ЗДОРОВЬЕ и ИНТЕЛЛЕКТ
ЗДОРОВЬЕ и ИНТЕЛЛЕКТ
Наука, общество, медицина, здоровье, долголетие, лекарства и бады = блогинг и новости
Читать 5 минут

Творческое мышление в науке и искусстве не для слабонервных

За последние несколько месяцев меня пригласили поговорить с известными писателями, музыкантами и кинопродюсерами по поводу моей недавней книги "Extraterrestrial". До этих разговоров я был на приёме (и восхищался) их художественной работой, но теперь им было интересно узнать о моих собственных исследованиях как учёного.

Image for post
Портрет поэта и писателя Оскара Уайльда (1854-1900 гг.), известного своими томными позами и типичным костюмом, включающим бархатный халат и черные шелковые чулки. Фото: Napoleon Sarony Getty Images

Этот взаимообмен побудил меня признать сходство между инновациями в искусстве и науке. В общем, похоже, что искусство создания наших самых творческих рубежей не может быть сформулировано как рецепт из поваренной книги.

И в науке, и в искусстве творчество волшебным образом проявляется как непредсказуемый источник вдохновения из подсознания. Его неожиданное содержание ломает рутину традиционного мышления. Оно предлагает нечто новое, отличное от общепринятой практики, часто выводя людей из зоны комфорта, потому что оно опережает своё время. В результате многие новаторы высмеиваются и лишаются признания, которого они заслуживают, когда оно им больше всего нужно. Когда греческий философ Сократ публично задавал вопросы людям через диалоги и не признавал богов, которым поклонялись в демократическом городе-государстве Афины, его обвинили в развращении молодежи и казнили, заставив выпить яд. Сегодня Сократа "отменили" бы в афинских социальных сетях.

Как сказал Оскар Уайльд: "Писатель – это тот, кто научил разум вести себя вести себя ненадлежащим образом".

Примеров таких обстоятельств много

- Революционная теория дрейфа континентов, выдвинутая Альфредом Вегенером в 1912 году, была отвергнута основными геологами в течение четырёх десятилетий и стала популярной только после того, как был признан механизм тектоники плит.

- В 1933 году Фриц Цвикки сделал вывод о существовании больших количеств невидимой массы в скоплении галактик Кома, которое он назвал «тёмной материей», но потребовалось четыре десятилетия, чтобы это понятие стало популярным в астрономическом сообществе.

- В 1925 году в докторской диссертации Сесилии Пейн-Гапошкин в Рэдклиффе-Гарварде был сделан вывод, что поверхность Солнца состоит в основном из водорода, но эта идея была отвергнута Генри Норрисом Расселом, выдающимся директором обсерватории Принстонского университета. Спустя четыре года он понял, что она права. В книге Астрономия 20 века, Отто Струве и Велта Зебергс описали работу Пейн-Гапошкин как "несомненно, самую блестящую кандидатскую диссертацию, когда-либо написанную в астрономии".

- Следуя своему собственному компасу на другом рубеже, Отто Струве предложил нам поискать горячие Юпитеры* вокруг других звёзд в 1952 году, за четыре долгих десятилетия до открытия 51 Пегаса b в 1995 году Дидье Келозом и Мишелем Майором, что принесло им Нобелевскую премию по физике 2019 года.

*планета размером с Юпитер может кружить вокруг своей звезды на расстоянии всего трёх миллионов километров

- В биологии правила генетической наследственности, сформулированные Грегором Менделем в 1866 году, были проигнорированы научным сообществом, повторно открыты Хьюго де Врисом и Карлом Корренсом три десятилетия спустя и в конечном итоге объяснены молекулярной химией ДНК, почти через столетие после работ Менделя.

Такая же судьба и у художников-новаторов. Винсент Ван Гог считался сумасшедшим и неудачником на протяжении всей своей жизни, но его репутация изменилась на непонятого гения, когда элементы его стиля живописи были включены экспрессионистами через несколько десятилетий после его самоубийства в 1890 году. Сегодня картины ван Гога одни из самых дорогих из когда-либо проданных.

Писатель Сэмюэл Беккет не опубликовал свой первый роман, поэтому он отложил его. Роман был в конечном итоге опубликован в 1992 году, через три года после смерти Беккета и через 23 года после того, как он был удостоен Нобелевской премии по литературе 1969 года. Цитируя Уайльда: "Идея, которая не опасна, вообще не достойна называться идеей".

Жизнь предлагает два способа приобретения нечто ценного. Один из них – аккумулирование существующих идей, а другой – создавать то, чего раньше не было. В то время как большинство товаров на полках супермаркетов производятся серийно, объекты, созданные художниками или учёными, изначально уникальны.

Как и выдержка вина, продукт творчества со временем приобретает качество. Он окрашен реакцией публики, а также подражаниями. Первоначальные обстоятельства напоминают замечательного младенца. Для учёного или художника наблюдать за взаимодействием своего творения с миром так же увлекательно, как для родителей наблюдать за своими детьми.

Искусство и наука имеют разное содержание и поэтому используют разные инструменты для формирования своего сообщения. Они представляют собой дополнительные способы взгляда на реальность, которые не заменяют друг друга. Научные инновации выражаются в новых технологических устройствах, таких как системы глобального позиционирования для навигации, основанные на общей теории относительности Альберта Эйнштейна. Художественные инновации отражаются в новых культурных ценностях, таких как кубизм Пабло Пикассо, который вызвал родственные движения в музыке, литературе и архитектуре. Продукты творческого процесса на первых порах вызывают удивление во всех областях человеческой изобретательности.

Но то, что на первый взгляд считается изобретательностью, в ретроспективе может считаться неизбежным. В физических науках можно утверждать, что реальность существует до того, как её обнаруживают. То же можно сказать и об искусстве. Как заметил Микеланджело, когда его спросили, как он создавал прекрасные скульптуры из мраморных блоков: "Скульптура внутри мраморного блока уже завершена, прежде чем я приступлю к работе. Он уже есть, мне просто нужно избавиться от лишнего материала".

И искусство, и наука развиваются через непредубежденные итерации. Альтернатива пребывания в традиционных границах подавляет освоение новых территорий. Как сказал Оскар Уайльд: "Последовательность – последнее прибежище людей, лишённых воображения".

Признание решающей роли, которую играет воображение в развитии как искусства, так и науки, приведёт к культуре, которая способствует инновациям, вознаграждая творчество. Традиционное групповое мышление можно обойти, заполнив отборочные комитеты финансовых агентств не традиционными мыслителями, а творческими личностями. Культура инноваций также выиграет от пересечения пространств, в которых взаимодействуют учёные и художники. Создавая свою теорию гравитации, Альберт Эйнштейн был вдохновлен философом Эрнстом Махом, а новые представления Эйнштейна о пространстве и времени вдохновили картины Пикассо.

Творчество в искусстве и науке создает основу для человеческого существования, поскольку содержание, которое оно изобретает, доставляет удовольствие и смысл нашей жизни. Человеческий акт творения – это игра с бесконечной суммой, от которой выигрывают все мы. И мы все можем участвовать в творческом процессе, если будем следовать совету Уайльда: "Будь собой остальные роли уже заняты".

Автор Ави Лоеб – профессор наук Гарвардского университета, председатель Гарвардского факультета астрономии, директор-основатель Гарвардской инициативы по созданию черных дыр и директор Института теории и вычислений (ITC) в Гарвард-Смитсоновский центр астрофизики.

источник https://www.scientificamerican.com/article/creative-thinking-in-both-science-and-the-arts-is-not-for-the-faint-of-heart/

редактура и адаптация Дмитрий Бобров

6 просмотров
Добавить
Еще
ЗДОРОВЬЕ и ИНТЕЛЛЕКТ
Наука, общество, медицина, здоровье, долголетие, лекарства и бады = блогинг и новости
Подписаться