Рузке Продюсер
Рузке Продюсер
Топ айтюнса по цене банки Балтики. Статьи о продвижении, букинге, менеджменте артистов. Объясняю, как стать известным и умереть в 27
Читать 1 минуту

Spotify для артиста: как попасть в плейлисты Spotify?

Материал подготовлен Telegram-каналом Рузке Продюсер на основе перевода статьи из Soundcharts, блога Ari's Take, прочих источников и личных мучений во время питчинга кураторов. Не забудьте подписаться на нас, если вам понравился этот текст. Приятного чтения!

Image for post

Спотифай, судя по всему, ещё долго будет запускаться в России, однако влажные мечты о зарубежной аудитории уже давно будоражат умы простых российских пацанов, рубящих суровый подъездный метал в суровом Челябинске. Ну как-то так я представляю себе среднестатистического юзера Споти мамкиного программиста, освоившего тонкости VPN и покупки сингапурских аккаунтов через Твиттер. Тем не менее, питчинг кураторов плейлистов в Spotify был и остается по сей день довольно эффективным способом музыканту громко обосраться на зарубежную аудиторию и грустно уйти дальше собирать гроши со стриминга Boom, где вас слушают хотя бы друзья по гаражу. В этой статье мы приложим все усилия, чтобы исчерпывающе рассмотреть вопрос продвижения в Спотифай, поэтому запасайтесь попкорном, заранее откройте парочку страховочных статей на Wonderzine (если вдруг отвыкли от моих классических шуток про говно) и готовьтесь записывать лайфхаки по продвижению. Ну и матчасть тоже разберём. Кстати, с позволения автора мы использовали материал с сайта Soundcharts как основу (а местами и просто вставляли здоровые куски перевода). Дима, спасибо!

Начнем с самой примитивнейшей инфы из гугла для тех, кто совсем в танке и не в курсе, что происходит в МИРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Image for post

Spotify - основанный в 2006 году стриминговый сервис, позиционируемый, как стартап из Швеции (который, однако, на хую вертел традиционную скандинавскую модель ведения бизнеса, что для шведов настоящий удар под дых). Что отличает Спотифай от десятков других стримингов? Инновации. Ориентированность на пользовательский опыт. Глубокая работа с большими данными и детальное изучение потребительского спроса во всех аспектах. Алгоритмы, составляющие "идеальные" плейлисты и фичи Discover Weekly, Release Radar и прочие.

Soundcharts: "На самом деле, большинству музыкантов не стоит рассматривать Spotify или любой другой стриминговый сервис исключительно как источник дохода. Стриминговые сервисы — это, прежде всего, платформа для продвижения творчества. Один из основных рекламных принципов заключается в том, что размещать рекламу нужно как можно ближе к месту совершения покупки. Вот почему поиск Google является одной из крупнейших рекламных платформ. Это связано с тем, что данный сервис показывает рекламу тем пользователям, которые уже активно ищут решение своей проблемы. Вот почему на вас таргетируют рекламу отели и другие сервисы, предоставляющие жильё, когда вы покупаете билеты на самолет."
"В этом смысле Spotify является лучшей платформой для продвижения музыки, позволяющей вам выйти на контакт с вашими потенциальными фанатами прямо во время прослушивания музыки – то есть тогда, когда до вашей странички артиста в Spotify рукой подать."
Image for post
"Извини, но ты живешь в России" по версии Спотифай. Тут можно было статью закончить
Soundcharts: "Существует три основных способа, с помощью которых Spotify знакомит своих пользователей с новой музыкой: специальная «премиум-витрина» (например, раздел о новых релизах), рекомендации с помощью специальных алгоритмов, а также плейлисты двух видов: те, у которых есть редакторы, и те, которые генерируются автоматически. И хотя первые два канала продвижения трудно использовать по собственной воле, доступ к редактируемым плейлистам может получить любой, у кого есть аккаунт Spotify for Artists."

Конечно же, попасть со своим творчеством на Spotify можно через любого адекватного дистрибьютора. Бонусом идёт чудесный кабинет Spotify for Artists, о котором будем говорить позже.

Фан Фактс про Спотифай:

Image for post
Количество уникальных пользователей Spotify.com с мая 2016 по январь 2020. Источник: Statista
  • Более 70 % прослушиваний музыки происходит через плейлисты, а не по поисковому запросу или со страницы артиста.
  • Spotify доступен на рынках 79 стран по всему миру. Но не в России. Юрлицо ООО "Спотифай" зарегистрировано аж с 2014 года, с конца 2019го повсюду появляются слухи о запуске, но это по-прежнему слухи.
  • Общее количество ежемесячных слушателей Spotify до сентября 2020 года составляет 248 миллионов человек. 113 миллионов купили Премиум (отсутствие рекламы, лучшее качество, возможность перематывать и переключать песни безлимитно в мобильной версии).
  • В уже далёком и столь родном 2к18ом Спотифай потратил 560 миллионов долларов на работу R&D-отдела. Это специальный отдел, заточенный под исследовательские цели и выдающий аналитику по фичам, которые стоит внедрить (на основе собственной исследовательской экспертизы). Любому человеку с минимальным пониманием бизнес-процессов (а если вы планируете двигать свое творчество, то такое понимание обязано быть) понятно, что такая экспертиза будет исчерпывающей. Не Сколково, поди. Это важно знать, чтобы понимать, насколько плотно Спотик вкладывается в разработку новых крутых фич.
  • Беглый опрос среди коллег и знакомых из индустрии показал, что пока что не было ни одного мало-мальски значимого кейса продвижения артиста из России через Spotify. Если вы считаете, что это не так - скорее бегите в личные сообщения к @rusky_producer в Телеграм, чтобы рассказать. А мы опубликуем. Кстати, мы вообще много чего публикуем. Так что стоит подписаться:
Рузке Продюсер
Рузке Продюсер
47 статей220 подписчиков
Топ айтюнса по цене банки Балтики. Статьи о продвижении, букинге, менеджменте артистов. Объясняю, как стать известным и умереть в 27
Подписаться
Image for post
Количество премиум-подписчиков Spotify с 1 квартала 2015 по 4 квартал 2019 (в миллионах). Источник: отчет Statista

Вы спросите: "Ок, это всё мне для чего?" Ответ довольно простой и очевидный. Прежде чем стартовать продвижение на новой для вас площадке, нужно оценить не только рентабельность собственных инвестиций в рекламу, но и потенциал для роста, возможности самой площадки, риски и проблемы. Основная проблема Spotify в том, что официально он не присутствует на российском рынке, поэтому сделать адекватный маркет сайзинг на платформе не получится.

Поэтому сейчас я стараюсь не рекомендовать промо в Спотифай русскоязычным артистам или исполнителям, ориентированным исключительно на РФ рынок.

Для всех остальных: на зарубежном рынке вас тоже не особо ждут, поверьте. Вероятность того, что промо на Спотифай поможет вам покорить иностранного слушателя, крайне низкая - потому что это всего лишь ещё один канал промо, а не священный Грааль, после которого у вас появится флоу Дизастера, платина Пост Малоуна и кроссы Дрейка. Это просто ещё одна попытка чуть-чуть бустануть заранее обречённый на забвение продукт. Ну и можно друзьям хвастаться, мол, вот он я, красивый, стою следующей строчкой после Карди Би в плейлисте "Morning Zhopotryas 2019 New Edition". Но если всё-таки очень хочется, то помогут любые инсайты о платформе.

Image for post

Первым делом профиль в Споти нужно оформить. Делается это через абсолютно бесплатный тул под названием Spotify for artists, через который можно ещё и стату отслеживать. Вы до сих пор не разобрались со Spotify for artists? Тогда бегом обратно в ВК, тут вам делать нечего. Тем более, что я уже выпускал большой материал по оформлению паблика ВКонтакте своими кривыми руками:

Оформление паблика артиста ВК своими кривыми руками
Типичная ситуация из моей лички: бриф, клиент - артист, запрос на таргет. Час мучительных объяснений, что паблик - говно, оформление - говно, всё вокруг - говно, а на переделывание нужно время и тщательное обдумывание всех процессов, иначе таргет будет слит впустую на криво оформленное сообщество. Тотальное недоумение со стороны менеджера клиента, обида, уход к другому подрядчику. Хуевый таргет, слитые деньги, депрессия. Ипотека, жена ушла к соседу-слесарю со словами: "Да пошел ты нахуй со своим...Рузке Продюсер

Представьте типичный путь юзера по вашей страничке Спотифай. Он кликает на основную страничку, не видит плейлистов, кликает на раздел био - и не видит текста, ссылок на соцсети или фоток группы. А теперь представьте, что ваша группа называется "милые котики". И вы не заполнили свой профиль на спотифай. А слушатель ну просто жаждет найти ещё больше инфы о вас в инете, чтобы подписаться и ставить кучу лайков. Он идет в гугл, пишет "милые котики" иии.......

Image for post

Пример корявый, но посыл понятен. Облегчайте слушателю возможность коммуникации с вами всеми возможными способами, главное - не переборщите. Советую воспользоваться старым, как мир, лайфхаком - "если нет собственной хорошей идеи, спизди её у другого". Так, кстати, и этот канал появился.

В целом по оформлению всё базово: аватарка, баннер, био - мы это с вами миллион раз мусолили. Самое ценное - поместить плейлист с собственной музыкой в раздел Pick. И это реально конверсионное дерьмо, try to use it. Также можно прикрепить дополнительно плейлисты, в которых вы засветились, или просто любимое музло, чтобы слушатель знал, чем вы вдохновляетесь грустными самоизоляционными вечерами. Раздел "Концерты" для вас бесполезен, если вы читаете этот материал на русском. Если читаете этот материал на английском - значит кто-то тоже воспользовался старым, как мир, лайфхаком. Но для красоты странички можно и концерты добавить, в целом.

Несколько очевидных вещей:

1. Submission form. Это пушка для начинающего артиста, потому что New Music Friday UK, например, ориентируются в своих чартах на Спотик. Как подать эту форму? У Спотика есть "любимые" дистрибьюторы - Distrokid, CDbaby, Believe, Orchard и прочие. Через них ты мгновенно получишь доступ к кабинету Spotify for artists (как, впрочем, и через все остальные).

If you use one of our preferred artist distributors to upload your music to Spotify, you get instant access to Spotify for Artists. Log in to your account with one of those distributors to get started, and you’ll have a blue check mark in minutes.
Ты все равно ничего не добьешься своей музыкой, иди на завод. Залогиньтесь в ваш аккаунт с помощью одного из предпочитаемых дистрибьюторов, и вы получите синюю галочку верификации через пару минут.
- Spotify for Artists User Guide

Важное замечание от ребят из Soundcharts:

"Как же отправить свою музыку на рассмотрение в Spotify?

Отправить свою музыку в Spotify просто, однако сделать это нужно через десктопную версию: через мобильное приложение заявки не принимаются.

1. Войдите в Spotify for Artists через десктопную версию сервиса (прим. ред. - такой же доступ можно получить и через удобное мобильное приложение)

Для этого требуется учетная запись Spotify for Artists; если у вас всё ещё её нет, зарегистрируйте! Без этой учетки ничего не выйдет

2. Перейдите в «Upcoming» на вкладке «Music» или «Submit from next release» на вкладке «Home»

Существует два способа отправить музыку, которая ещё не релизнута в Spotify: 1) Перейдите на вкладку «Home» и нажмите «Submit from next release»

2) Перейдите на вкладку «Music» и нажмите «Upcoming», затем выберите «Submit a song»

3. Выберите одну песню и заполните метаданные, которые будут использоваться для рекомендаций

От одного аккаунта можно отправить только одну песню за один раз. Важно, чтобы вы заполнили все поля для метаданных. Чем больше полей пустует, тем ниже ваши шансы попасть в плейлист."


Довольно подробный гайд, если вы всё-таки запутались. Но вернемся к дальнейшему обсуждению.

Image for post
Артисты с самым большим количеством слушателей в месяц за всё время на Спотифай по всему миру на июль 2019 (в миллионах). Источник: отчет Statista

Submission form поможет вам залить свой трек на Спотик задолго до даты релиза. Формой нельзя воспользоваться, если трек уже вышел. Лучше делать это за 4 недели до релиза. Поэтому дистрибьютор важен - т.к. если он заливает трек за 2 дня, то у редактора не будет времени обсудить, хотят ли они этот трек поместить в плейлист. Форма очень простая - разберётесь. Однако один пункт очень важен - "описание песни". На самом деле, они хотят увидеть в этом поле питч этой песни.

Хорошо будет упомянуть поддержку, которую вы получали в прошлом. Блоги, радио и т.д. Это позволит им подтвердить вашу надёжность. Также важно разобрать смысл песни, так как это может помочь запихнуть вас в разные листы - с этой целью желательно поресерчить плейлисты, т.к. вы можете увидеть те, которым вы подходите, но про которые никогда не думали ранее. Потому что видов плейлистов очень много.

Если вы все сделали грамотно, ваш трек помогут поместить в кураторский плейлист. Это важно не только само по себе, а также потому, что все ваши подписчики увидят ваш релиз в Release Radar. Поэтому важно, чтобы люди не только слушали, но и подписывались на вас. Ведь это позволит вам появляться на их Release Radar, Discover Weekly, Top Recommendations и так далее. Но заставить людей подписаться непросто: один из механизмов - это giveaway мерча, билета или другой конкурс (то бишь, механика, хорошо показавшая себя на Западе).

Третья фишка - предпродажи трека. Они важны, так как Спотик в таком случае заметит, что вас надо сразу же слушать. В таком случае, алгоритмы попытаются продвинуть вас ещё сильнее, потому что это знак того, что трек крутой. Хороший способ - получить от дистрибьютора pre-save ссылку. Эту ссылку надо распространить по всем своим каналам и соц.сетям. Самое крутое - сделать видос, где в качестве Call-to-Action будет упоминание pre-save линка в описании, например. Важно сказать это в самом начале видоса. В этом случае также сработает какой-то конкурс.

Последняя фишка - нужно постараться запихнуть трек в максимально возможное количество плейлистов. Для этого надо найти похожих артистов: похожий стиль, жанр, тот же уровень популярности. Потом надо кликнуть на About в их профиле и посмотреть, в каких они плейлистах. Часто там можно найти плейлисты, которые курируются юзерами Спотика. В них-то и можно нацелиться. Юзеров-кураторов плейлистов можно увидеть в информации о плейлисте, а потом найти их в Фейсбуке, например. Их тоже нужно аккуратно пропитчить, не забывая, что это не их постоянная работа - они просто создали плейлист и по какой-то причине на него подписались люди. Идеальным будет что-то в духе:

Привет, мне реально зашёл твой плейлист. У меня есть трек, который, мне кажется, ему подойдёт. Я бы хотел узнать твоё мнение.

Таким же образом можно поработать с плейлистами блогов или с брендированными плейлистами. Но надо понимать, что если они берут за это деньги, то это против правил спотика, потому что споти запрещает брать за размещение в плейлистах деньги. С блогерами можно поработать через SubmitHub. Мы писали об этом сервисе ранее, но иногда такие плейлисты льют ботов, чтобы искусственно повысить прослушивания. Это может нанести вред и вам.

Треки из вашего нового релиза всегда включены в плейлисты ваших подписчиков Release Radar. Вы можете указать, какую песню они получают, отправив ее на рассмотрение плейлиста, если она отправлена не менее чем за 7 дней.
Примечание: Если вы измените песню в течение 7 дней после релиза, это изменение, скорее всего, не будет отражено на плейлистах Release Radar.
Выдержка из FAQ Spotify

Теоретически, каждый пользователь может создать плейлист и даже получать за него вознаграждение от платформы если последний станет популярным.

Image for post

Какие существуют варианты гарантированно НЕ попасть в плейлист или оказаться в реально дерьмовом или нерелевантном плейлисте?

  1. Есть биржи обмена треками и плейлистами follow4follow. Они существуют в виде групп в Фейсбуке. Каждый может предложить свой трек для включения в плейлист в обмен на подписку на автора плейлиста. Не углубляясь в детали такого обмена, можно утверждать следующее - реального большого интереса к плейлисту составленного из буквально любой музыки ни у кого не возникнет, даже если она заперта в рамках одного поджанра.
  2. Сервисы типа https://wedopromotion.net/ и подобные ему. Отличительная черта таких предложений - вы нам бабки, мы вам прослушивания. Что стоит за этими прослушиваниями? Скорее всего, сеть ботов, тупо накручивающих счетчики. Будет ли реальный прок от такого промо? Нет, просто потраченные деньги и легкая эйфория от 2к прослушек. Ах да, это еще может быть и против правил платформы. Лучше всех об этом написали ребята из Spinnup, за что им говорим спасибо и идем учить английский.
  3. Ребята посерьезнее, вроде pitchplaylist, playlistpush, omarimc и им подобные.
    Они честно не называют стоимость своих услуг сразу, но обозначают, что они лично отбирают предлагаемую музыку и отсылают её кураторам соответствующих плейлистов. Зачастую работают только с ограниченным перечнем жанров. Стоит обратить внимание на крайне противоречивые отзывы. На самом деле все логично - данные сервисы работают с реальными людьми - редакторами плейлистов и только сам редактор может сказать треку ДА или НЕТ. Конечно же, это вкусовщина 100%, но именно вкус редактора определяет количество подписчиков у плейлиста, а значит за ним последнее слово. Большинство негативных отзывов указывает на непропорциональность трат к полученному результату, но тут скорее вопрос к качеству продвигаемых треков.

4. Всеми горячо любимый Submithub. Сервис для питчинга трека блогерам на всех популярных платформах - ютубчик, инста, саундклауд, соцсети, всевозможные плейлисты. Вроде все круто, однако: https://aristake.com/post/submithub-review. Если вкратце, то Ари пишет о том, что выборка блогов довольно странная, а табличка "Really Good Blogger" выдается не обязательно крутым блогам, а тем, кто корешится с создателем. Это затрудняет артисту выбор куратора плейлиста для питчинга. Можно сделать следующий вывод - очень многое зависит от персоналии куратора того или иного плейлиста. Надо также брать в расчет причину, по которой человек ведет музыкальный блог и составляет плейлист. Для большинства участников таких площадок это заработок, при этом кураторы зарабатывают даже без размещения трека в плейлисте - достаточно послушать 2 минуты и написать отзыв из 30 слов. Согласитесь, мало что можно понять о треке за 2 минуты для написания развернутого, а главное, ценного отзыва. Все эти факторы в сумме приводят к очень низкому проценту включения трека в плейлисты и к очень странным обоснованиям отказа - большая часть из них крайне противоречива. Блогеры редко являются профессиональными музыкантами. Да, они много слушают музыки, но не сочиняют и не исполняют ее. И получать от них советы по изменению готовых треков крайне странно. Также надо учитывать, жанровые предпочтения блогеров. Так сложилось, что на сабмитхабе лучше всего заходит поп, хип-хоп и популярные электронные течения. Кураторы очень прохладно относятся к трекам с “традиционным” звучанием. Этому, как считает Ари, есть объяснение - все блогеры хотят открыть исполнителя завтрашнего дня, все хотят горячих новинок и хайпа. Так что если вы супер техничный блюз-рокер с супер сыгранным и звучащим бендом - вы в пролете. Но это неточно.

Я считаю, что на Submithub нужно будет остановиться поподробнее, как и на парочке других сервисов, так как я так и не нашел убедительных аргументов в пользу его эффективности\неэффективности. Это я сделаю в другой статье, где буду обозревать различные музыкальные сервисы. Есть идея, что нужно разобрать? Подпишись на Рузке Продюсер в Telegram, чтобы не пропустить обновления и участвовать в дискуссиях.

Ещё несколько советов от саундчартс:

Сосредоточьтесь на фолловерах В целом, количество подписок важнее, чем кратковременные бусты по прослушиваниям в результате попадания в плейлист. Попадание в популярный плейлист Spotify - это круто для для временного роста, но успех в долгосрочной перспективе зависит от количества лояльных поклонников на Spotify и других платформах. Воспринимайте плейлисты Spotify как один из многих способов продвижения!
Найдите дистрибьютора, который поможет с маркетингом
Помимо размещения вашей музыки в Spotify, грамотный дистрибьютор также может помочь вам стать более заметным на платформе - как в разделе рекомендаций, так и в курируемых плейлистах. Такие узкоспециализированные агенты по дистрибуции немного отличаются от сервисов-агрегаторов, таких как TuneCore или CDBaby. Обычно они работают лишь с некоторыми клиентами и получают часть дохода от стриминга. Но если вам удастся договориться о дистрибьюции с ними, это может значительно помочь вашей карьере - особенно если плейлисты являются важным компонентом вашей стратегии продвижения.

Примечание редактора: в России таковыми можно считать небольшие лейблы или музыкальные издательства, наподобие А+ или Believe. Посмотрите их ростер артистов и сделайте выводы - насколько реально, что ваши музыкальные изыски достойны стоять рядом?

Кстати, у самого Спотифая есть платформа Spotify Ads Studio. Это аналог рекламного кабинета в фейсбуках и вконтахтах, где можно за денюжку замутить баннерную или аудио-рекламу. По словам блогера Andrew Southworth, минимальный порог вхождения - 250 баксов, а результаты противоречивы, если вы не крупный артист. За эту сумму парень получил подписона стоимостью более полутора баксов за тело и порядка полутора тысяч прослушиваний. Результат сомнительный, но имеет место быть. Фиксируем.

Дистрибьютор CD Baby вообще имеет некий интегрированный функционал с show.co касаемо Ads Studio Спотифая. Насколько это оправданная мера - хз, но раз есть - значит полезная штука. Для того, чтобы её поюзать, не нужно даже дистрибутироваться через CD Baby.

Спотик на странице описания своего кабинета приводит кейс аж прям целого рекламного агентства Wavo. Просто тихонько оставлю его здесь:

Spotify Ad Studio Stories: Wavo
Spotify Ad Studio Stories: Wavo01:01

Кабинет имеет все стандартные настройки таргета вроде гео, возраста, десктоп\мобилы и прочих. Естественно, громадный плюс - возможность записывать рекламу голосом (пусть к ней и предъявляется куча требований). Если получится круто встать у юзера между прослушиванием релевантных артистов, то лучше размещения не придумать.

Давайте подводить итоги. Ребята из Soundcharts подчеркивают, что никакие читы не помогут вам попасть вам в плейлисты Spotify: ваш лучший актив — это ваша фан-база, которая подпишется на вас на всех платформах, что поможет привлечь внимание к вам как к исполнителю и создать спрос на вашу музыку. Тем не менее, вы можете помочь многим артистам, которые хотят попасть в плейлисты Spotify (курируемые или иные), просто посоветовав следовать рекомендациям по максимально полному заполнению метаданных и стратегическому подходу к выбору музыки для отправки на рассмотрение.

Естественно, это не последний пост про Spotify и совершенно не "исчерпывающий" гайд: Вселенная одного из крупнейших стримингов гораздо шире и возможностей в ней гораздо больше, нежели описано в этой статье. В дальнейшем в своем блоге я буду обозревать как новые интересные плюшки платформы\смежных приложений, так и кейсы артистов, если они будут появляться.

Для тех, кто дотерпел до конца, самые интересные цыфири:

  • Количество музыкальных стримов, необходимых артисту, чтобы заработать месячный прожиточный минимум в США в 2019 году (Источник всё тот же - любимая статиста):
Image for post

Мир промо в Спотифай - лишнее доказательство того, что в прогрессивной музыкальной индустрии есть тысячи способов донести свою музыку до аудитории. Эти способы недоступны для РФ-рынка, но самое важное здесь даже не VPN или левые сервисы. Важна перспективная модель, лайфхаки, которые можно взять на заметку и реализовывать на других площадках (плейлисты ведь есть не только в Спотифай, не так ли?), интересные нюансы продвижения. Относитесь ко всему, что прочитали выше, со значительной долей скепсиса и проверяйте гипотезы сами. Потому что всем остальным на вашу музыку насрать.
Подписывайтесь на канал Рузке Продюсера в Телеграм и ВКонтакте (где ещё мы запустили модную голосовалку про Спотифай). Но лучше на Hashtap, чтобы сразу видеть все новые статьи.

Рузке Продюсер
Рузке Продюсер
47 статей220 подписчиков
Топ айтюнса по цене банки Балтики. Статьи о продвижении, букинге, менеджменте артистов. Объясняю, как стать известным и умереть в 27
Подписаться
5 620 просмотров
Добавить
Еще
Рузке Продюсер
Топ айтюнса по цене банки Балтики. Статьи о продвижении, букинге, менеджменте артистов. Объясняю, как стать известным и умереть в 27
Подписаться