Анатолий Жуков
Что не так с глобальным потеплением: углеродные следы
Информационное пространство переполнено материалами о скорых катастрофических последствиях глобального потепления климата. Не меньше материалов свидетельствуют о реагировании человечества на эту проблему. Почти все методы реагирования сводятся к решению проблемы снижения выброса в атмосферу парниковых газов. Для «количественной» оценки выбросов парниковых газов придумали термин «углеродный след». Этот термин включает последствия деятельности, человека приводящей к выбросу парниковых газов, в пересчёте на углекислый газ.
Появились калькуляторы углеродного следа готовые посчитать какой след оставила поездка на автомобиле, съеденное яблоко, купленная рубашка и так далее. Например, большой след оставляет съеденный сэндвич из красного мяса, путешествия на транспорте (особенно полёты на самолётах), отопление домов ископаемыми топливами (уголь, нефть, газ). Ирония состоит в том, что наибольший углеродный след мы оставляем, когда заводим следующего ребёнка. Так не далеко до того, что скоро на планете вообще никаких следов человечества не останется!
Простая идея борьбы с выбросами диоксида углерода, быстро завладела умами учёных, политиков и обывателей. И вот уже большинство развитых стран и международных корпораций следят за углеродными следами, устанавливают пошлины на товары, произведённые с выбросами СО2, стремятся к «углеродной нейтральности». Компании – гиганты компьютерной индустрии заявляют о скором избавлении от своих углеродных следов, переходя на солнечные панели. Кажется, дело идёт к тому, что скоро потепление остановится.
Но реальность далека от иллюзий. Продолжают работу тысячи заводов и фабрик, растёт добыча нефти и газа, развивается авиационный транспорт. Вопубликованном 26 ноября 2019 года докладе Global Emissions Gap Report, подготовленном экспертами программы ООН по окружающей среде (UNEP), указано, что в 2018 году в атмосферу был выброшен рекордный объем парниковых газов - 55,3 гигатонны. В 2017 году этот показатель составил 53,5 гигатонн.
Не вдаваясь в теорию заговора вокруг углеродного следа, отметим тот факт, что оценки влияния парниковых газов на повышение глобальной температуры, основаны на недоступных широкой общественности компьютерных программах, которые в свою очередь созданы на далеко не полных сведениях о глобальных процессах в атмосфере и океане.
Ни в коей мере не являясь противником уменьшения углеродных и в целом - экологических следов человечества, автор может спросить: - На сколько градусов понизится температура, если все жители моего города или страны перестанут ездить на автомобилях и есть мясо?. Вразумительного ответа мы не получим.
В наше время, благодаря усилиям учёных, политиков и активистов, идея борьбы с парниковыми газами превращается в новую религию. По миру ездят экоактивисты-проповедники. Несколько продвинутых стран объявили себя верными приверженцами борьбы с изменениями климата, и требуют плату с «неверных» в виде углеродных налогов. Учёные - «теологи» новой религии всячески оттесняют и игнорируют «еретиков», обращающих внимание публики на неоднозначность оценки климатической ситуации и способов её стабилизации.
Мало кто обращает внимание на то, что усилия по переходу на возобновляемые источники энергии идут параллельно с безумной тратой этой самой энергии. Исследователи из Кембриджского университета пришли к выводу, что на годовое производство биткоинов требуется больше электроэнергии, чем его потребляет такая страна, как Аргентина.
Современной наукой накоплено колоссальное количество данных о связи увеличения температуры с выбросами парниковых газов. Но нет убедительных доказательств того, что уменьшение выбросов приведёт к снижению приземной температуры в ближайшее время, а не через 100 лет, и приведёт ли вообще. Не окажется ли суета вокруг парниковых газов пустой тратой драгоценного времени?
На днях мир потрясла ужасная новость: - за неделю Гренландия потеряла 40 миллиардов тонн воды, вследствие аномальной жары! Подумать только – за неделю в океан вылилось почти два озера Байкал пресной воды!
А мы продолжаем играть в инфантильные игры с углеродными следами.
Не пора ли заняться рефлексией, приступить к действиям и убедиться,что зеркала могут не только компенсировать парниковый эффект, но и повернуть потепление вспять.
Доказательства в следующей статье.