Lily Jones
Lily Jones
Читать 1 минуту

Московский модерн - Метрополь

"Модерн", как стиль в искусстве появился на рубеже XIX-XX веков. В жилой архитектуре модерн появился в конце XIX века, главными чертами которого являются:

  • асимметричный фасад;
  • скругленные углы;
  • "текучая" форма декора;
  • природные и животные мотивы.

Несмотря на то, какую популярность приобрёл модерн отношение к нему было неоднозначным. Так, к примеру, в 1909 году Валерий Брюсов писал:

Я знал тебя, Москва, ещё невзрачно-скромной, Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы, Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн, На месте флигельков восстали небоскребы, И всюду запестрел бесстыдный стиль - модерн...

Одним из ярких представителей модерна является Гостиница Метрополь, которая была задумана Саввой Мамонтовым (меценат) как дворец искусств, который являлся бы современным гостиничным комплексом с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязании. Метрополь открылся в январе 1905 года и предстал как гостиночный комплекс с рестораном, на фасаде которого красуется майоликовые панно Врубеля и Головина, скульптурные фризы Андреева, декоративные вазы Ваулина, огромный стеклянный купол работы инженера Шухова.

Image for post
Hotel Metropol

В 1899 году был проведен конкурс на проект. Первое место заняла Строительная контора Северного Домостроительного общества (авторский коллектив: архитекторы Л. Н. Кекушев, С. С. Шуцман, Н. Л. Шевяков и В. В. Воейков), однако с подачи Саввы Мамонтова заказ был отдан Вильяму Валькоту, который в конкурсе занял четвёртое место.

Image for post
Проект архитектора Вильяма Валькота. Фасад по Театральному проезду
Image for post
Проект архитектора Вильяма Валькота. Фасад по Театральной площади
Image for post
"Принцесса Греза" М.Врубель (Третьяковская галерея)

Мамонтов является своего рода покровителем модерна в России. Ещё в 1896 году он "спасает" панно написанное Врубелем по мотивам пьесы Ростана, повествующей о любви трубадура из Прованса к Мелисинде - принцессе из Триполи.

Очарованный рассказами о принцессе, представлявшей ее как идеал красоты и великодушия, юноша влюбляется и отправляется в путь, чтобы поведать принцессе о своих чувствах. В долгом морском путешествии молодого человека внезапно поражает смертельный недуг. Жизнь в нем поддерживает только надежда хотя бы раз увидеть прекрасный лик Мелисинды, являющейся ему в грезах. Борясь с болезнью, он все же добирается до дворца и умирает во время встречи со своей возлюбленной.

В 1896 году Савва Мамонтов курирует Всероссийскую промышленную выставку, проходившая в Нижнем Новгороде, к которой Михаил Врубль пишет эскизы "Принцесса Греза" и "Микула Селянинович", которые Витте показывает Императору. С одобрения Николая Второго Врубель отправляется в Нижний для написания панно, однако члены комиссии Академии художеств запретили показывать на выставке пано Врубеля, мотивируя "нехудожественностью" полотна.

После Врубель уезжает из Нижнего и пишет сестре:

Я был в Нижнем... Работал и приходил в отчаяние; кроме того, Академия воздвигла на меня настоящую травлю; так что я все время слышал за спиной шиканье. Академическое жюри признало вещи слишком претенциозными для декоративной задачи и предложило их снять...
Image for post
Майолика "Принцесса Греза" М.Врубель (Фасад Метрополь)

Рассерженный происходящим Мамонтов строит павильон перед входом на выставку, где позже будут располагаться оба панно. На самом же павильоне было указано: "Выставка декоративных пано художника М.А.Врубеля". История гласит, что изначально было написано следующее: "Выставка декоративных пано художника М.А.Врубеля, забракованных жюри императорской Академии художеств", однако указанное после запятой пришлось убрать. Но и это стало не последним ходом Мамонтова. В ответ на то, что панно полюбившегося художника были плохо приняты публикой, панно “Принцесса Греза” Врубеля было переведено в Абрамцевских мастерских в майолику и представлено общественности на фасаде Метрополь.

Вместе с Михаилом Врубелем над интерьерами и фасадом Гостиницы трудились Николай Андреев, Сергей Чехонин и Александр Головин. Более десятка цветных панно разного размера, такие как: "Жажда", "Жизнь", "Поклонение природе" и другие находятся на фасаде Метрополь.

Image for post
Фриза "Времена года" Николая Андреева

На уровне четвертого этажа фасада Гостиницы расположена фриза Николая Андреева "Времена года". В первоначальном варианте на фризе было представлено полихромное изображение обнаженного человеческого тела, которое было весьма натуралистично, что вызвало недовольство у общественности и фриза по сей день представлена в монохромном варианте.

Под окнами и балконами четвертого этажа по всему фасаду проходит фраза Фридриха Ницше

Опять старая история, когда выстроишь дом, поймешь, что научился кое-чему
Image for post
Майолика "Клеопатра"
130 просмотров
Добавить
Еще
Lily Jones
Подписаться