Рузке Продюсер
Рузке Продюсер
Топ айтюнса по цене банки Балтики. Статьи о продвижении, букинге, менеджменте артистов. Объясняю, как стать известным и умереть в 27
Читать 1 минуту

Промо на радио. А стоит ли?

Image for post

Вы уже отказались от промо на радио? Я — да. И это был, каюсь, не самый удачный шаг, хоть я и исходил из того, что большая часть моих проектов — неформат для радиостанций.

Возможно, что для некоторых из вас в очередной раз станет откровением факт, что западная индустрия лучше адаптирована под нужды артистов. Это касается и радиостанций. В России перечень действительно известных радиостанций невелик — и вся их контент-политика диктуется лишь желанием удержать лояльных слушателей. Там нет высоких целей вроде «двигать индустрию», «давать дорогу молодым», «делать качественный продукт» и прочей демагогии, способной в зародыше убить любой коммерческий проект.

Проблема заключается в том, что у этих крупных радиостанций, крутящих по кругу в край заебавшее дерьмо вроде Элджея или БИ-2 с Ленинградом, нет альтернативы более приземленных масштабов. Да, это так: в России просто нет локальных коммерческих радио, которые могли бы собрать крупную аудиторию, способную действительно дать толчок карьере какого-нибудь перспективного музыканта.

Не все так плохо: обилие подобных инструментов есть на Западе. И да, там до сих пор живы и так называемые College Radio, да и на коммерческие есть вариант попасть, если вы не пишете ссанину (но вы зачем-то пишете).

  • Коммерческое Радио. Это корпоративная собственность (типа Cumulus & Clear Channel в США), транслирует в основном звезд поп-музыки, Топ-40 хит-мейкеров и в целом мейнстрим. Инди-группы редко услышишь в плейлисте среднестатистической коммерческой станции, по крайней мере, до тех пор, пока у группы не появится значительное количество поклонников, или другие станции не начнут транслировать ее музыку (что и является очевидным способом попадания в ротации таких станций, но об этом позже).
  • College Radio. Здесь сочетаются черты государственных радиостанций, онлайн-радио и инди-радио. Принадлежит университетам. В первую очередь служит в качестве “тренажера” для будущих поколений радиовещателей, и на таких радиостанциях гораздо чаще, чем на коммерческих, транслируют инди-музыку.
  • Некоммерческие станции и станции сообществ. Здесь речь идёт о государственных станциях. Станции типа Think NPR, BBC, CBC в Канаде как правило, поддерживают инди-музыку, и целевая аудитория большинства некоммерческих/государственных радиостанций - это люди, которые тратят деньги на то, что они любят и ценят. Именно здесь обитает целевая аудитория для инди-музыки.
  • Спутниковые - SiriusXM. SiriusXM - это спутниковая и онлайн радио-компания. Она вещает музыку, ток-шоу, спортивные и новостные передачи через подписку, которая также включает доступ к Pandora, Spotify и iHeartRadio.
Image for post

Люди, с которыми вам нужно наладить контакт - это менеджеры радиостанций, музыкальные директора и директора радио-программ. Но для начала потратьте время, чтобы послушать радиостанцию: так вы поймёте, хотите ли, чтобы ваша музыка звучала в эфире. Найти сами Контакты не так сложно. Можно воспользоваться базой радиостанций, где указаны данные для групп и музыкантов (т.е. гугл в помощь).

Распространённые мифы о коммерческом радио

Диджеи выбирают альбомы для эфира

Это справедливо только для некоммерческих радиостанций и микс-шоу (программы ночного эфира либо радиостанции, которые стримят музыку, которая не попадает в стандартный дневной эфир). Однако большинство слушает коммерческое радио с регулярной ротацией, где диджей вообще не влияет на то, какую музыку пускать в эфир (если, конечно, диджей и программный директор - не один и тот же человек). Так что главный фейл, которого нужно избегать, это просить диджея с коммерческой радиостанции взять послушать ваш диск "для возможной ротации". Диджей вам не откажет (не имеет права), просто скажет "ок", но и объяснять, что только программный директор может одобрить плейлист эфира, он не станет. Где окажется ваш диск - понятно.

Хорошие треки сами распространяются по другим радиостанциям

Никакие хорошие треки никаким мистическим способом никуда сами не распространяются. За каждым синглом (или даже программой), который вы слышите на коммерческом радио с регулярной ротацией, стоят целые пласты промоушена вперемежку с маркетингом. То, что вы слышите — это песня, которая была выбрана из 300 таких же песен. А вот чего вы не слышите - это бесконечные телефонные звонки, мейлы, торговые предложения, личные встречи, рекомендации консультантов, поиски телефонных номеров и ещё куча действий нацеленных на то, чтобы продвинуть альбом на радио. И владельцы радиостанций требуют от диджея, чтобы все выглядело так, как будто это он сам выбирает, что пускать в эфир.

Университетские радиостанции и микс-шоу радио влияют на коммерческие

Среди зарубежных начинающих музыкантов вполне себе бытует такое мнение: это следствие того, что некоторые группы, вполне себе успешно начавшие с College Radio, начали вкидывать бабки в промо и делать серьезный маркетинг своему проекту, что и привело к ротациям на более серьезных станциях. Просто потому что вы преуспели на некоммерческой радиостанции, совсем не обязательно, что что-то произойдёт на коммерческой. Там ничего само собой не происходит, а только в результате конкретной кампании. Но слушатель полагает, что раз трек сначала появился на некоммерческой станции, а через месяц на коммерческой, то это демонстрирует влияние первой на вторую. Обе кампании запускаются одновременно, просто некоммерческая первой запустила рекламу.

Надо быть подписанным на лейбл

Не надо. Наличие договора артиста с лейблом для радио означает только то, что процедура базового маркетинга будет осуществлена правильно. Если у вас есть бюджет и знания, вы с тем же успехом можете реализовать стратегию лейбла самостоятельно. Группа Creed показала прекрасный пример правильного вложения $5 млн в маркетинг.

Искусственные музыкальные запросы помогут

Не очень-то. Не повредят, конечно, но лучше потратьте время на более эффективные вещи - привлеките людей на концерт. На радиостанции смогут отличить настоящие звонки от звонков членов группы и их друзей. Для работников радио целые курсы семинаров посвящаются одной этой теме.
Радиоротации без охвата/распространения не добиться.

Image for post

Многие люди, планируя дату начала своей радио-кампании думают, что определённое время года окажет определяющее влияние на успех проекта. На самом деле, не совсем. Есть много гораздо более важных факторов, и именно они определяют, успешным будет проект или провальным. Речь идёт о последовательном выпуске 2 и 3 релизов одного артиста; о необходимости не забрасывать кампанию до тех пор, пока она не станет известной наверняка; обеспечение подходящей “упаковки”; правильный баланс “альбом vs сингл”.
Однако, несмотря на все вышесказанное, есть несколько моментов относительно времени года, которые дадут вашему релизу небольшие, но приятные преимущества. Но помните, что они дадут выхлоп ТОЛЬКО в том случае, если ВСЕ указанные в первом абзаце пункты будут соблюдены.
Итак, что нужно учесть, относительно календарных времён года:
С января по апрель Многие фолк-исполнители считают, что это лучшее время для инди-релизов. Реклама на коммерческих радиостанциях определенно самая дешевая в это время, а большинство лейблов делают небольшой тайм-аут, прежде чем снова взяться за активный промоушн. (НО вы не сможете определить это, слушая радио. Вы услышите определённое число песен, но не услышите, сколько песен было предложено.) Реклама в других сферах в этот период тоже дешевеет. Так что регулярная ротация и микс-шоу на коммерческом радио - то, что лучше всего сработает.
С мая по август Как на коммерческих, так на университетских радиостанциях это время года самое подходящее для промоушена тура.
На университетских радиостанциях это самое подходящее время для чартов, т.к. меньше релизов. Многие думают, что лето - это не время для альбомов на таком радио. Неправда. Около 150 станций выпадет, но остальные 650 останутся (и большинство из них - крупные радиостанции, вещающие на весь город), для вас это только лучше, когда менее влиятельные остаются в стороне.
Когда дети уходят на каникулы, желание слушать некоммерческое радио никуда в них не девается. Так что они и дома настраиваются на нужную им волну.
С сентября по декабрь На коммерческом радио этот период посвящён продажам альбомов (это если вы достаточно опытны и подготовлены и имеете подходящий бэкграунд для продаж - около 20-30 тысяч проданных копий). Эта техника присуща большинству крупнейших лейблов при продаже основной продукции.
Для университетского радио этот период означает одно - конец каникул, а это все, что артисту нужно. Даже не смотря на то, что большинство CD продаж приходится на осень, нежели на лето, артисты и осенью делают релизы.
Период между Днём благодарения и Рождеством (в США) хорошо подойдёт для начала кампании на университетском радио, т.к. основное число дисков уже пришло и ушло, а, значит, следующие 3 недели конкуренция будет небольшая. Вы просто приостанавливаете проект на праздники и возобновляете в новом году.

Несколько советов, на тему как общаться с представителями радио

  1. Всегда держите в голове факт, что вы на радио не нужны. Единственное, что движет программным директором во время общения с вами — желание безо всяких роялти забить сетку, причем желательно так, чтобы вы с кайфом крутились в районе 4х часов утра, когда уже даже ваши друзья-алконавты заснули на вписке.
  2. Не стоит отправлять на радио полноценный пресс-кит. Небольшой ван-шит вполне подойдет: коротко описание ваших достижений (без перечня всевозможных «Рок в Татарстане», «Рок против наркотиков в Новом Алтуфьево» и тд), стилистическая составляющая (не нужно писать «мы играем темный хардкор с легкими вкраплениями драмнбаса, но вокал у нас под влиянием хаотик-прогрессив-даркпоп-кореан-эмокор. Я однажды публиковал здесь на канале целиком нечто подобное, что пришло ко мне на почту от группы, желающей стать разогревом), парочка фото (не весь фотосет) и ЛИНКИ НА БЕСПЛАТНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ. Желательно саундклауд.
  3. Перед отправкой на радио подрочите свою фокус-группу. Нет ничего хуже, чем слать каждый раз дерьмо, которое уже просто будут игнорить. Когда вы напишете (или вам напишут) хит, у вас не будет шансов.
  4. Самый главный совет. А нужно ли вам вообще это радио? Есть ли там ваша ЦА? Сможете ли вы грамотно распорядиться результатами такой промо-кампании? А хорошо ли у вас работают более легкоотслеживаемые аспекты промо?

Стоит еще не забывать об интернет-радио. В большинстве своем они имеют совсем маленькую и бесполезную аудиторию, но попробовать стоит — после ротации на десятке таких радиостанций вы будете чуточку увереннее себя чувствовать во время общения с представителями более крупных радиостанций.

Spotify для артиста: как попасть в плейлисты Spotify?
Материал подготовлен Telegram-каналом Рузке Продюсер на основе перевода статьи из Soundcharts, блога Ari's Take, прочих источников и личных мучений во время питчинга кураторов. Не забудьте подписаться на нас, если вам понравился этот текст. Приятного чтения!Рузке Продюсер
94 просмотра
Добавить
Еще
Рузке Продюсер
Топ айтюнса по цене банки Балтики. Статьи о продвижении, букинге, менеджменте артистов. Объясняю, как стать известным и умереть в 27
Подписаться