Yellow Book Google
За счёт чего книги-бестселлеры разошлись по миру в таком тираже? 7 обобщённых секретов успеха бестселлера
Почему одни книги становятся знаменитыми во всём мире, а другие уходят в забвение, даже несмотря на одинаковое, в общем-то, качество?
К сожалению, в современных реалиях капитализма определяющим успех фактором становится отнюдь не качество, но и огульно спихивать всё на рекламу, как бы нам этого ни хотелось, не выйдет:
Рекламу, как ни крути, применяют к уже успешным книгам, за редчайшими исключениями. То есть книга должна сначала получить признание, а уже затем — «включается» рекламная поддержка.
Тогда что делает одни книги «весомее» других?
Если вопрос не в качестве и не в рекламе, то в чём? Как писатели хотя бы повышают шансы своих «нетленок» в бурном океане рыночной экономики? Давайте разбираться.
Не все из этих способов хорошо совмещаются. Как правило — на успешную книгу приходится 2-4 из них.
1. Прямое, как рельс повествование
Если сравнить между собой наиболее успешные в продажах книги, за редчайшими исключениями вроде «Гарри Поттера» или «ночного Дозора», то легко заметить, что всех их объединяет одна характерная сюжетная особенность:
У них линейный сюжет
Рецепт успеха — делать «как слева», а не «как справа»
То есть нет второстепенных героев, существенно «порезано» описание мира (важно лишь то, что происходит непосредственно вокруг главного героя), да и у самого героя есть лишь Великая Миссия без малейших второстепенных задач.
Результат? А нет его. Но, видимо, это позволяет легче читать подобную макулатуру офисным «хомячкам» с уставшим от перекладывания бумаг мозгом.
Эталонный пример из палаты мер и весов с квинтэссенцией такого подхода — некогда известный «Код Да Винчи»
2. Любовный рак сюжета
Если кратко — то это добавление любовных линий, повсеместно, даже там, где это совершенно неуместно. Можно даже больше одной, старательно обвивая «рельсу» сюжета (извините за слово «сюжет»).
Это выглядит нелепо и неуместно, но зато расширяет аудиторию, включая в неё озабоченных и р-р-романтичных личностей.
3. «Эталонный» объём текста
Современный стандарт в 12-14 (ну, максимум — 16 с минимумом в 9) авторских листов на книгу появился отнюдь не случайно.
Меньше — не удастся впихнуть даже «рельсовый» сюжет, больше — целевая аудитория такой «кирпич» брать не станет.
Что характерно, этот же стандарт подхватила не только «книжная попса», но и все остальные, разве что там изначально большую книгу «рубят» на тома того же объёма, как ради читабельности, так и ради продаж.
В данном случае — это «антисекрет»: если делаешь так — это никак не влияет на продажи, но если НЕ делаешь и «вылезаешь» за объём — бестселлером книга НЕ будет. С гарантией.
4. Постепенная раскрутка
Как и с центрифугой — нужно сначала набрать обороты
А вот здесь — мы подходим к самому святому, к её величеству Рекламе.
И простому ваньке-писателю рекламы не дадут, а без рекламы книга бестселлером не станет, опять же, за редчайшими исключениями в лице «сарафанного радио».
Именно поэтому большинство авторов бестселлеров до того, как озолотиться — «долбили» аки на конвейере, доказывая издателю свой потенциал, чтобы тот в следующий раз расщедрился на рекламную кампанию чуть побольше.
И ещё чуть. И ещё, и так до тех пор, пока она не сработает «взрывным» образом.
5. «Встречают по обложке»
Кратко: с обложкой в таком стиле вам денег никто не даст
Если обложка некрасивая, а название — неинтересное (об этом ниже) — читатель вашу книгу, скорее всего, даже не откроет.
Обложка должна быть красочной, пафосной и кричащей в лицо о том, что вы хотите её купить.
Эталонный пример того, как надо делать обложки книг — продукция титульной серии издательства «Альфа-книга», расходящаяся как горячие пирожки вовсе без рекламы. Тут, конечно, ещё и безупречная репутация серии, но и сами обложки «имеют роль».
Красочные, насыщенные обложки выгодно смотрятся что на полке, что на витрине
6. Креативное название
Вот вы видите этот кирпич? Так же можно и с названием, нет смысла переусложнять сущности. У вас в книге ведутся поиски некоей «Дубины рядового Дика», в которую по легенде залито золото? Так назовите книгу «Дубина рядового Дика», читатель заинтересуется и купит.
Отличное название, нет? Как это — нет? Эй, эй, за что лопатой?!
7. «Драматический лайфхак»
Да, ваш опус будут поливать всеми субстанциями за прямую ложь, «острые» темы и пропаганду. Но он будет бестселлером, вы получите деньги (пусть даже от ЦРУ), и это — главное.
А можно отказаться от трёх первых пунктов и написать что-то драматически-остросоциальное.
Про депрессию, безысходность, или «как нам обустроить Россию», с ориентиром не на читателя, а на западного критика. Как только западный критик ваш опус похвалит, а то и номинирует на какую-нибудь пафосную премию (совершенно не ради политпропаганды) — ждите успеха, ведь премия — это бесплатная реклама во всех СМИ.
Чем скандальнее, депрессивнее и политизированнее будет ваша книга — тем больше шансов, что на волне скандала её прочитают очень и очень многие, чтобы понимать, кого хаять.
Важно! Не переборщите с политикой и депрессией, иначе есть риск, что среди целевой аудитории ваш опус будут распространять только нелегальным «самиздатом». Это, конечно, потешит вашу гордость, но денег с того не будет.
Выводы и последний совет всем вам
ПМ — Переоценённая Муть
А какие тут можно сделать выводы, если среди всех этих пунктов не было ни слова о качестве самой книги?
Не читайте «раскрученные» бестселлеры, господа, они того чаще всего не стоят. Среди писателей второго эшелона есть куда как более достойные кандидатуры.