Сергей Филипский
Сергей Филипский
Средне- и долгосрочные инвестиции в дивидендные истории, акции роста, IPO. Немного о спекуляциях, криптовалюте и актуальных новостях.
Читать 10 минут

Скажи, Близард, а как поднять бабла? (часть 1)

Скажу честно, первые недели мая у меня было весьма унылое состояние. И это уныние я заиграл в компьютерные игры. Думаю, вы это заметили по падению количества постов в телеграм-канале в тот момент.

Когда в покрасневшие глаза бросился прирост наигранных часов меня осенило: "сколько же таких как я?". При том, что мой онлайн и результат не были самыми внушительными. Вторая мысль появилась через мгновение: "Как в это инвестировать?".

Давайте разбираться.

Условно можно разделить инвестиции в индустрию игр на 4 категории:

  1. Акции непосредственно разработчиков и издателей игр;
  2. Акции производителей железа (компьютеры и комплектующие, консоли), софта, акции прочих участников индустрии;
  3. Акции компаний, которые разрабатывают либо получают выручку от мобильных игр.
  4. Альтернативные методы инвестирования в игровой сектор, не на фондовой бирже.

Надо отметить, что очень часто в одной компании пересекаются сразу несколько пунктов, я буду стараться отмечать этот момент.

В этой статье начнём рассматривать первое направление: Акции непосредственно разработчиков и издателей компьютерных/консольных игр.

– Games Workshop Group PLC

Слышали что-то про Warhammer? А играли в настольную игру по Властелину колец или Хоббиту? Права на все это принадлежат данной компании.

Я не играл, мой максимум настолок – монополия. Но оказалось, это огромная индустрия, в которой у взрослого и самодостаточного мужчины может быть целый шкаф пластиковых солдатов-орков, которых нужно было купить, склеить и разукрасить. После этого с помощью рулетки в дюймах и стола с декоративным полем боя начать играть. Стол тоже надо придумать, сделать миниатюрные баррикады, здания, ландшафт и разукрасить это все добро.

Компания была основана в 1975 году. Имеет несколько подразделений, которые и обслуживают всю индустрию Warhammer:

– Citadel Miniatures - занимается производством металлических, смоляных, пластиковых моделей, красок, кисточек и др. аксессуаров для настольных игр;

– Подразделение BL Publishing, отдел Black Library - занимается издательством романов, рассказов, аудиокниг, руководств по покраске и др. гайдбуков по вселенной Warhammer.

Image for post
Как-то так выглядит армия в Warhammer. Её делали вручную. Автор армии, видимо, лентяй – нет песка и почвы на круглых подставках моделей (солдатов), а я прочитал что это тоже необходимо.

Как думаете, сколько на эти "глупости" будут тратить во всем мире?

Годовая выручка компании – 280 миллионов фунтов стерлингов, чистая прибыль больше 80 миллионов.

280 миллионов фунтов – это примерно 26 миллиардов рублей. Прибыль на рубли – чуть больше 7 миллиардов. Бизнес по чистой прибыли сопоставим с QIWI, Росгосстрахом, Детским Миром, ЛСР. Не маленький, но и не гигант, в топ 100 России вошел бы.

Эффективность работы компании, которую можно оценить рентабельностью, просто зашкаливает. Вы вдумайтесь, рентабельность задействованного капитала 69% (компания генерирует 69 копеек прибыли до налогов на 1 рубль задействованного капитала)

Image for post
Розовая стрелка – конкуренты по сектору досуга. Черная – Games Workshop.– зашкаливает в положительном ключе.

Здоровая ли компания? АБСОЛЮТНО. Долга нет совсем.

Темпы роста прибыли 40+% в последние 5 лет.

Компания платит дивиденды ~2% в фунтах. Не впечатлило, но тоже хорошо.

Теперь о самом главном. За 5 лет акции компании выросли на 1279%. Если учесть дивиденды, то инвесторы за 5 лет заработали больше 1500%. И это все, как мне кажется, без таких нервов как с криптовалютой ;)

Привлекательно, да?

Но почему мы с вами не станем акционерами Games Workshop Group PLC?

Во-первых они торгуются на LSE (В Лондоне). И получить доступ к этим бумагам можно через иностранного брокера, либо будучи квалифицированным инвестором здесь, в России. Да и то, на Лондон предоставляет выход не каждый брокер, даже для квалифицированных инвесторов.

Во-вторых, в момент написания материала, 1 акция стоит 6350 фунтов, или чуть больше 556 тысяч рублей.

Image for post

Согласитесь, в портфеле среднестатистического жителя России если и может эта бумага появиться, то будет занимать очень значительный объем. Гораздо выше адекватной доли 1 компании в портфеле. Да, я знаю, что у иностранных брокеров идет тренд на предоставление возможности покупать дробные доли, но пока это недоступная диковинка.

Вывод: круто, любопытно, но не для нас(

– CD Projekt

Вдруг кто не знает – это те самые поляки, которые познакомили многих, и меня в том числе, с Ведьмаком писателя Анджея Сапковского, который тоже поляк и изначально не поверил в проект игры по мотивам его романа.

Сама компания достаточно молодая и появилась на свет в 1994 году. Сначала занималась в основном локализацией игр других разработчиков. В 2002 году было открыто подразделение CD Projekt Red, которое и выпустило Ведьмака. У компании есть еще несколько подразделений, но их доля в выручке менее значительна.

Image for post

К сожалению, серия Ведьмак и его ответвления – пока единственный проект студии, из которого они выжимают все соки. Анонсированный в 2012-м году Cyberpunk 2077 должен выйти вот-вот, в 2020-м, твердо и четко.

Что могу сказать про Ведьмака? Это бестселлер! Моя похвала менеджменту и маркетологам. Выжать столько из одной концепции – достойно уважения. Сам играл, но без фанатизма.

Что по самой компании:

Image for post
Выручка и прибыль компании по годам в тысячах польских злотых

В пересчете на рубли в 2019 компания сгенерировала чуть больше 9 миллиардов рублей выручки и получила 3 миллиарда рублей чистой прибыли. Неплохо, но солдатики из пластика приносят больше. А все дело в чем? В диверсификации бизнеса. Там от прав на бренд до краски и просеянного песка для солдатиков. Здесь пока одна серия.

В этой связи не могу пропустить зависимость выручки от релизов. Вы посмотрите, они сами на этом акцентируют внимание (скриншот выше – из презентации для инвесторов). Когда нет релизов – выручка плавно снижается и это вполне закономерно. Вы проверили и подумали, что 2019 – исключение? Ну уж нет! В 2019 они вышли на nintendo switch, если я верно нагуглил.

Здоровье компании, как и в предыдущем варианте, просто зашкаливает. Долга нет, нечему болеть!

Но срочно нужен новый проект! Посмотрел картинки и рекламные ролики Cyberpunk 2077– впечатлился. Посмотрел вроде бы официальную презентацию 30 минут геймплея – разочаровался. Опросил знакомых ребят. Они поделились в моей голове на 2 условных. лагеря:

– жду, предзаказал, будет топ, ребята, которые подарили нам Ведьмака не могут сделать говно!

– Как вы догадались, второй лагерь, в который себя впишу и я, придерживался мнения: ну и что, что ведьмак был топ, это не равно успеху Cyberpunk 2077, крутые игры прошлого не гарантируют отсутствие говна в будущем.

С динамикой акции все еще более впечатляюще, чем в прошлом варианте: +2375% за 5 лет.

Image for post

Вывод: компания слишком зависит от одного проекта. Второй проект пока не вышел в свет, а его успех не очевиден. Однако, для тех, кто доверяет разработчикам и верит в коммерческую составляющую Киберпанка – компания с инвестиционной точки зрения выглядит достаточно привлекательно! Естественно, нужно учитывать, что рынок уже заложил будущие денежные потоки от релиза и цена акций на исторических максимумах

И да, акции компании торгуются в Варшаве, так что понадобится иностранный брокер. Да и то, не каждый подойдет.

Electronic Arts

У меня в голове на всю жизнь отложилась заставка в серии FIFA начала нулевых: EA Games challenge everything. Не знаю как там сейчас, я повзрослел и играю в Pro Evolution Soccer, а не FIFA, так как в PES есть Краснодар!

EA Games - Challenge Everything (HQ)
EA Games - Challenge Everything (HQ)00:04

Сейчас речь пойдет о больших игроках на рынке игр. В добавок, это первая компания, которая представлена на Санкт-Петербургской Бирже, и её, при желании, может купить каждый.

Линейка продуктов этой компании настолько велика, что не вляпаться в их игру просто невозможно:
FIFA (в том числе FIFA manager); NHL; UFC; The Sims; Need for Speed; Crysis; Battlefield; Dragon Age; Medal of Honor и многие другие. Насчитал 16 релизов компьютерных и мобильных игр только за 2019 год.

Более того, из спортивных серий они выжимают просто очень большие деньги. Вдумайтесь, если грубо посудить, то условная FIFA *вставьте любой год* отличается от FIFA *вставленный ранее год +1* отличаются только составом. Редкие исключения подтверждают общее правило. Обновление состава за 50$, как вам? ЕА владеет играми, представленными буквально на всех операционных системах и устройствах от MacOS и Windows до Nintendo Switch и Android.

Как и к любому гиганту, отношение к Electronic Arts у игроков скорее неоднозначное. От преданных фанатов любой их серий, до откровенных хейтеров.

Диверсификация впечатляет. Если на заре своего развития они занимались только издательством и распространением игр, то позже начали скупать разработчиков пачками и за счет этого, по факту, сами стали разработчиком.

На сколько крупная Electronic Arts? 34 миллиарда долларов капитализация, входят в индекс S&P 500, выручка 5,5 миллиардов долларов.

Если перевести её капитализацию на реалии Российских публичных компаний, то EA легко откроет дверь ногой в ТОП 10 и займет место где-то между Газпром нефтью и Норильским никелем. Но здесь дело скорее в недооценке российского рынка по понятным причинам, чем в переоценке самой компании.

По коэффициенту P/B (цена компании к балансовой стоимости) они торгуются где-то в районе 4,7, т.е цена компании на публичном рынке в 5 раз выше балансовой стоимости. Но для этого сектора это скорее норма.

Коэффициент P/E (цена компании к чистой прибыли) равен 11,57. Для Американского рынка это неплохо, привлекательнее многих других соседей EA по индексу S&P 500. Компания окупается за 11 с половиной лет, весьма неплохо. Дивиденды компания не платит.

Image for post

Рентабельность по всем параметрам на очень высоком уровне.

Поглощения мелких студий не прошли незамеченными для долга компании, но здесь все в пределах нормы. Соотношение заемного капитала к собственному 0.14, или 14%. Все, что ниже 40% не должно нас слишком волновать.

Вывод: из поверхностного анализа следует скорее то, что компания оценена адекватно в данный момент и может быть очень даже привлекательной для потенциального инвестора, а инвестиции в нее доступны каждому. Крупный игрок с очень разнообразным портфелем проектов, что заслуживает уважения.

Activision Blizzard

Многие были знакомы с играми этих компаний еще до слияния.

Blizzard был знаком мне по Warcraft III и World of Warcraft. В последней, к слову, я потерял друга детства. Эта MMORPG поглотила его так, что мы буквально перестали видеться несколько лет. Но не будем о грустном. Вселенная "военного ремесла" обросла книгами и в конечном итоге вылилась в фильм. Еще одна значимая в мировом масштабе серия от Blizzard – Diablo, но лично я не был увлечен данной игрой.

Image for post

Activision – это игры серии Tony Hawk, Quake, Total War (к слову одна из игр серии Total War была сделана по мотивам вселенной Warhammer от первой компании из данного обзора), Call of Duty, Doom 3 и десятки других !

Я, лично, отношусь к данному слиянию с большим интересом с точки зрения продукта. Мне кажется, что объединились 2 разных подхода.

Blizzard, как и Games Workshop, строит свою вселенную, дополняет её подробностями и окутывает игрока со всех сторон. C другой стороны Activision, у которой бизнес-модель мне больше напоминает Electronic Arts. Коммерческий продукт, не зацикливается на одной серии и жанре, но из успешных проектов выжимает максимум.

Объединение прошло в далеком 2008. И на самом деле тогда объединились Activision и Vivendi Games, материнская компания Blizzard, которой принадлежал еще ряд студий.

Забавный факт, Vivendi SA, материнская компания Vivendi Games и, соответственно, Blizzard – была основана в далеком 1853 году указом Наполеона III.

Что там с деньгами?

Капитализация $55,5 млрд. Выручка за 2019 $6,45 млрд., что на $1 млрд меньше показателя прошлого года и на $500 млн меньше показателя 2017. Зарождается неприятная тенденция.

Коэффициент P/E (цена компании к чистой прибыли) равен 36,14. Компания окупает себя за 36 лет. Дивиденды компания платит, но очень скромные. Для Американского рынка в текущей ситуации это не очень. хороший результат. Откровенно дорого торгуется компания по данному показателю. EA выглядит привлекательнее.

Скромный дивиденд, по видимому, компенсируется направлением оставшихся денег на повышение балансовой стоимости. По коэффициенту P/B (цена компании к балансовой стоимости) они торгуются где-то в районе 4,3, т.е чуть лучше Electronic Arts при таком расхождении в P/E. Значит компании расходятся в эффективности извлечения прибыли.

И действительно, сравните рентабельности данных компаний:

Image for post

Рентабельность активов у Activision Blizzard практически в 8 раз меньше чем у конкурента.

При этом долг чуть выше, но тоже не критично. Соотношение заемного капитала к собственному 0.21, сильно ниже крайних допустимых значений.

Вывод: компания сейчас, по поверхностному анализу, выглядит переоцененной для меня. Акции компании представлены на Санкт-Петербургской Бирже, что несомненно большой плюс для нас. Сейчас ее определенно можно добавить только в портфель для отслеживания. В случае положительной динамики по выручке, новых громких проектов или улучшения рентабельности – можно рассмотреть к добавлению в портфель.

На этом, пожалуй остановимся. 4 компании для первой части более чем достаточно. Дальше будет Take-Two Interactive, китайский гигант Tencent, Nvidia и многое другое. Так что подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы не пропустить.

Перед принятием решений, убедитесь в актуальности данных и проведите личный глубокий анализ компаний! Всем удачных инвестиций!

Данный обзор является справочно-информационным материалом, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном обзоре, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). В информации, указанной в данном обзоре, не принимаются во внимание Ваши личные инвестиционные цели, финансовые условия, нужды. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей, Вы самостоятельно несёте ответственность за принятие инвестиционных решений.

46 просмотров
Добавить
Еще
Сергей Филипский
Средне- и долгосрочные инвестиции в дивидендные истории, акции роста, IPO. Немного о спекуляциях, криптовалюте и актуальных новостях.
Подписаться