Тарас Марченко
Тарас Марченко
Читать 16 минут

Когда угроза миновала.

Image for post

Психологическая помощь переселенцам и беженцам.

Что такое – синдром беженца?

В Украине на сегодняшний день 17% людей ( это – примерно 8 миллионов человек) относятся к категории внутренних перемещенных лиц, около 5.5 миллионов – выехали в страны Европы, до 1.5 миллионов – в России.

Миллион людей – это примерно Днепр или два Мариуполя или четверо Черновцов. И этот миллион нуждается в еде, крове, но не менее – в адекватном отношении к себе и своим проблемам. Тысячи добрых людей откликались и оказали помощь беженцам: пускали их жить в свои дома, собирали деньги и вещи. А через некоторое время начинался конфликт, явный или скрытый. Сочувствие со стороны местных сменялось недовольством и осуждением, а беженцы еще больше замыкались в своем кругу.

В чем же причина? Для нас - в разнице менталитетов мирного жителя и беженца. Не поняв психологию беженца, оказать ему адекватную помощь будет непросто.

А для беженца – причина в его травматическом опыте.

Когда человек получает такое сверхсильное воздействие на психику, перед ним встает задача переварить все это, встроить это событие в свой образ мыслей, в свои ощущения. Перестраивается весь жизненный настрой. Выделяются четыре основные фазы потери ( не важно чего в данном случае) и горевания, т.е. переработки психикой сверхсильного воздействия:

(1) Первичная фаза шока:

- подфаза застывания: ощущение нереальности, "этого не может быть"; шок дает ощущение выхолощенности, пустоты;

- подфаза осознания того, что произошло: истерика, слезы, "не хочу это слушать"; сознание приняло информацию, а бессознательное еще сопротивляется. Но если человек застрянет на фазе шока, то он внешне нормально выглядит, и при этом ничего не чувствует, "слишком спокоен".

(2) Вторичная фаза гнева:

- подфаза обвинения и вины: Гнев - реакция на несправедливость. Если был конкретный виновник - то гнев направлен на виновника, если нет конкретного виновника – то на обобщенного, но также он может быть направлен на спасателей, врачей. Также - на судьбу, на Бога. Хочет отомстить. (Если человек застрянет на фазе гнева, он потом всю жизнь может строить планы мести.) А затем гнев направляется на самого себя, т.е. возникает чувство вины. Сильный эмоциональный накал, при котором вырабатывается адреналин. Человек выплескивает наружу все негативные эмоции. Затем "огонь сгорает" и остаются "угли".

- подфаза тоскования и поиска: Человек испытывает чувство тоски по потерянному месту в жизни и начинает искать, чем его заменить вокруг.

- подфаза тревоги и страха: Поиск не принес результатов, наступает понимание, что искать бесполезно, и наступают тревога и страх - в качестве затухающего гнева.

(3) Фаза депрессии: Люди не хотят видеть привычных знакомых и родственников; считают, что загружают других своими проблемами. При этом другие должны стараться все же помогать, но не быть навязчивыми.

(4) Фаза интеграции и исцеления: Человек окончательно смиряется с тем, что произошло. Выходом из депрессии является принятие решения о том, что делать дальше. Произошедшее событие интегрируется в картину мира, создается новый жизненный план.

Причем все четыре фазы частично перекрывают друг друга, в какой-то момент действуют все четыре. Иногда одни фазы выражены больше, а другие - меньше. Задача психолога - провести человека по всем фазам, чтобы он не застрял ни на одной из них, и подвести его к интеграции.

Рассмотрим основные проблемы беженцев.

1. Посттравматическое расстройство психики.

Беженцы, бежавшие из страны, где велись военные действия, почти поголовно (хотя и в разной степени) будут страдать посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Они в одночасье потеряли родину, дом, имущество, родных людей, работу, статус. Многие вышли прямо из зоны боевых действий, где рвутся снаряды, свистят пули, где убивают и умирают. То есть беженцы – люди с совершенно искаженной психологией в сравнении с человеком из благополучной, мирной жизни. Эта разница не всегда может быть очевидной, но она огромна. Поэтому судить беженцев по тем же правилам, что и людей мирной жизни, – невозможно.

ПТСР, по сути, – тяжелое заболевание, которое разворачивается с течением времени и сопровождается такими симптомами, как страхи, постоянное напряжение, неуверенность в себе, вина за то, что живы, а кто-то из знакомых и друзей мертв, приступы агрессивного поведения, чередующиеся с заторможенностью мышления и действий, навязчивые мысли и другими симптомами. Особенно страдают от ПТСР видевшие обстрелы и трупы дети. Практически все дети, вывезенные из зоны боевых действий, уже будучи в безопасности, впадали в панику, услышав резкие хлопки, увидев в небе вертолет, и старались немедленно спрятаться.

Все это – нормальная реакция человека на ненормальные обстоятельства, но без специальной помощи выходить из ПТСР можно годами. Людям с ПТСР нужна эффективная реабилитация, но специалистов таких пока недостаточно, а слаженной системы организации реальной комплексной реабилитационной поддержки пока нет.

ПТСР характеризуется также психологическим инфантилизмом. Беженцы часто ведут себя, как маленькие больные дети. Это также нормальная реакция нашей нервной системы на травматичную ситуацию: мы бы регрессируем в прошлое. Таким образом мы снимаем с себя ответственность за настоящее. Но, наблюдая такое поведение, – страхи, навязчивые мысли и агрессию, заторможенность, местные принимают все это за неуживчивость, лень, капризы, требовательность, не понимая, что это бессознательная помощь в утешении, поддержке и принятии. Допустим, больной ребенок попал в больницу – никто же не будет от него ждать выдержки и мужества, как от взрослого? Но местные-то видят перед собой взрослого человека и удивляются: почему бы не пойти работать, сделать хоть что-то в своем собственном лагере? А беженец обижается на всякую мелочь, жалеет себя, как ушибившийся ребенок гладит содранную коленку.

Отдельный пункт в ПТСР – кризис идентичности. Если раньше человек был кем-то определенным: шахтером, продавцом, учителем, имел гражданство, социальный и имущественный статус – то в мгновение ока он стал никем. В таком состоянии человек чувствует страх и неуверенность: имущества нет, жить негде, работы нет, будущее совершенно неясно. Люди полностью теряют представление о себе, о том, кто они, на что способны, поэтому никак не могут адаптироваться к новой ситуации. А местных это раздражает, они думают, что беженцы – такие иждивенцы, не хотят работать. Но если человек не был бездельником на родине, он в другой стране захочет работать, – но не может: он психологически парализован. И длится такой паралич в среднем не менее года.

Здесь также важно и место, откуда приехали беженцы. Многие четко восприняли информацию последних 30 лет ( что русские и украинцы не братья и т.д.), а теперь им нередко приходится просить и принимать помощь за рубежом от «этих москалей».

Отсутствие условий для самореализации. У беженцев нет гражданства и законодательно обеспеченной возможности работать. Они не могут работать по привычной профессии. Они чувствуют, что не могут реализоваться, что влечет за собой пассивность и апатию. Это в свою очередь выливается в так называемые вторичные выгоды: когда человек ничего не делает, то первое время его это мучает, а потом он привыкает и даже находит плюсы. Делать ничего не надо, тебя кормят-поят, а ты можешь все время посвятить телевизору или компьютерным играм – отличный способ уйти от реальности с ее на данный момент нерешаемыми проблемами. Это называется социальное иждивенчество, но это уже следствие проблемы.

Жизнь в маленькой, обособленной общине. Беженцев расселяют в большинстве случаев кучно, они общаются в основном друг с другом, и информационная среда у них достаточно своеобразна. Если говорить об Украине, люди в основном идентифицируют себя с оставшимися жителями страны. Им нередко свойственна агрессия по отношению к местным, которую они могут выражать и вербально: это вы виноваты! Это из-за вас, несвоевременной помощи или неверной политики у нас война началась и продолжается! Они кусают тех, кто помогает, а те, кто помогает, не понимают, почему их кусают. Те, кого укусили, жалуются на это дома, и их поддерживают – ах, они такие-сякие, неблагодарные.

Так разворачивается клубок недовольство и отношение к беженцам закономерно ухудшается, что дает им уже реальный повод не любить местных. Они все больше тянутся к своим и обособляются, местные начинают их отторгать, а значит, возможности адаптации и интеграции все меньше.

Конкуренция с местными на рынке труда. Далеко не все беженцы попали в крупные региональные центры, где худо-бедно вопрос с трудоустройством решить можно. Многие очутились в отдаленных уголках ( особенно в России) , где и без них была конкуренция на рынке труда. Были случаи, что недобросовестные работодатели могли «кинуть» и без того обездоленных и беззащитных беженцев. В лагере беженцев об этом узнают и следуют обвинения в сторону местных. И все это также создает тяжелый эмоционально-психологический фон.

Алкоголизм, игромания и наркомания в сообществах. Люди в крайне тяжелом психологическом состоянии хотят уйти от этой реальности, а нормальных способов для этого может не быть. Где тонко, там и рвется. Даже люди, которые раньше не пили, могут запить горькую. Бывает, что семьи, попавшие в лагерь беженцев, начинали распадаться. Наблюдается и хулиганство, драки, воровство. Конечно, этим могут «похвастаться» и местные, но к этому привыкли, а вот беженцев прощают менее охотно. Местные начинают обобщать частные случаи на всех беженцев в целом. Например, один беженец напился – тут же появляется среди местных миф, что все беженцы пьют.

Психосоматические заболевания. От перенесенных стрессов у беженцев могут развиваться не только соматические, но и психосоматические расстройства. Но если они идут к врачу, те из-за ограниченного опыта работы с таким контингентом могут и не найти никаких телесных проблем, и порой раздражаются, думая, что «беженцы – симулянты». Беженцы, получившие раздраженный «отлуп», еще больше замыкаются в себе и чувствуют, что их и лечить не хотят и никому они не нужны…

Клубок проблем затягивается, одна проблема тянет за собой другую. Все это приводит к тому, что иногда люди, если это возможно, уезжают обратно, на территорию, где ведутся боевые действия. Даже с риском для жизни, увозя с собой детей. Потому что жить под пулями им легче, чем среди местных жителей. И тогда местные воспринимают это как предательство – их с таким трудом вывозили, а они, неблагодарные, им все не нравятся, они уходят… Конечно, таких людей в целом не много, но они есть. И причина в том, что они просто не смогли адаптироваться на новом месте, не справились с комом проблем, и единственный выход, который они для себя видят, – вернуться назад.

Расконтакт.

Конечно, всегда найдутся люди, кто готов приободрить, поддержать беженцев добрым словом. Но доброе слово не работает как системная помощь. Порой это также бесполезно, как утешать человека, у которого умер близкий, словами «не плачь, покойника замучаешь», «ты еще выйдешь замуж», «крепись, держись». Люди искренне хотят выразить сочувствие и поддержку, но часто не умеют этого делать, поэтому получаются дежурные топорные фразы, от которых не легче. Нередко приходилось слышать от самих беженцев жалобы на то, что в случаях такого утешения им трудно было сдержать свою агрессию и не ответить резко. Конечно, сытый голодного не разумеет, человек, у которого есть работа и крыша над головой, которого никто не обстреливал, просто не в состоянии понять, что чувствует тот, кто все это пережил и все в одночасье потерял.

В самых общих чертах : что нужно беженцам.

Беженцы нуждаются в жилье, трудоустройстве, медицинском обслуживании, но в первую очередь беженцы нуждаются в понимании. Если соцработник, врач, юрист будут помогать беженцу, не зная всего комплекса его проблем и его психологии, эта помощь будет малоэффективна.

Важна планомерная системная работа по налаживанию отношений между местным населением и беженцами. Местным жителям, участвующим в помощи беженцам или в другом качестве контактирующих с ними, например, вместе работающих, необходимо говорить не о том, что «они – такие же люди, как и мы», а о той разнице, которая отличает беженцев и местных, о тех психологических и бытовых проблемах, которые перед ними стоят. Говорить в красках! А интеграция в местную среду должна быть постепенной.

От непонимания психологии беженцев иногда даже активная помощь превращается в свою противоположность. Например, в одном месте хотели помочь детям беженцев – собрали, отвезли отдыхать на море. Но оторвать от родителей маленьких детей, травмированных и перепуганных – означало нанести им еще большую травму! Дети плакали, обострилась психосоматика, в общем, море не помогло.

Стратегия проработки травмирующих событий.

Стратегия проработки травмирующих событий при возможности оказания помощи в течение нескольких сессий (хотя бы 5-10), хорошо зарекомендовал себя подход, включающий три метода:

  • вербализация,
  • детализация,
  • минимизация.

Вербализация. Человек должен проговорить все свои переживания. Как правило, запрос на психологическую помощь клиент произносит уже в своей первой фразе. "Я хочу забыть" ," Я не хочу испытывать страх" и т.п. С этим запросом и нужно работать, чутко уловив его, хотя последующие фразы могут быть совсем не об этом и уводить далеко от настоящей проблемы.

Чем больше человек говорит о пережитом, чем чаще он заново "проживает" ситуацию, тем меньше остается острых эмоций и страхов. И хотя они на этом этапе еще не уходят, возникает некое привыкание к прожитой ситуации, ее осмысление, понимание, что все могло быть хуже. На данном этапе важно показать ценность того, что у человека осталось - его жизни. Да, потерян дом, имущество, возможно, близкие люди. Но осталась жизнь.

Часто приходится сталкиваться с тем, что пострадавший не может говорить о пережитом страхе. Чтобы помочь ему в этом, можно использовать прием "Взгляд наблюдателя". В этом случае мы предлагаем человеку рассказать о том, что с ним случилось, от третьего лица. Таким образом мы даем психологическую защиту, человек как бы не участвует в событиях, наблюдает происходящее со стороны, но в то же время может рассказать о том, что случилось. "Представь, что ты тележурналист. Ты стоишь на другой стороне улицы, у тебя в руках телекамера и микрофон. Ты смотришь в объектив. Что ты видишь?", - так можно инициировать рассказ от третьего лица.

С теми, кто хочет забыть о произошедшем, необходимо работать осторожнее. Разрешение "ты можешь забыть, если хочешь, но сейчас ты можешь об этом говорить" часто положительно влияет на человека, и он начинает рассказывать.

На этой стадии нужно позволять человеку плакать. Горе выходи со слезами и со словами. Чем больше выплакано и выговорено, тем быстрее проходит острый период.

Хотим обратить внимание, что в состоянии острого ПТСР человек бывает подобен ребенку, логика не работает. В этом случае большой ошибкой является относиться к пострадавшим как к взрослым людям. На этом этапе уместны простые фразы, понятные детям, простая забота о первичных потребностях: еда, тепло. Помогающий должен избегать назидательного тона, взяв на себя роль заботливого родителя.

Детализация. Следующий этап проговаривания прожитого. "Расскажите подробнее." Чем более подробно рассказывает человек о случившемся, тем активнее он освобождается от этого груза. На этом этапе необходимо очень точно видеть границу, дальше которой пострадавший не готов двигаться в детализации событий, уточняя, нужно ли и можно ли идти дальше. Детализировать можно все: цвета, запахи, звуки, расположение вещей, телесные ощущения.

Минимизация. При любой удобной возможности нужно деликатно показать пострадавшему, что сейчас все не так страшно, как казалось тогда. Сложность этого этапа работы заключается в том, что минимизацию страхов и переживаний нужно вести очень мягко и деликатно, не обижая человека. Признавать реальность, и в то же время показывать, что ситуация не безысходна. "Да, Вы были в опасности, но Вам удалось выжить". "Да, Вас ранило, но ведь Вас могли убить". "Вы потеряли дом, но посмотрите, сколько еще людей в такой же ситуации". "Вы потеряли дом , но Вы смогли спастись сами и спасти детей". Этап минимизации является стартовой площадкой поиска ресурса для дальнейшей жизни. Пострадавшие очень тяжело переживают полную потерю имущества, средств к существованию, социального статуса. Их тревожат мысли о будущем и неизвестность, усиливающиеся повторным переживанием травмирующих событий. Очень важно вернуть их в настоящее. В этом случае уместно использовать упражнение «3 по 5».

Упражнение помогает вернуться от воспоминаний о психотравмирующих событиях в реальность.

  • Быстро, назови 5 цветов, которые ты сейчас видишь перед глазами.
  • Назови 5 звуков, которые ты слышишь сейчас.
  • Назови 5 ощущений своего тела в данный момент.

Это и есть настоящее время.

Можно процитировать Евангелие. В Евангелии от Матфея Гл.6 Стих 34 сказано: "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы." Для беженцев эти слова дают поддержку и разрешение проживать только сегодняшний день, не принимая на себя непосильную психологическую нагрузку заботы о собственном будущем и будущем своих детей.

Часто возникают ситуации, когда работа с пострадавшими ограничивается одной-двумя сессиями. Это не должно нас останавливать , поскольку всего одна встреча может дать человеку ту "соломинку", ухватившись за которую он сможет помочь себе в дальнейшем.

Эрик Берн, основатель трансактного анализа, считал, что человеку прежде всего надо помочь и только потом заниматься анализом. Именно этот постулат "сначала помоги, потом анализируй" необходимо применять в работе с пострадавшими от боевых действий и беженцами.

Вот несколько простых методик, помогающих выйти из состояния паники, облегчить приступ страха.

1. Дыхание

Эффективность дыхательных упражнений в нормализации психологических состояний и одновременно легкость их использования позволяет применять их в любых условиях. Безусловно, дыхательные упражнения лучше проводить под спокойную расслабляющую музыку, но если этой возможности нет, желательно просто соблюдать тишину. Еще одним плюсом дыхательных упражнений является возможность использовать их для массовых занятий, не только в условиях групповой психотерапии, а для больших залов.

Цветное дыхание.

Закройте глаза. Начинайте дышать, слушая мои слова. Вдох-выдох. Вдох-выдох. Дыхание становится ровным и глубоким. Вдох-выдох. На вдохе Вы чувствуете легкий холодок. Свежий воздух заполняет Ваши легкие. Вдох-выдох. Вы замечаете на вдохе, что воздух, который Вы вдыхаете, окрашен в Ваш любимый цвет. Вдох-выдох. А воздух, выходящий на выдохе, окрашен в самый нелюбимый цвет. Вдох-выдох. Вы вдыхаете свежий и красивый цветной воздух, а выдыхаете вместе с некрасивым цветом свое горе. Вдох - Вы получаете энергию. Выдох - выдыхаете горе, страх, печаль..... и т.д.

Затем возвращайтесь к обычному дыханию. Посидите немного с закрытыми глазами. Почувствуйте свое тело. Откройте глаза.

Дыхание на счет.

Закройте глаза. Начинайте дышать, слушая мои слова. Вдох-выдох. Вдох-выдох. Дыхание становится ровным и глубоким. Вдох-выдох. Дыхание все глубже. Между вдохом и выдохом делайте небольшую задержку дыхания. Начинайте считать. Считая до 5 делайте вдох, на два счета делайте задержку дыхания, затем медленно выдыхайте, также считая до 5. Вдох (1-2-3-4-5-), пауза (1-2), выдох (1-2-3-4-5). На выдохе почувствуйте, как Ваш страх потихоньку сползает вниз. По спине, по бедрам он уходит в колени, затем в стопы, и через пятки выливается на землю. Вдох-пауза-выдох. На выдохе страх стекает вниз и уходит в землю. Земля впитывает его, как воду. Вдох-пауза-выдох. И т.д.

Затем возвращайтесь к обычному дыханию. Посидите немного с закрытыми глазами. Почувствуйте свое тело. Откройте глаза.

Дыхание со звуком.

Это упражнение лучше проводить наедине.

Закройте глаза. Начинайте дышать, слушая мои слова. Вдох-выдох. Вдох-выдох. Дыхание становится все глубже. Вдох-выдох. Вдыхайте носом, выдыхайте ртом. Вдох-выдох. На выдохе включите голос. Возможно, это будет похоже на стон. Не пугайтесь. Вдох тихий. Выдох с голосом. Вдох тихий. Выдох с голосом. Не бойтесь звука. Отпустите голос вместе с выдохом. Вдох-выдох. (5-10 раз). Затем возвращайтесь к обычному дыханию. Посидите немного с закрытыми глазами. Почувствуйте свое тело. Откройте глаза.

Задания и упражнения:

Погружение в размышления.

Вводная часть для всех вариантов погружения:

Сядьте поудобнее, ноги поставьте устойчиво на пол. Отпустите напряжение, которое есть в теле. Возможно, вам захочется закрыть глаза или остановить взгляд на каком-то одном месте, например, на полу. А теперь не спеша сконцентрируйтесь на ощущениях тела, постарайтесь прочувствовать целиком все тело. Для начала сконцентрируйтесь на ногах, почувствуйте, как ноги прочно стоят на полу. И просто внутренним взором пройдитесь по ступням, щиколоткам, вверх по ногам до колена. Дальше внутренним взглядом проводим от колена до бедер по обеим ногам. Если вы ощущаете какое-то сопротивление, отпускайте его, расслабляйте это место в ногах. Почувствуйте, как вы сидите плотно на стуле. Почувствуйте, как стул заботливо поддерживает вас. Отпустите любое напряжение, которое есть в бедрах и пояснице. Внутренним взглядом обратитесь к спине, почувствуйте спину и плечи. Пройдите внутренним взглядом по рукам: кисти, верхняя часть предплечья, локти, плечи. Любое напряжение, которое встречается на пути, отпускайте. Теперь почувствуйте шею. Заднюю поверхность шеи, затылок. Теперь с затылка перейдите на лицо, и почувствуйте, как растворяется любое напряжение, которое есть в мышцах лба, вокруг глаз, виски, все это отпускаем.

1. Погружение "Гора".

Теперь почувствуйте, как вы сидите в этой комнате, на этом стуле, как вы расслаблены. Представьте, что вы гора. Вы – гора. Вы чувствуете, как плотно, как неподвижно вы сидите, как гора. И как и любая гора, вы подвергаетесь воздействию разных погодных условий. Могут приходить разные мысли, разные чувства. Это может быть радость, это может быть боль. Гора просто наблюдает. И отпускает. Все это просто проходит мимо… И так же, как и гора неизменна в своей плотности, тяжести, устойчивости, вы, подобно горе, можете быть так же устойчивы, можете оставаться здесь и сейчас. Будучи горой, вы можете наблюдать за прошлым, наблюдать за будущим… Время просто проходит мимо, подобно облакам. Как облака на верхушке горы. Они никак не влияют на эту гору, они ничего не могут сделать. И какая бы мысль, какое бы чувство не отвлекали вас от этого ощущения устойчивости – ничего страшного не происходит. Вы просто возвращаетесь внутренним взглядом и внутренним ощущением к ощущению себя горой. Будьте добры по отношению к себе. Вы гора, которая ощущает себя и мир нормальным. Все идет своим чередом. Все впродярке. Почувствуйте, насколько вы устойчивы в этой связи с настоящим, с этим ощущением себя здесь и сейчас. Именно эта связь с «здесь и сейчас» поддерживает вашу устойчивость. (пауза на 3-5 минут)

Очень медленно отпустите этот образ горы. Вы в своем собственном теле. В своем темпе, не торопясь, комфортно, возвращайтесь в эту комнату. Возможно, вам захочется, вздохнуть поглубже, подвигаться немножко, растянуть мышцы, оглянуться, посмотреть на других.

И помните, каким бы ни был этот опыт, он нормален и хорош.

2. Погружение "Кораблик".

Вы берете лист бумаги и пишите на нем о своих страхах, горе, печалях. Пишите старательным разборчивым почерком. Как в школе. Пишите внимательно. (Пауза). Проверьте, возможно, Вам захочется дописать еще что-то. Допишите. А теперь сложите из бумаги кораблик. Вы выходите на берег реки, подходите к воде и отпускаете кораблик на волны. Сначала он колышется у самого берега. Волна то поднимает, то опускает его. Кораблик качается, на волнах играю солнечные блики. Но вот потихоньку волна относит кораблик от берега. Он уплывает от Вас и Вы отпускаете его. Все дальше и дальше. Вы уже не можете различить буквы на его борту. Еще одна волна набегает на берег. Еще дальше отплывает от берега кораблик. Все дальше и дальше. Вот он уже едва различим. И вот он скрылся за горизонтом, унося Ваши страхи, обиды, горе. Помашите ему рукой. Кораблик уплыл. Уплыли страхи. Уплыли обиды. Уплыло горе. Сделайте глубокий вдох. Выдох. Мысленно попрощайтесь с ним. Еще один вдох. Выдох. Вы в своем собственном теле. В своем темпе, не торопясь, комфортно, возвращайтесь в эту комнату. Почувствуйте свои руки и ноги, вернитесь к ощущениям тела. Возможно, вам захочется, вздохнуть поглубже, подвигаться немножко, растянуть мышцы, оглянуться, посмотреть на других.

Попрактикуйте несколько раз ? Поделитесь впечатлениями?

19 просмотров
Добавить
Еще
Тарас Марченко
Подписаться