Деконструкция Деструкции
Деконструкция Деструкции
Разбираем и анализируем проблемы общества, чтобы сделать его лучше.
Читать 4 минуты

«Проклятие 90-х», которое отравляет российские фильмы до сих пор

Image for post
Кадр из фильма "Левиафан"

Уже множество статей было написано, видео снято и слов сказано о проблемах российского кино. Бездумное подражательство Западу, тотальная коррупция и кумовство, кризис идей, погоня за прибылью – да, все это имеет место быть. Но я бы хотел поговорить о более серьезной и глубинной проблеме, которая непосредственно оказывает разрушительное воздействие на наше кино и жизнь. Данная проблема является причиной всех вышеуказанных следствий, которые мы наблюдаем сегодня. Что же это за проблема? Возможно, прозвучит банально, но это разруха в головах наших граждан и представителей власти, которая закрепилась в условиях «лихих» 90-х годов прошлого века.

Вообще, если быть более точным, то подобные негативные процессы наблюдались уже в начале 80-х годов и усилились в «перестроечные» советские времена. А после крушения СССР и наступления «темных времен» с тяжелейшим экономическим кризисом люди утратили прежние жизненные ориентиры и веру в светлое будущее. Общество стало криминализироваться, развращаться и деградировать. Не удивительно, что именно в это время начинает активно появляться «чернуха» в кино, а телепередачи вроде «Криминальной России» становятся чуть ли не семейными. Киношники с мазохистским удовольствием стали отображать все темные стороны нашей действительности, чтобы добиться большего реализма в своих художественных фильмах. Да так увлеклись «чернушным» реализмом, что забыли про оставшиеся светлые стороны жизни. И вместо того, чтобы бросить отчаявшимся людям спасательный круг в виде воодушевляющих фильмов, новое «честное» кино еще больше стало топить в болоте безысходности. Альтернативой являлись «развлекательные» западные фильмы, которые будто цунами ворвались в культурное пространство бывших советских граждан и снесли оставшиеся рациональные «сваи» в головах. Как показала практика, ничего полезного эти образцы западного «искусства» нам не принесли. Оно и не удивительно, ведь, по большей части, в этих фильмах был культ насилия (боевики), страха (ужасы) и разврата (молодежные комедии, эротика и порнография). Стоит ли после этого удивляться, что у нас сегодня снимают суровые мрачные драмы, боевики на западный лад и пошлые комедии?

Image for post
Кадр из фильма "Груз 200"

Отсюда и главная проблема наших современных фильмов – отсутствие разумных и порядочных персонажей, на которых можно было бы равняться. Как наше общество может стать лучше, если в фильмах нам постоянно показывают алкоголиков, бандитов, аферистов, проституток и прочий сброд. А если и показывают адекватных персонажей, то, как правило, с печальной судьбой. Всеми любимого героя-одиночку Данилу Багрова из фильмов «Брат» я бы тоже не стал приводить в пример, т.к. он всегда идет напролом и решает все проблемы силой, борясь за какую-то абстрактную правду, которая у всех своя, кстати. Добрый, но наивный дурачок с обрезом, убивающий всех направо и налево, вряд ли может быть достойным народным героем, уж извините. Созидательные образы, которые бы привносили в нашу жизнь конструктив и гармонию – вот чего катастрофически не хватает в наших современных фильмах. Раньше все осуждали советскую цензуру, но смотря сегодня наши независимые фильмы, понимаешь, что цензура сама по себе не является чем-то плохим. Вот уже больше 30 лет мы продолжаем снимать свободные фильмы, которые не могут дать ничего ценного ни культуре, ни обществу. Разруха в головах не позволяет создавать что-то созидательное: в развлекательных фильмах – «быдлячество», пошлость, копирка западных шаблонов; в серьезных фильмах – очернение своей истории и бытовая «чернуха» настоящего времени. Как будто у нас не осталось порядочных людей, про которых можно снимать фильмы.

Да и кто сказал, что социальная драма обязательно должна быть максимально реалистичной? Пусть драма будет немного приукрашена, но зато несет созидательный и разумный посыл, а не суровую безысходность. Нам не нужен еще один «Левиафан» или «Груз 200», после просмотра которых и жить то не хочется. И не надо говорить, что в подобных авторских фильмах много аллегорий и философских рассуждений. Да, они есть в таких фильмах, но кому от этого легче? Сделают ли такие фильмы жизнь общества лучше? Нет, не сделают! Мы и без этих фильмов прекрасно знаем, что у нас есть проблемы в обществе. Такие фильмы ведь не предлагают решение проблем, а просто констатируют факт их наличия. А для любителей аллегорий я приведу здесь такой пример. Вот представьте, что вы живете в доме, где сплошная грязь, бегают тараканы, потолок течет, а пол проваливается. Вас такая «уютная» обстановка не устраивает, но вместо того, чтобы нормально убраться, вывести тараканов и сделать ремонт, вы в очередной раз выливаете себе на голову ведро с помоями и жалуетесь на свой ужасный дом. Поможет ли это решить ваши проблемы? Не думаю.

Image for post
Кадр из фильма "Левиафан"

Поэтому хватит уже заниматься самоистязанием и саморазрушением. Давно пора сменить пагубную тенденцию и избавиться от «проклятия 90-х». Надо стремиться к чему-то достойному и светлому, а не просто продолжать выпячивать пороки общества как норму жизни. Ведь при разумном подходе ничто не мешает сделать правильных персонажей в любых фильмах интересными и вдохновляющими.

27 просмотров
Добавить
Еще
Деконструкция Деструкции
Разбираем и анализируем проблемы общества, чтобы сделать его лучше.
Подписаться