Александр Меркалов
Александр Меркалов
Доброго времени суток! В этом блоге будут писаться статьи на тему размышления, теорий в различных аспектах.
Читать 3 минуты

Дуализм рабочее определение.

Image for post

Слово дуализм (dualismus) было введено в 1700 году Томасом Харди, чтобы описать зороастрийское учение о двух противостоящих Духах, Добром и Злом. Его смысл в истории религий стал более техническим, чем в философии, где оно обычно означает противостояние души и тела или формы и материи, или карте­ зианское противостояние Ума и Протяжённости, как в классическом Восстании против дуализма А.О. Лавджоя. При более тщательном исследовании оказыв­ается, что философский дуализм всего лишь образчик его более широкого исполь­зования в истории религий. Здесь он также стал применяться ко всем учениям, в которых мир и/или люди или их части являются результатами раздельных тво­рений, выполненных раздельными творцами.

Дуализм — это механизм, служащий теодицее, которая является попыткой примирить существование благого Творца с открытыми несовершенствами мира и человеческого существования. Очевидно, проблема с самого начала совершен­ но неразрешима, если только не используется специфический тип определения Бога, называемый апофатическим (от греческого apophasis, «отказ, отрица­ ние») или негативным, при котором Бог оказывается непостижимым и стоящим по ту сторону всяких позитивных предикатов вроде «благой» или «благоприят­ ный». Будучи по ту сторону добра и зла, Бог может быть ответственен за случаи, которые мы в своём ограниченном понимании интерпретируем как болезненные и бессмысленные, такие как страдание и смерть. Хотя техника апофатической теологии очень древняя (она иллюстрируется в диалоге Платона Парменид), даже мастера этого стиля отказывались доводить непредсказуемость Бога до того вывода, который, казалось бы, получает поддержку в некоторых отрывках.

Таким образом, учитывая состояние этого мира, не следует удивляться, что такие сторонники апофатической теологии, как гностики, пытались очистить трансцендентного Бога от всякой вовлечённости в творение этого неполноценного мира. Потому изобретение второго начала, ответственного за зло, оказывается известной уловкой, даже когда она излишняя.

Что более важно, определения зла варьируются. В зороастризме два Духа, каждый из которых отвечает за отдельное творение, и потому реальность — это объект двойной классификации: собака — это хорошее животное, осёл — плохое. У Платона тело — это зло; в позднем платонизме — материя в целом.

Дуалистические мифы о творении или учения о мире изобилуют в религиях и философиях человечества. Иногда пограничная линия, отделяющая их от монар­хианских взглядов (придерживающихся одного начала или arche), тонка вплоть до того, что дуалистическое развитие может быть характерно для монархианских мифов и монистических учений. В целом, мы перестаём считать дуалистическим учение, в котором второе начало создано первым и не имеет над ним реальной власти, но это вопрос предпочтения. Потому, например, начиная с раннего хри­стианства, миф о падении Люцифера использовался для объяснения всякого зла, включая первородный грех, согласно Августину. Определяя этот миф как дуали­ стический, Дж.Б. Рассел думает, что средневековое христианство было целиком дуалистическим. Ярлык не должен задерживать нас больше, чем необходимо. Было ли христианство дуалистическим или нет, оно определённо отличалось от гностицизма в том, что никогда не полагало, будто этот мир создан кем-то, кроме самого Бога. В поэма вроде Потерянного рая Мильтона, которая до некоторой степени подчёркивает величие Противника и его попыток испортить творение Бога, автор никогда не забывает, что Сатана лишь подчинённый. Великий ис­следователь дуализма Гарольд Блум не преминул этого заметить: «Мильтон», — писал он, — «который отвергал всякий дуализм ... прочитывается совершенно дуалистически доминирующей традицией интерпретации, ведущим представите­ лем которой является К.С. Льюис».

Каким бы запутанным он ни казался, дуализм, в сущности, очень простое решение, выдуманное человеческим умом, чтобы объяснить явные недостатки существования. Люди не ждали изобретения письма, чтобы это выразить. Он появляется в большинстве областей мира, в мифах, записанных антропологами. Персонаж, чаще мужской, чем женский, который может быть столь же вечным, как Изначальное Существо, или родиться позже (иногда даже от самого Изначального Существа), портит творение в результате своей неуклюжести или, чаще, из-за неуёмной жажды совершать выходки. (Конечно, этот персонаж известен как Трикстер. Антропологи называют дуалистическими те мифы, в которых Трикстер появляется как антагонист Изначального Существа.

3 просмотра
Добавить
Еще
Александр Меркалов
Доброго времени суток! В этом блоге будут писаться статьи на тему размышления, теорий в различных аспектах.
Подписаться