Александр Меркалов
Александр Меркалов
Доброго времени суток! В этом блоге будут писаться статьи на тему размышления, теорий в различных аспектах.
Читать 3 минуты

Демонология.

Image for post

Демоны, управляющие антимирами, известны из иудеохристианской демоно- логии, некоторые из них упоминаются в библейских текстах, народных сказках и, прежде всего, в магической литературе. Магические книги, приписываемые царю Соломону, полны имён демонов, кои встречаются и в каббалистических описаниях клифот. Вполне возможно, что и само название «клифот» возникло от имени де- мона Клепот из Grimorium Verum. Каббалисты не сформировали единого подхода к описаниям демонов, о чём пишет Шолем в Encyclopedia Judaica: «Основная разница между Зохар и текстами кастильских гностиков состоит в том, что последние были склонны преувеличивать персонифицированность этих сил, иногда скатываясь к ранним демонологическим представлениям и давая силам «левых эманаций» соб- ственные имена, в то время как автор Зохар обычно придерживался более безлич- ных категорий».

Демоны появляются в «гримуарах» (или книгах тёмных искусств), которые часто приписываются древним авторитетам, от царя Соломона до Агриппы, в том числе и в старейшем демонологическом тексте Завет Соломона. К литературе по- добного рода принадлежат широко известные Ключ Соломона и Малый Ключ Соло- мона (Лемегетон), содержащий зловещий список из 72 злых духов и демонов. Число 72 соотносится с тайным именем Бога, Шемхамфораш, вот почему высказывалась мысль, что эти сущности в действительности могут являться его тёмной стороной. Происхождение некоторых демонов можно возвести к древним богам и духам вавилонской и шумерской культур. В качестве примеров классических исследова- нияй демонологических и черномагических текстов назовём Ritual Magic Е.М. Батлера, Secret Lore of Magic Идриса Шаха и Book of Black Magic А.Э. Уэйта.

Из демонологических трудов мы можем почерпнуть интересные сведения о клифот и их атрибутах. Элифас Леви перевёл с иврита фрагмент из, пред- положительно, Ключа Соломона, где клифот и их демоны-правители описаны как противоположности божественных качеств сефирот, а десять сил, управ- ляемых одиннадцатью царями-демонами, представлены как злые антиподы Сефирот. Категоризация демонов, введённая в работах Леви и Матерса, стала общей для всей герметической каббалы. В переводе Леви даётся объяснение значениям демонов и клифот:

1. Противоположность высшей сефире, Кетер, которая представляет со- бой единство, составляет Тамиэль, «Двухголовый», демон бунта и анархии. Два царственных дьявола, Сатана и Молох, управляют Тамиэль и ведут не- прекращающуюся войну.

2. Хайгидэль – противопостоящая сефире мудрости, Хокма – представля- ет собой скорлупы, соотносящиеся с материальными и иллюзорными проявле- ниями. Этой сферой управляет Беелзебуб, которого называют «Повелителем Мух», так как мух привлекают разлагающиеся трупы. Беелзебуб считается вожаком демонов, а не их правителем, поскольку злые духи никому не под- чиняются.

3. Сатариэль – противоположность Бина, сефиры понимания – хранит тайны и скрывает. Демоны Сатариэль связаны с абсурдными вещами, умствен- ной вялостью и загадками. Здесь правит Люцифуг, которого не следует путать с Люцифером. Люцифуг означает «бегущий от света», а Люцифер – «светоно- сец».

4. Сефире милосердия Хесед противостоит Гамeхикот, чьи демоны чи- нят препятствия и приносят беспокойство душам. Ими правит Астарот или Астарта (Astarte), в некоторых текстах именуемая нечистой Венерой сирий- цев, с женскими грудями и головой осла или быка.

5. Голаб – антипод сефиры справедливости. Демоны Голаб, духи гнева, поджигатели и подстрекатели. Правитель Голаб – Асмодей, иначе называе- мый Самаэль Чёрный.

6. Сефира красоты, Тифарет, имеет противоположностью Тагаририм, «вопрошающего», где властвует Бельфегор.

7. Сефира победы Нецах имеет антиподом «ворона смерти», Хареб-Сера- пель. Здесь правит Баал.

8. Противоположность сефиры порядка Ход – Самаэль, «обманщик», под управлением Адрамелеха (Adramelech).

9. Сефире основания Йесод противостоит «непристойная» Гамалиэль, де- мон беззакония, где правит Лилит.

10. Нахема является противоположностью низшей сефиры. Ей поклоня- ются злые и проклятые народы: амалеким, называемые «нападающими», гебурим – «жестокие», рафаим, которых зовут «трусливыми», нефилим – «раз- вращённые» и анаким – «непокорные». Четыре буквы Тетраграмматона IHVH и пятая буква «Шин», превращающая Тетраграмматон в Пентаграмматон, уничтожат пятёрку этих так называемых народов. Тема Пентаграмматона распространена в христианской каббале, где он соотносится с Иисусом.

В нижеследующем тексте демоны описываются как сущности, оставшиеся в наследие от старых богов, и связываются с глупостью, безумием и опьяне- нием. Этот текст, переведённый МакГрегором Матерсом, также содержит не- сколько интересных отсылок и определений, которые точно совпадают с каб- балистической парадигмой, но скорее принадлежат авторству Элифаса Леви, нежели Соломона.

«В Аду нет иного правителя, кроме фатального закона, который наказы- вает извращения и исправляет ошибки, ибо ложные боги существуют только в ложном сознании поклоняющихся им. Ваал, Бельфегор, Молох, Адрамелех были идолами сирийцев; идолами без душ, идолами, нынче уничтоженными, от которых не осталось ничего кроме имени. Дьявол – всегда Бог отрицания. <...> Для призыва фантомов достаточно опьянеть или стать безумцем; ибо фантомы – товарищи опьянения и головокружения».

16 просмотров
Добавить
Еще
Александр Меркалов
Доброго времени суток! В этом блоге будут писаться статьи на тему размышления, теорий в различных аспектах.
Подписаться