Mila Cheredova
Mila Cheredova
Читать 7 минут

Бояджиев "От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров"

Ознакомившись с работой Бояджиева, с его мыслями, раскрывающимися в беседе с читателями, мы смогли проникнуться историей театральных вечеров с времён античности до современности. Благодаря необычной идее “рассказать историю западноевропейского театра, не покидая зрительного зала” мы смогли в полной мере ощутить атмосферу разных постановок, прочувствовать эстетику театра и уединиться с этикой сценического искусства.
Театр по Бояджиеву - это живое, развивающееся искусство: на протяжении всех времен прослеживается смена художественных направлений и стилей, появление новых типов сценических зрелищ. Так, ознакомив читателей с правилами “игры”, в которую мы вступаем вместе с автором, мы начинаем погружаться удивительный мир театрального искусства.
Повествование начинается с античного театра, с небольшого экскурса в его элементы, такие как хор, орхестра, фимела, корифей. Отмечается, что организацию афинских театральных празднеств брало на себя государство, а целью таких зрелищ являлась поддержка в народных массах веры в богов, а также внушение высоких идеалов гражданской доблести, которые были порождены строем жизни самих греков. Спектакль греческого театра был думой жизни; здесь на орхестре совершались важные события, сталкивались мощные характеры, и всё это - во имя утверждения идей, нравственных выводов, которые венчали действие и придавали ему нравоучительный смысл. Изучая античный театр, мы посетили “электру” софокла с Апасией Папатанассиу в главной роли.
Переходим к средневековому театру: мистерии, центром которого стала Франция, актеры-любители, переход церковного театра на паперть и внедрение в него дьявольской буффонады; сюжетные религиозные пьесы с житейскими мотивами (миракли); формирование реалистичного народного жанра средневекового театра - фарса; появление профессионалов своего дела - гистрионов, формирование морализирующей аллегорической драмы - моралите.
Эпоху театра возрождения рассматриваем на примере нескольких стран. Итальянские авторы Ренессанса начинали свои спектакли восхваляющего пролога. XVI век знаменуется комедией дель арте, сломлением “диктатуры церкви” и возрождением материалистической философии. В лучшую пору своего развития (XVI-XVII) комедия дель арте была полна социальной мыслью и оптимизмом. мы посещаем спектакль “слуга двух господ” Карло Гольдони: “взаимопроникновение буффонного и психологического было свойством всех масок, и самым неожиданным образом объединяло композицию спектакля с его романтической струей”. Испанский спектакль XVI-XVII веков был чрезвычайно самобытным зрелищем. Придя в театр, зритель попадал в стремительный вихрь событий: романтические коллизии, трагические конфликты, пляски, шутки, дуэли, обманы, взрывы хохота. Испанский театр был неотделим от жизни народа, от его истории, быта и поэзии. Идея чести носила ярко выраженный демократический смысл и противопоставляла себя чести дворян. В произведениях Лопе де Вега драм. Конфликт определялся столкновением феодального насилия, сословных предрассудков с личными правами граждан. (“овечий источник” Лопе де Вега). Создателями нового театра в Англии были драматурги-демократы, обладавшие уже изрядным образованием, поэтому получившие наименование “университетские умы”. В последние десятилетия XVI века бурно высвобождались скованные средневековым укладом силы, происходило раскрепощение личностной инициативы, дерзостные порывы свободомыслия, устремление взоров нации на историю и политику. Шекспировские комедии первого периода его творчества переносили зрителя в мир веселья и поэтической мечты. Герои комедий были цельными натурами, одушевлёнными верой в торжество доброты человека. Шекспир написал “двух веронцев” и ввел в комический сюжет романтическую ситуацию - появился новый тип комедии - романтическая комедия ренессанса. Но вера в добрые финалы и гармонию была разрушена самим новым временем. Трагический период Шекспира: Гамлет, Отелло, Король Лир. “Король Лир” Питер Брук, Пол Скофилд в главной роли. Если основным течением английского театра эпохи Возрождения оставалось народно-гуманистическое, то все же со временем, по мере усилия реакции и обострения социальных противоречий (XVII), английская драматургия все в большей и большей степени приобретала аристократический характер. Кризис гуманизма после шекспировского периода выражался в резком усилении упадочных, мистических, а порой и аморальных мотивов. Связь театра с народом ослабевала, сцена теряла былую роль трибуны передовых гуманистических идей.
Театр французского классицизма. Корнель, Расин, Мольер. Французский абсолютизм первой половины XVII века оставался формой дворянской диктатуры, но и был исторически прогрессивной формой государственного управления. К середине века все отчетливее выяснялись противоречия между дворянским государством и обществом; гуманистический идеал уже не мог выражаться в выполнении долга перед государством, отныне он получал по преимуществу этическую форму. Этот новый тип драмы был создан Расином. Раскрытие внутреннего мира героя, показ тончайших изгибов его души, прослеживание логики страстей. “Федра”. создается Мольером новый жанр (комедия-балет) в произведении “мещанин во дворянстве”. Здесь танцевально-дивертисментная часть органически входит в действие, не лишая его правдоподобия и обличительной направленности. Комеди Франсез. “Дон ЖУан” Жан Вилар- Мольер: “чтобы классическая драма заговорила со сцены современными голосами, творцы спектакля и его главный создатель - режиссёр должны быть людьми современных взглядов. Только с позиций прогрессивного мировоззрения можно, глядя в прошлое, раскрыть в классических творениях те залежи идей, которые гений отдал не только своему времени, но и будущим временам”. дон Жуан Мольера не просто растленный аристократ - он ещё тот, кто один из первых в мировой литературе, пережив духовный кризис, зажил идеей материализма. “Жорж Данден” Роже Планшон - Мольер труппы театра де ла Сите, театр рабочего предместья, и вся его деятельность неотрывна от общественных и просветительных задач большого фронта народного театра нынешней Франции. “Плутни Скапена” театра Одеон, Луи Жове-Мольер. Новая школа пластики не признает движений без ясного драматического наполнения. общее в разных постановках Мольера - поэзия оптимизма, человеколюбия, нравственного здоровья, вычерченного диалога, пластических форм.
XVII век - эпоха просвещения, главный девиз которого - просветить человеческие головы, встать против феодального уклада жизни, против господства аристократов, освободить умы от старых предрассудков, внушить истинную мораль. Первым в ряду фр. Просветителей был Вольтер. Он раздвинул рамки национальной культуры: “просветительский идеал равнозначен для человека любой национальности, все кто любит искусство, являются соотечественниками”. Оставаясь на высоте героического жанра, новая трагедия должна была приблизиться к действительности. Театр становился всеобщей народной политической трибуной. В Италии главой просветительства стал Карло Гальдони. Свою реформу комедии он проводил, приближая импровизационную игру к формам писаной комедии. сохранив в своем театре высокую мораль, Гольдони оставался верен карнавальному духу народных увеселений, народному итальянскому театру. В ином направлении развивался просветительский театр в Германии, где традиции национальных увеселений были решительно пресечены. Новая драма развивалась по преимуществу как жанр морально-психологический и была выразительницей просветительской критики социальных устоев немецкой действительности. Создателем нового типа драмы был Г. Лессинг.
Театр XIX-XX веков вырвался из уз монополии королевских трупп и смело откликнулся на зов революции. Со сцены заговорила героическая трагедия, призывающая к выполнению гражданского долга: здесь рождалась злободневная героическая сатира, бранящая дворянский паразитизм, восхваляющая патриотический добродетель. Г. Ибсен, Б. Шоу, Г Гаупман. Творчество ИБсена сосредоточило в себе самые существенные черты прогрессивного направления современного искусства: остроту соц. Критики, неотрывной от проблем нравственного плана; доведение личных, семейных конфликтов до столкновений большого общественного масштаба; глубокое изображение внутреннего мира человека и выход за пределы непосредственного действия в прошлое героя, придающий драме емкаость романа. Черты реалистического новаторства отчетливо видны в драматургии Шоу, который считал, что главная задача английской драматургии - беспощадная критика общественных пороков. Опираясь на свой политический опыт, Шоу раскрывал зависимость характеров людей от социальных условий жизни. Он извлек на свет такие непоэтические явления капиталистического мира, как нищета, нажива, проституция, и показал, что именно на этой основе покоится благополучие буржуазного общества. По- иному принципы нового реализма развивались в немецкой драматургии у Гаупмана, который уроки европейского натурализма воспринял, не упуская из виду традиций немецкой бытовой драмы. Он нередко обращался к символике. Помимо реалистического направления в XIX веке в европейском театре формируются символистский и неоромантический театр (Метерлинк, Ростан), кот. Были своеобразной реакцией на буржуазный практицизм и тусклое натуралистическое бытописательство. Также Бояджиев упоминает знаменитых актеров этого века - Сару Бернар, Коклен, Элеонору Дузе. Рождалась режиссура массовых сцен и внешнего образа спектакля (кронек в Мейнингенском театре), создавался психологический ансамбль действия (Антуан в свободном театре в париже, отто брам в свободном театре в берлине), искались синтетические формы сценического зрелища ( макс рейнхард). Постановки Мейерхольда, музыкальность мизансцен.
Крупнейшие писатели-демократы XX века- Роллан, Барбюс, Франс, Шоу, Драйзер - приветствовали первую в мире страну социализма, видя в ней опору для борьбы за будущее человечества. Ужасы пережитой первой мировой войны породили искусство экспрессионизма. Луижди Пиранделло: философско-психологические драмы. О’нил: критический реализм на буржуазию, экспрессионизм. Вторая мировая. Театр Брехта был обращен к самым широким массам и звал к исцелению от миазмов нацизма, он показывал страшные будни войны, требовал от “маленького человека” трезвости мысли. В пьесах Сартра и трагедиях Ануя складывался новый тип драматургии - интеллектуальная драма. В правах восстанавливается человеческий разум (франция). Дуардо ДЕ Филиппо - италия, традиции народного диалектного театра. Наблюдается противоречивость театральной жизни в разных странах. Так, в странах западной европы и США происходит погоня за дешевыми развлечениями, популяризация эротической тематики и мещанского репертуара. Создатель нового типа декадентской драмы - Самуэл Беккет. Грубый натурализм и мрачная символика, болезненные предчувствия. Крайний индивидуализм Креппа, провозглашение олиночества как высший идеал торжества свободы личности. Театр Брехта боролся со стихией затуманенных, лживых, навязанных идей и звал к ясному самосознанию. Масштабы исторической хроники “матушка Кураж” помогли писателю выразить эпический размах народной трагедии.
Подходя к заключению, отметим, что данная книга прекрасна тем, что автор говорит об искусстве на языке самого искусства, по-театральному красочно. В ней нет пустого объективизма, все написанное передано через личные ощущение автора - настоящего человека театра. В процессе игры, начатой автором, на наших глазах расцвело театральное искусство в условиях демократических Афин, звучал голос свободного эллина в трагедиях Софокла. На сценических подмостках выступили Шекспир и Лопе де Вега; затем Корнель и Мольер. Главное, что в каждом своём этапе театр, как самое народное и массовое искусство, “держал зеркало”, являл всякому веку его отпечаток, и так по сей день...

29 просмотров
Добавить
Еще
Mila Cheredova
Подписаться