Ko Satoru
Ko Satoru
Я - Ко Сатору. Это мой второй канал, на котором я буду выкладывать свои статьи посвящённые аниме тематике. Мой основной канал: https://dzen.ru/satorukochannel.
Read 7 minutes

От первых шагов до мирового признания. История развития аниме. Часть 2

Введение

Добро пожаловать во вторую часть статьи, посвященной истории аниме. Если вы еще не ознакомились с первой частью, я рекомендую вам начать с неё, чтобы получить полное представление.

От первых шагов до мирового признания. История развития аниме. Часть 1
ВведениеKo Satoru

1970-е

В 1970-е годы мир аниме переживал зарождение и развитие различных жанров. Один из таких новых и уникальных жанров стал жанр меха, основанный Го Нагаей. Вместе с развитием научно-фантастического жанра происходит сдвиг от супергеройки к более сложным космическим операм. Жанр махо-сёдзё продолжал своё развитие, зачастую отклоняясь от установленных стандартов. Например, в сериале «Mahou no Mako-chan» («Волшебница Мако») главной героиней была взрослая девушка, а акцент делался на ее любовную историю, а не на магию, которой она обладала, «Cutey Honey» («Милашка Хани») был предназначен для юношей, а в «Majokko Megu-chan» ( «Кудесница Мэгу») присутствовал эротический юмор. Особой популярностью пользовались сериалы, где главными героями были так называемые "антигерои", например, «Ashita no Joe» («Завтрашний Джо»), «Lupin III» («Люпен III») и «Devilman» («Человек-дьявол»). Несмотря на то, что некоторые аниме пытались включить концепции путешествий во времени в свой сюжет, они не стали особенно популярными.

В это же время аниме начало привлекать внимание в западных странах, хотя переводы часто оставляли желать лучшего. В 1977 году, в США, был создан первый фан-клуб японской анимации.

1980-е. «Золотой век» японской анимации

1980-е годы считаются "Золотым веком" для японской анимации. Произошло возникновение субкультуры отаку и началось вхождение аниме на мировой рынок. Некоторые популярные произведения были импортированы в США и показаны по телевидению.

Активно стали создаваться полнометражные анимационные фильмы. В 1984 году вышел один из наиболее знаменитых классических полнометражных аниме-фильмов – «Kaze no Tani no Nausicaa» («Навсикая из долины ветров»). А год спустя начала свою деятельность одна из самых известных и легендарных студий, специализирующихся на высококачественных полнометражных фильмах – Studio Ghibli.

Image for post
Авторство: Topcraft, Toei Company. www.imdb.com, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=313000

Внедрение формата OVA (Original Video Animation) оказало революционное влияние на продвижение аниме, позволив прямую дистрибуцию на VHS-кассетах. OVA не показывались по телевидению, а сразу поступали в продажу. Они стали платформой для оценки и уточнения контента перед созданием полнометражных или телевизионных адаптаций.

В 1988 году был выпущен фильм «Akira», который провалился в японском прокате, но стал огромно популярным на Западе.

Image for post
Авторство: Кацухиро Отомо / Akira Commitee / Tokyo Movie Shinsha / Toho.. Обложка издания, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=170602

Со смертью Осаму Тэдзуки в 1989 году, финансовым кризисом и усилением международного интереса к аниме, "золотой век" принято считать завершённым.

1990-е

К началу 1990-х годов аниме претерпело значительные изменения, приобретая более изящный стиль и получая повышенное финансирование для своего создания. В это время начал набирать популярность жанр каваи, и одним из первых сериалов в этом стиле стал «Fushigi no Umi no Nadia» («Надя из загадочного моря»). Также появлялись аниме-адаптации видеоигр.

Image for post
Авторство: Gainax. amazon.com, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=7457061

В 90-е годы в Японии возрос интерес к фэнтези, и одним из примеров таких сериалов стал «Record of Lodoss War» («Летопись войн на острове Лодос»), созданный по мотивам книг Рё Мизуно. Он сочетал в себе элементы произведений Джона Р. Р. Толкина и японских легенд.

Image for post
Авторство: Gainax. amazon.com, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=7457061

Продолжали выпускаться аниме жанра сёдзё, и важной вехой стал выпуск в 1992 году «Bishoujo Senshi Sailor Moon» («Красавица-воительница Sailor Moon»), сочетающего жанры махо-сёдзё и сэнтай.

Image for post
Авторство: Toei Animation. Amazon, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=7702363

Однако, несмотря на предыдущий рост популярности, в начале 1990-х годов аниме столкнулось с кризисом финансирования, что привело к снижению качества. Стало привычным выпускать более короткие сериалы от 13 до 26 серий, тогда как раньше считалось, что это минимальное количество.

В 1995 году вышел на экраны «Neon Genesis Evangelion» («Евангелион»), который впоследствии стал культовым телесериалом и дал новое развитие жанру меха.

Image for post
Изображение https://www.kinopoisk.ru/picture/3280112/

Влияние «Евангелиона» на аниме-индустрию было огромным, что привело к появлению "пост-Евангелион" сериалов, в которых часто исследуются религиозные, философские или психологические темы.

Наше время

В начале XXI века аниме переживало период роста, став популярным не только в Японии, но и в других странах. Великим моментом в истории аниме был успех сериала «Евангелион», который во многом определил развитие аниме-субкультуры во всём мире.

Особое внимание заслуживает творчество японского аниматора Макото Синкай, который в эти годы стал настоящей звездой благодаря своим короткометражным аниме-фильмам «Kanojo to Kanojo no Neko» («Она и её кот») и «Hoshi no Koe» («Голос далекой звезды»). После привлечения внимания широкой аудитории и получения финансирования, в 2004 году он выпустил свой первый полноформатный аниме-фильм «Kumo no Mukou, Yakusoku no Basho» («За облаками»).

Image for post
Изображение https://www.kinopoisk.ru/picture/607054/

Среди значимых произведений аниме 2000-х годов следует отметить такие работы, как «Death Note» («Тетрадь смерти»), «Monster» («Монстр»), «Tengen Toppa Gurren Lagann» («Гуррен-Лаганн, пронзающий небеса»), «Fullmetal Alchemist: Brotherhood» («Стальной алхимик: Братство»), «One Piece» («Ван-Пис»), «Samurai Champloo» («Самурай Чамплу»), «Naruto» («Наруто»), «Bleach» («Блич»), «Code Geass» («Код Гиас: Восставший Лелуш»), «InuYasha» («Инуяся») и «Yu-Gi-Oh!» («Югио!»).

В 2010-х годах японская анимация начала всё активнее использовать компьютерную графику. Также началось усиление роли потоковых сервисов, такие как Amazon Prime Video, Crunchyroll и Netflix. Однако, аниме-индустрия столкнулась с новыми вызовами. В 2015 году Хидэаки Анно высказал предположение о возможном упадке аниме-индустрии в Японии через 20 лет, утверждая, что производственные центры переместятся в другие азиатские страны, где много молодых и энергичных аниматоров, получивших образование в западных компаниях. С 2018 года Китай активно развивает свою собственную индустрию анимации, что представляет серьезную угрозу для японской монополии.

Несмотря на сложности, известные анимационные произведения продолжали появляться. В 2016 году Макото Синкай выпустил фильм «Kimi no Na wa» («Твоё имя»), ставший самым успешным анимационным фильмом последнего десятилетия, а в 2019 году вышел его новый фильм «Tenki no Ko» («Дитя погоды»).

Image for post
Авторство: CoMix Wave Films, Toho. https://www.kinopoisk.ru/picture/2857882/, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=6582989

18 июля 2019 года произошло крупное происшествие для всей японской анимационной индустрии. В здании №1 студии Kyoto Animation из-за поджога произошёл пожар, унёсший жизни 36 человек и уничтоживший почти всё оборудование и архивы. 35 человек, включая преступника, были госпитализированы. Многие готовившиеся проекты были либо отменены, либо отложены.

Image for post
Здание студии №1 после пожара. Авторство: L26. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=80593739

В списке лучших аниме последнего десятилетия, по мнению Crunchyroll, Funimation, IGN и Polygon, включены такие произведения, как «Durarara!!» («Дюрарара!!»), «Haikyu!!» («Волейбол!!»), «Shingeki no Kyojin» («Атака титанов»), «Mahou Shoujo Madoka Magica» («Девочка-волшебница Мадока★Волшебство»), «Hunter×Hunter» («Охотник на Охотника»), «JoJo’s Bizarre Adventure» («Невероятные приключения ДжоДжо»), «Kill la Kill» («Убей или умри»), «Space Dandy» («Космический Денди»), «One Punch Man» («Ванпанчмен»), «Steins;Gate» («Врата Штейна»), «Tokyo Ghoul» («Токийский гуль»), «Boku no Hero Academia» («Моя геройская академия»), «Dragon Ball Super» («Драконий жемчуг: Супер»), «Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu» («Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире»), «Fate/Zero» («Судьба/Начало»), «Sword Art Online» («Мастера Меча Онлайн») , «Kimi no Na wa» («Твоё имя») и «Kimetsu no Yaiba» («Клинок, рассекающий демонов»).

Пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на производство новых анимационных сериалов и фильмов. Фестиваль Anime Expo 2020 был отменён. Начиная с 2022 года, значительная зависимость от американских компаний, таких как Netflix, Crunchyroll, Disney+ и других подобных сервисов, приводит к контролю над производством аниме. Ожидается, что в будущем японская анимационная индустрия станет все более глобальной, а её монополия будет под угрозой. Ёсиюки Томино считает, что критическая ситуация возникла из-за развития цифровых технологий, и китайская анимация представляет определенную угрозу, поскольку за последние 10 лет там выросло поколение профессионалов. Мамору Осии добавил, что около 95% аниме-сериалов теряют популярность после выхода в эфир, и поэтому невозможно хранить все цифровые файлы из-за ограниченной емкости серверов.

В соответствии с данными японской ассоциации аниматоров, рынок восстановился в 2021 году после спада в период пандемии и достиг суммы в 2,74 триллиона иен. Благодаря активному распространению видеопродукции как внутри страны, так и за рубежом, а также продаже сопутствующих товаров, были достигнуты высокие показатели. Ожидается, что спрос на аниме будет продолжать расти.

Аниме-фильм «Kimetsu no Yaiba Movie: Mugen Ressha-hen» («Клинок, рассекающий демонов: Бесконечный поезд») стал самым кассовым фильмом 2020 года и самым кассовым аниме в истории, собрав 507 млн долларов и установив тем самым исторический рекорд для всей индустрии японской анимации.

Image for post
Изображение https://www.kinopoisk.ru/picture/3633565/

Заключение

Моя диалогия статей, охватывающая историю формирования японской анимации, подошла к своему завершению. Это историческое путешествие становления аниме стало свидетельством высочайшего творчества и новаторства японских аниматоров. С момента скромного рождения аниме до его трансформации в мировой феномен, оно с легкостью преодолело культурные барьеры и завоевало сердца миллионов преданных поклонников. А по мере своего развития и адаптации к новейшим технологиям, влияние аниме на массовую культуру вполне вероятно сохранится для грядущих поколений.

Оригинал статьи: https://dzen.ru/media/satorukochannel/ot-pervyh-shagov-do-mirovogo-priznaniia-istoriia-razvitiia-anime-chast-2-64ebc88b99cad1325e0a59b4

2 views
Add
More
Ko Satoru
Я - Ко Сатору. Это мой второй канал, на котором я буду выкладывать свои статьи посвящённые аниме тематике. Мой основной канал: https://dzen.ru/satorukochannel.
Follow