводить бабки? Я готов танцевать с бубном вокруг PayPal? Следите за тем, чтобы комиссия не была конской, возможность для вывода была ближе, чем после первых собранных тысячи баксов, а простота кабинета позволяла сильно не мучиться с выгрузкой отчётности. Сразу скажу - это утопия. Я лично комбо из вышеперечисленного пока что не видел.

Не стоит в выборе ориентироваться на ростер крутых артистов - потому что особенно в последнее время это вообще перестало быть значимым показателем адекватности дистрибьютора. Также не стоит вестись на бесполезные фичи вроде магазинов мерча, е-мейл рассылок, мастеринга. Моё мнение - если агрегатор агрессивно пихает не особо релевантную доп услугу - возможно, у него есть проблемы с кэшфлоу от основного потока клиентов. Ну или всё наоборот хорошо и он просто очень криво расширяется. Там уже разберётесь.


Некоторые артисты вообще с порога заявляют мне, что им похуй, что там с дистрибуцией и выплатами, похуй на отчетность, похуй на работу с площадками, "ведь начинающей звезде нужно просто денег на рекламу, к чему это мучение с агрегаторами?"

С одной стороны, справедливо. Ведь абсолютное большинство из вас, читающих мой очередной псевдополезный высер, не могут дотянуть по цифрам со стримов даже до минимального вывода средств у своего агрегатора - так зачем тогда запариваться? Зачем тратить время на сравнения условий и общение с представителями сервиса, когда можно тыкнуть в первый попавшийся по отзывам, ведь вам нужно "просто в айтюнс выгрузить"?

Но тогда в следующий раз, когда ваш крошечный лейбл-однодневка будет ебать вас в хвост и в гриву, не предоставлять никакой статистики и выплат, ссылаясь на то, что "они слишком маленькие", "их нет", "вы ничего не заработали" - не нужно возмущаться.

Управлять своими финансами лучше всего начинать тогда, когда для их ведения вам не требуется бухгалтер. Статистика по выплатам должна быть максимально прозрачной и не состоять из двух столбиков и одной цифры. Это ваши бабки, ваши кровные гроши, которые вы честно заработали по вине тех несчастных, кто случайно тыкнул на ваш трек в Discover Weekly или в Release Radar в Spotify или где-либо ещё.

Изучайте условия внимательно. Сравнивайте. Тестируйте и не бойтесь уходить от одного агрегатора к другому - главное, не вздумайте одновременно загружать релиз через несколько сервисов.

Можно подписаться на наш ВКонтакте

А ещё на Твиттер. Пишем редко, но весело.

2 592 просмотра
Добавить
Еще
Рузке Продюсер
Топ айтюнса по цене банки Балтики. Статьи о продвижении, букинге, менеджменте артистов. Объясняю, как стать известным и умереть в 27
Подписаться