lebedinajpesnja 1
lebedinajpesnja 1
Исследователь пошива исторического костюма и униформы.
Читать 4 минуты

Франция - Париж - мода: общее.Часть 2.

Париж как центр моды.

"Я отдал бы трех скульпторов за одного портного, который чувствует, интерпретирует и доводит природу до совершенства" - историк Мишле (1798-1874).

Прославление Парижа как столицы Франции и средоточия престижа неразрывно связано с его возвеличиванием в качестве модного города.

Большинство историков сводятся к мнению, что в Европе мода появилась в XIV веке. Согласно сохранившимся фолиантам и антропологическим свидетельствам, все предшествующие изменения в одежде происходили крайне медленно и постепенно. Именно для XIV столетия стало характерно качественное изменение: придворные стали все чаще менять вид одежды только ради того, чтобы выглядеть как-то иначе, отличным от менее обеспеченного населения. Одежда всегда помогала определению как этнических, так и социальных групп населения. Статусные различия в виде определенного костюма служил зримым и контролируемым знаком социальной власти.

Image for post
Image for post

Еще с Крестовых походов европейцы восхищались и с удовольствием носили восточные наряды, привозимые торговцами как заморскую диковинку. Модницы украшались вуалями, тюрбанами, привозными восточным шелками по тому же китайскому шелковому пути. Позднее, в XIV - XV в. господствовали эксцентричные герцоги Бургундские (в 1477 году Бургундия была поглощена Францией), затем предпочтение было отдано величеству царских форм итальянского Ренессанса, после - костюмам германских ландскнехтов XVI в., чуть позже - доминирующую позицию в европейской моде заняла Испания с её металлическими корсетами и жесткими юбками - вертюганденами.

Image for post

Лишь начиная с XVII в. французская мода начала прочно захватывать власть в Европе, хотя и тут не обходилось без иноземных влияний. В правление короля Людовика XIV (1638-1715), Франция стала признанной в качестве законодательницей мод. Получивший известность, как "король-солнце", Людовик использовал моду как символ могущества монарха и нации во Франции и в Европе.

********

Image for post

Кстати, именно во Франции в правлении Людовика XIV женщины-кутюрье осмелились в 1675 году подать королю прошение о предоставлении им права изготавливать " юбки и другую удобную одежду", подкрепив свою просьбу аргументом, что "вполне благопристойно и в духе целомудрия и скромности разрешать женщинам и девушкам заказывать одежду у особ одного с ними пола". Их поддержала мадам де Ментенон (воспитательница детей Людовика XIV, затем официальная фаворитка короля). Король-Солнце подписал утвердительно это прошение. Так закончилось узаконенного первенства в портняжном ремесле мужчин, которые вплоть до последней трети 17 века занимали в этой ниже главенствующее положение...

*************

В конце 17 века парижская модная индустрия была уже довольно хорошо развита. В Париже было много умелых мастеров и ремесленников: производителей текстиля, портных, шляпников, чеботарей, швей, изготовителей вееров. К началу 18 века производство модной одежды и текстиля заняло ключевое место в поддержании статуса Франции как одной из наиболее развитых европейских цивилизаций и получило признание как область очевидного превосходства французов.

В конце XVII века во всей Европе "моду начали называть на французский манер, la mode, и считать чем-то неоспоримо французским по своей сути", как отмечала Джоан Дежан.

Однако во время правления Людовика Париж оказался "в тени" Версаля, когда регулярно гостивший там король в 1670 году окончательно поселился в замке. А в 1683 году и само правительство решительно последовали за своим королем.

Версальский дворец стал играть весомую роль в доминировании Франции в сфере моды, получив всемирную известность в качестве витрины показного богатства. Спустя некоторое время после смерти Людовика XIV в 1715 году взаимоотношение моды и версальского придворного общества получили воплощение в образе Марии -Антуанетты.

Хотя Версаль и стал на время центром модного веяния в те времена, Париж все таки был и тогда неотделим от этой индустрии из-за сосредоточения в нем материального производства для изготовления предметов моды.

Image for post
Image for post

Гравюры времен Людовика XVI

Арена модного поведения поведения простиралась далеко за пределы версальского окружения короля и включала в себя различных представителей парижской элиты разного направления. Мода , ассоциировалась с Францией, в той же мере она отождествлялась со всем парижским.

-----------------------------------

Image for post
Image for post

-----------

Ореол уникальности вокруг парижской моды поддерживался за счет распространения французских модных гравюр и кукол-пандор, демонстрировавших костюмы известных модниц во всей Европе. Кукол использовали не только как модели для гравюр, но и рассылали по магазинам всего мира, демонстрируя покупателям и прохожим последние шедевры парижской моды.

1670-годы знаменуются как начало "золотого века модной гравюры" в Париже. Все это способствовало укреплению позиций Парижа как столицы моды в XVIII веке.

Image for post
Image for post

В конце XIX столетия, и по нынешнее время модная фотография и журналистика продолжают поддерживать престиж и особое место Парижа в иерархии модных городов...

Image for post

В XVIII веке страсть парижан к моду изумляла, а временами даже ужасала иноземцев. Самые престижные иллюстрированные модные журналы выпускались в Париже. Первой всемирно известной модисткой стала Розе Бертен, "министр моды" Марии -Антуанетты, имевшая своих заказчиков на изготовление платьев в разных странах от Англии до России.

"Французская модная промышленность работает днем и ночью", создавая новые наряды, "превращая Европу во Францию", писал один из современников в 1770 году. Немецкий обозреватель сообщает, что даже подержанная одежда, вышедшая из моды во Франции, охотно раскупалась в соседних странах.

Новый режим после французской революции официально декларировал свободу костюма. И уже в первой половине XIX века роль законодателя вкусов покинула пределы придворного общества и стала характеристикой парижан вообще, а конкретнее , парижского бомонда, к которому относилось понятие "весь Париж"...

продолжение можно прочесть тут:

https://lebedinajpesnja1.blogspot.com/2021/01/blog-post.html#more

4 просмотра
Добавить
Еще
lebedinajpesnja 1
Исследователь пошива исторического костюма и униформы.
Подписаться