Рузке Продюсер
Рузке Продюсер
Топ айтюнса по цене банки Балтики. Статьи о продвижении, букинге, менеджменте артистов. Объясняю, как стать известным и умереть в 27
Читать 1 минуту

Studio tips: как не обосраться во время подготовки к записи хитов

Рузке Продюсер пиарит свои услуги мастеринга

Image for post

На самом деле, инициатором статьи на столь животрепещущую тему стал наш мастеринг-инженер, рассказав мне за пивасиком просто поразительные истории проявления интеллектуального превосходства исполнителей в моменты подготовки к длительной работе на студии. Справедливо рассудив, что если не мы - то кто тогда вообще, мы сели, проинтервьюировали несколько восходящих (в масштабах сельских ДК) звёзд, выявили основные трудности и сейчас вам всё расскажем, чтобы в следующую вашу поездку на Abbey Road вы не краснели перед Тимом Палмером или Джимми Дугласом.

Сразу стоит оговориться: опыт методичной, хорошо спланированной и эффективной студийной сессии просто из ниоткуда не возьмётся. В этой статье мы хотим не столько поиздеваться над новичками, сколько разобрать основные ошибки в работе на студии, которых можно было бы избежать, даже если вы ранее никогда ничего не записывали.

Таким образом, цель данной статьи очень проста - оградить тех, кто только погружается в увлекательный мир студийной работы, от банальных ошибок. Это позволит сделать процесс записи эффективнее в разы и сохранит нервы вашему инженеру. Хотя, я слышал, после таких травм практически невозможно восстановиться, даже если врач пропишет 3 пластинки дарк-джаза в день внутривенно. Давайте разбираться, что с этим делать.

Во-первых, зачем студия? Можно же сесть дома и записать красиво через Focusrite. Базару ноль, можно попробовать, и многочисленные кейсы вроде Билли Айлиш и прочих показывают, что иногда это может быть довольно эффективно. Не забывать здесь нужно о двух моментах: во-первых, не всегда красивая история, рассказанная для СМИ, реальна, а во-вторых, богатый опыт общения с говнарями показывает, что домашняя запись - это скорее “бля, ребзи, вчера в эфэл короче гитар риг въебал, с сочным дисторшеном записал, ой как пиздато вышло”, нежели “сейчас прочитаю пожалуй про эти плагины, чтобы не обосраться. О, а вот и ди-бокс приехал”. Студия минимизирует риск получить говно на выходе, потому что на студии, как правило, сидит умный дядя, который вовремя будет отрывать руки, если исполнитель попытается творить хуйню с настройкой оборудования.

Сначала пройдемся по банальностям. Можно использовать, как чек-лист перед походом на студию.

Подготовительный этап

Композиция под запись должна не просто быть спланирована до последней ноты - в ней в принципе должен отсутствовать элемент импровизации. Если вы, конечно же, не джазмен. В противном случае, вы получите целые куски на записи, значительно проседающие по качеству. Ещё и денег на аренду студии потратите больше. Абсолютно правильным решением будет сделать предварительно демо, чтобы не плавать по структуре во время сессии. Если используете семплы - заранее продумайте, как они должны звучать в миксе, удобно ли под них записываться и как лучше всё это расположить. Рекомендую заранее определить очередность треков на записи: идти нужно от сложных к простым. Так как запись отнимает в том числе и физические силы, то заранее распределите временные отрезки на запись и отдых. Про контроль расходников (палки, струны, анальная смазка, пиво для звукача) я вообще молчу - для этого как раз и нужен ваш менеджер (для тех, кто спрашивал в личке о функциях менеджмента).

В идеальном мире исполнитель, приходящий на запись, владеет своим оборудованием на 100% и сам советует звукорежиссеру, где и как лучше подчеркнуть звук инструмента. Для этого, кстати, можно использовать продюсера - в классическом понимании, этот человек как раз и должен отвечать за то, чтобы имелась общая концепция (в том числе и звуковая) релиза и звук формировался в строгом соответствии с ней. Ну или хотя бы друга притащите, который к вам на репетиции ходит пива попить. Вдруг со стороны чего услышит.

Отработка материала

Совет, который вы прочитаете в любой подобной статье и никогда ему не будете следовать. Что подразумевается под отработкой материала перед записью? Разве недостаточно того, что вы и так на репетиции дважды в неделю гоняете это дерьмо по кругу или периодически проигрываете дома? Суть в том, что тренировка материала для работы на студии по своим целям и задачам кардинально отличается от подготовки к концертам. Для того, чтобы запись получилась максимально пиздатой, нужно уделять внимание таким деталям, которые на лайв-сетах просто пропадают за шумом и вайбом. Речь идёт о штрихах (если вы музыкант) и интонациях (если вокалист). Партия должна быть выдрочена под метроном\под партию ударных\под общий микс\под вой волков\под пердёж соседа и далее. Причем, не всем мультитреком, а отдельными кусками. Короче, посыл уловили.

На самом деле, чтобы, как говорится, feel the difference, достаточно всего один раз записать так, как вы уже привыкли играть, потом месяц помучить партию, отрабатывая штрихи, и записать её ещё разок. Сравнить. После этого уже никогда не захочется идти на студию без предварительной подготовки: вы четко услышите разницу в качестве исходной дорожки до отработки и после. А ваш звукорежиссёр будет говорить вам спасибо до конца жизни, так как вы лишите его ночей кровавой ебли в обнимку с _insert_plugin_name_

Общение на студии

Самое классное, если вы заранее обговорите со студийным стаффом все нюансы вашего взаимодействия: можно ли употреблять пищу\алкоголь на студии, каков регламент нахождения там, придется ли самостоятельно оттирать заблёванные после кутежа стены или допустимо заказать профессиональный клининг (то бишь, сгонять домой за шваброй). Не забывайте обговорить формат предоставления исходников, заранее оцените релевантность дополнительных услуг студии вашим запросам и договоритесь. Например, если вы точно знаете, что чуваки делают не только запись и сведос, но и мастеринг, пост-продакшн, промо, обложки и вообще всё, что угодно - попробуйте оценить рынок, сопоставить отзывы и посчитать бюджет. Часто студии предоставляют скидки, если брать сразу несколько услуг. Естественно, стоит заранее почекать отзывы, чтобы не объебаться и не заказать мастеринг у чувака, который с кайфом повесит гудизер на мастер и пойдет на перекур.

После записи полезно обменяться фидбэком: если студийный стафф достаточно адекватный, они будут только рады выслушать, что вас не устроило в процессе записи, а так же с удовольствием скажут, что вы мудак и не умеете себя нормально вести, чтобы в следующий раз у вас уже точно не возникало сомнений, что вас ненавидят вы могли провести работу над ошибками и сделать совместное нахождение на студии взаимно приятным для вас и стаффа.

Чек-лист для самых маленьких, которые пойдут на студию первый раз!

До похода на студию:

  • Создание полноценного проекта композиции: какие инструменты задействованы, как звучит каждая партия, какой дополнительный аппарат необходим
  • Подготовка инструмента к работе на студии: замена струн\пластика\чего-либо ещё, заучивание текстов
  • Фиксирование договоренностей со студией

На студии:

  • Обговорить все нюансы трека со специалистом. По необходимости внести коррективы;
  • Не перебарщивать с алкоголем и в целом не тратить время на левую хуйню. Как только вы отвлекаетесь, начинается деструктив и трата ваших денег;
  • Контролировать процесс записи и убирать лишнее. Иногда в процессе записи выясняется, что определенные места в песне звучат гораздо хуже, чем это было в первоначальной задумке.

После:

Не забудьте дать и получить фидбэк. Это важно и вам, и студии, чтобы в следующий раз ваше партнерство было более адекватным и приятным.

На самом деле, можно обойтись и без похода на студию, записав все исходники дома. На сведение всегда можно отправить внешнему специалисту, а мастеринг доверить, например, НАМ. Собственно, ради этого и затевается цикл статей о работе со звуком - как вы знаете, сам я не очень дружу с творческой частью, так как всегда отвечал больше за бизнес-элементы, но теперь к нам присоединился настоящий профи, работающий по стандартам любых аналоговых аппаратов, цифровых площадок и с сертификатом Apple Digital Masters. Чтобы было максимально пиздато.

Завтра мы начнём принимать ваш материал, чтобы помочь вам с качественным мастерингом. Работать эта история будет по такому же принципу, как было с услугами по продвижению - заполняете формочку в гугле (появится на канале завтра), отсылаете, ждёте. Как и в случае с формой для продвижения, для начала мы возьмем только несколько исполнителей, чтобы протестировать услугу, а в дальнейшем будем пробовать расширяться.

Кстати, мы морально собрались и готовы продолжить эксперимент с заявками на продвижение. По итогам прошлой публикации формы заявки мы взяли-таки двух исполнителей и плотно работаем над их релизами. Давайте пробовать дальше! Вместе с формой на мастеринг завтра будет снова опубликована и форма на услуги продвижения. Даже если вы писали нам в прошлый раз и не получили ответа - не переживайте! Скорее всего, мы до вас просто не успели дойти. Самое время пробовать снова. Ну или ваша музыка всё-таки полное говно, тут уж хуй знает.

Не забудьте подписаться на Продюсера:

716 просмотров
Добавить
Еще
Рузке Продюсер
Топ айтюнса по цене банки Балтики. Статьи о продвижении, букинге, менеджменте артистов. Объясняю, как стать известным и умереть в 27
Подписаться