Nikolay Pestov
Nikolay Pestov
Николай Пестов-эксперт в области детского образования в сфере культуры и искусства: музыка, хореография, изобразительное искусство, скульптура, театр.
Читать 6 минут

РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЗИЦИРОВАНИЯ В АНСАМБЛЕ

Image for post
(Фото-Yan Krukov)
В ансамбле учитель-ученик устанавливается единение не только между ними обоими, но и, что еще более важно, гармоническое воздействие между учеником и композитором при посредстве педагога. Г.Г. Нейгауз

Старший дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой, в том числе и в области инструментального исполнительства. Так, обучение игре на фортепиано оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формирование его эмоциональной сферы, совершенствование мышления, развитие чуткости к красоте в искусстве и жизни.

Дошкольный возраст – период интенсивного накопления знаний, впитывания информации зрительным, слуховым, тактильным и двигательным путями. Он требует дифференцированного подхода к каждому учащемуся с учетом его возраста и уровня развития умственных способностей. На данном этапе происходит выявление степени одаренности учащегося. Преподаватель должен уметь грамотно выстроить направление развития каждого ребенка, основываясь на диагностике его музыкальных способностей, особенностей психики, темперамента и природного строения рук.

После освоения ряда подготовительных знаний, таких, как нотная грамота, постановка аппарата, овладение приемами звукоизвлечения педагог приступает к работе по формированию целого комплекса умений и навыков будущего пианиста, развивая у него тембро-динамический слух, техническую оснащенность. Все это требует от учащегося большей усидчивости и концентрации внимания. Задача преподавателя – сохранить позитивный настрой на начальном этапе обучения, особенно в ситуациях преодоления исполнительских проблем.

В последнее время увеличивается количество детей с нарушениями ритмического восприятия. Таким образом, выявляется потребность в поиске эффективных форм работы для успешного решения этой проблемы.

Необходимость детальной отработки изучаемых пьес и этюдов, их многократное повторение нередко отпугивает ученика от дальнейших занятий. В этой ситуации поможет вхождение в учебную деятельность через ансамблевое музицирование с преподавателем за двумя инструментами.

Репертуар ансамбля строится на музыкальном материале из нотных хрестоматий для фортепиано соло, таких, как «Школа игры на фортепиано» (под ред. А. Николаева), «Маленькому пианисту» (под ред. Б. Милича) и др. Преподавателю, второму фортепиано в таком ансамбле, отводится роль оркестра, партия которого – импровизация. В зависимости от потребностей учащегося, уровня его развития и знания нотного текста она может претерпевать изменения от легкого аккордового аккомпанемента до полифонической фактуры или имитации оркестрового тутти. Таким образом, уже в первом полугодии ученик вовлекается в активную звуковую среду.

Данная форма работы проводится с целью формирования и закрепления метроритмической устойчивости у учащихся в процессе исполнения пьес на фортепиано.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

• изучение элементов музыкальной грамоты, необходимых для исполнения тех или иных произведений;

• воспитание умения ощущать музыку в размеренной пульсации;

• выработка у учащегося понимания стиля музыки, его специфических особенностей;

• взаимодействие ритмического развития с работой над качеством звука, формой произведения и фразировкой;

• развитие двигательно-моторных навыков, необходимых для игры на фортепиано;

• поддержание устойчивого интереса к предмету и бережного отношения к исполняемой музыке.

Ансамблевое музицирование в формате «Учитель-ученик» – одна из наиболее эффективных форм работы в плане введения маленьких музыкантов в атмосферу творчества. Оно способствует успешному освоению одновременно нескольких задач, в том числе созданию увлекательной обстановки погружения в мир звуков. Эмоционально окрашенная совместная игра вдохновляет и раскрепощает ученика, компенсирует недостаток выразительных средств, которыми он может пользоваться на начальном этапе обучения. В то же время достигаемый результат впечатляет ребенка и дает мотивацию юному пианисту для дальнейшего овладения инструментом.

Без развития ритмической устойчивости любая музыкальная деятельность становится практически невозможной. Это одна из самых серьезных проблем в музыкальном воспитании детей, и ее преодоление чрезвычайно важно именно на начальном этапе обучения. Правильное ощущение ритмической пульсации способствует также развитию фонематического восприятия, что, в свою очередь, благотворно влияет на формирование речи ребенка.

На начальном этапе обучения важно учитывать особенность возрастной психологии дошкольников – способность удерживать внимание на короткий промежуток времени. Частая смена видов деятельности на занятиях позволяет концентрировать фрагменты внимания, складывая, как мозаику, в яркий позитивный узор комплекс умений и навыков, необходимых для успешных результатов творческой деятельности юного музыканта.

В ходе работы над развитием ритмического восприятия у детей дошкольного возраста автором статьи был успешно подобран и систематизирован музыкальный репертуар из различных нотных хрестоматий. Он соответствует возрасту и возможностям учащихся 5-7 лет и подходит для переложения для двух инструментов.

Учащиеся-дошкольники часто исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями, теряя ощущение первоначальной пульсации. Играя вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Необходимость «держать» свой темп делает усвоение различных ритмических фигур более органичным.

В соответствии с поставленной ранее целью рассмотрим, как ансамблевое музицирование с педагогом способствует ускоренному развитию музыкальных способностей.

Почему именно ансамбль «учитель-ученик» и два фортепиано?

1. Ансамбль с двумя учащимися в дошкольном возрасте, особенно с учениками 1 класса, – интересная и непростая форма работы для преподавателя и детей, так как совместная игра выдвигает перед исполнителями особые требования: контроль над звучанием обеих партий и поиск верных звуковых соотношений. Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения (именно эти требования являются важнейшими для совместного музицирования).

2. В возрасте 5-7 лет происходит активное обучение навыкам чтения с листа, в том числе и в басовом ключе. Следовательно, будет более полезным для учащегося осваивать больше пьес, предназначенных для исполнения в 2 руки – это и обогащение сольного репертуара, и работа во всех регистрах инструмента (в то время как игра в 4 руки за одним фортепиано сужает диапазон для юного музыканта до 2 октав).

При музицировании в ансамбле с педагогом звучание становится более красочным за счет насыщенного, гармонически и фактурно усиленного сопровождения. Учащиеся с удовольствием принимают участие в подобной форме занятий.

3. Развивается гармонический слух, который часто отстает от мелодического. Период, связанный с постановкой рук, иногда бывает достаточно длительным, с исполнением преимущественно одноголосных мелодий, долго не позволяющий исполнять пьесы с развернутым сопровождением. А в ансамбле «учитель-ученик» воспитывается слуховая ориентировка в многоголосии гармонического склада, целостное ощущение музыкальной вертикали. И, конечно, обогащаются музыкальные впечатления дошкольников.

За счет богатства совместной фактуры в ансамблевом музицировании открывается большой простор для развития тембро-динамического слуха детей. Богатейший колористический потенциал фортепиано способен имитировать оркестровые эффекты, передавать насыщенность полнозвучных tutti, разнообразие приемов звукоизвлечения отдельных оркестровых групп, воплощать в звуках художественно-изобразительные идеи. Таким образом, с первых шагов обучения развивается воображение ученика даже на примерах несложных музыкальных произведений.

В результате формируется умение выстраивать динамический план пьесы, предназначенной для сольного исполнения. В ансамбле преподаватель имеет возможность выразительно вести динамическую линию: выстраивать фразы, делать контрастные сопоставления тем, отмечать кадансы и разрешения. Благодаря этому у учащегося возрастает слуховой контроль, и в сольном исполнении этой же пьесы он автоматически, без особых усилий воспроизводит динамические градации мелодии.

Процесс исправления у учащегося метроритмической неустойчивости протекает намного быстрее при регулярном музицировании в ансамбле «учитель-ученик»: малозаметные в сольной игре ритмические недочеты сразу становятся слышны и легко исправляются. Совместная игра ритмически дисциплинирует и корректирует, а педагог берет на себя функцию дирижера.

Подводя итог, можно сделать вывод о высокой практической пользе формы работы «ансамбль для двух фортепиано «учитель-ученик». В ней преподаватель за вторым фортепиано выстраивает «материальную» основу для развития у детей чувства темпа и освоения навыка восприятия и воспроизведения метроритмической пульсации. Проведенный автором статьи анализ различных концертных выступлений учащихся позволяет с уверенностью утверждать, что планомерное обучение детей дошкольного возраста игре в ансамбле способствует показу более стабильных результатов метроритмической устойчивости. Систематическая и планомерная работа дает возможность приобретать музыкальный опыт, который в дальнейшем может быть успешно использован в самостоятельной музыкальной деятельности.

Литература, используемая при подготовки статьи.

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1961.

2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л., М.: Советский композитор,1973

3. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971. 4. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля. М.: Музыка, 1971.

5. Грач Б. Я. Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1965.

6. Гутман Т.Д. О работе над музыкальным произведением. М., 1970

7. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1986.

8. Сиротина Т. Ритмическая азбука. М.: Музыка, 2007.

9. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. М.: Музыка, 1988

10. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М.: Советский композитор, 1989

11. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1975.

12. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. М.: Классика- XXI, 2002.

13. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез. СПб, 2006.

5 просмотров
Добавить
Еще
Nikolay Pestov
Николай Пестов-эксперт в области детского образования в сфере культуры и искусства: музыка, хореография, изобразительное искусство, скульптура, театр.
Подписаться