Александр Меркалов
Самаэль.
![Image for post](https://cdn-images.hashtap.com/fit-in/20x0/filters:quality(50)/img/4z/xHu/oJSk/vMKLRzsRnBYFY/cQhsJiOlHf/XqdmdMtMmFhZ0i2R.jpg)
Имя «Самаэль» является эпитетом Дьявола. В иудейской мифологии Самаэль выступает как супруг Лилит. Она повстречала его после своего побега из Эдемского сада. Соединившись, они породили всех тех оболь- стительных демонических сущностей, что населяют Гамалиэль. Самаэль – великий искуситель, соблазяющий знанием. В древнем каббалистическом манускрипте Сефер Йецира он символизирует потаённое знание; и только достигнув клифы Самаэль, адепт проходит настоящую инициацию Пути Левой Руки. В этой клифе пересматриваются все общепринятые концеп- ции и взгляды на мир. Маг, достигший данного плана, способен прозвре- вать за пределы правил и законов этики, которые держат нас в оковах цен- зуры разума, омрачающей существенную часть нашего сознания. На этом уровне маг осознаёт саму суть этих догматов. Таким образом, адепт обре- тает собственное понимание функций бытия и лично решает, что правиль- но, а что – нет, что есть добро, а что – зло. Самаэль выступает как искуси- тель в том смысле, что соблазняет человека отведать плодов познания. Он также раскрывает красоту мира и указывает путь вниз, вовнутрь, вместо пути наверх в Царство Небесное. Самаэль – богохульник, разрушающий иллюзии своим разумом и разбирающий концепции и идеи на мельчайшие составляющие. Психоделическое искусство и сюрреализм могут дать нам некоторое представление о данной клифе, а деконструкция языка, пред- принятая дадаистами, вполне годится для магической работы с Самаэлем.
Сефира Ход является светлой стороной Самаэля. Ход представляет интеллект и относится к высшему астральному плану. Самаэль же – тём- ный интеллект, который может рассматриваться как безумие, уникаль- ность и гениальность, активно действующие вне рамок здравомыслия и правил цивилизации. Множество учёных, писателей и художников вступа- ли в контакт с Самаэлем. Эдгар Аллан По, чей разум, по-видимому, случай- но попал под его влияние, сказал про себя следующее, сумев кратко и ёмко описать проявление интеллекта Самаэля: «Меня называли безумным, но вопрос ещё далеко не решён, не есть ли безумие высший разум, и не про- истекает ли многое из того, что славно, и всё, что глубоко, из болезненного состояния мысли, из особых настроений ума, вознёсшегося ценой утраты разумности».10
В клифе Самаэль маг заключает пакт с силами тьмы и осуществляет предложение Фридриха Ницше переоценить старые ценности. Безумие становится мудростью, жизнь – смертью. Самаэль – «яд Божий». Именно он отравляет иллюзии, и все категории и концепции разбираются на со- ставляющие, пока не остаётся совсем ничего. Тёмную сторону астрального плана можно сравнить с чашей, наполненной ядом или пьянящей жидко- стью. Если чаша – это Гамалиэль, то Самаэль – эликсир, и в следующей клифе, А’араб Зарак, адепт достигает опьянения. Принятие яда – это решающий rite de passage (ритуал перехода), позволяющий перейти из одного состояния в другое. В некоторых примитивных племенах и шаманских культурах укус ядовитой змеи ассоци- ировался с инициацией (иногда даже в более драматичной форме, которая влекла за собой смерть посвящённого). Гораздо чаще, однако, посвящаемый опустошал чашу, содержащую сильный галлюциноген. Яд Самаэля вызывает инициатическую смерть мирской личности тёмного мага, и вместо неё осво- бождается истинная воля, которая соответствует Зверю и Тагирион.
Самаэль – клифа трикстера, мифологического ловкого обманщика, кото- рый способен наделить как мудростью, так и безумием. Так, скандинавский бог Локи обладает качествами обманщика, одновременно являясь мудрым и хитрым, равно как и причиной многих проблем. В мифологии североамери- канских индейцев подобную роль часто играет Койот. Трикстер может вы- ступать как культурный герой, наделяя предметами и способностями, кото- рым под силу стать благословлением и в то же время проклятием. Хороший пример такого дара – огонь, способный не только согреть, но и обжечь. Сим- волическая инициация в таинства огня относится к Пути Левой Руки, а так- же к клифе Самаэль. На уровне Самаэль маг произносит клятву и, таким об- разом, обретает контроль над Кундалини, «энергией жизни», и внутренним огнём. Тёмномагическая инициация может обернуться болезненным процес- сом, низвергающим старые концепции. На уровне Самаэля адепт формирует свою магическую индивидуальность и смотрит на мир новыми глазами. Кон- цепции, испепелённые ядом Самаэля, воссоздаются заново, обновлёнными и очищенными, когда маг достигает высших миров. Клифой Самаэль управля- ет Адрамелек, демон-павлин, олицетворяющий индивидуальность, красоту и всеведение. Маг отбрасывает преграды, кои могут затруднить магическое совершенствование, заменяя этические ценности эстетическими. Самаэль растворяет моральные барьеры, которые препятствуют вдохновенному акту магического самосотворения.