Максим Билиенко
Максим Билиенко
Читать 3 минуты

Горе от ума

Image for post

Спадание розовых очков, горе от ума, депрессия, экзистенциальный кризис, наверняка вы слышали, а возможно и испытывали похожее состояние.

Характерной чертой этого феномена, является приобретение "отрезвляющего" знания, выводящего человека из мира иллюзий, заблуждений и демонстрирующее неприятную реальность феноменального мира.

В следствии приобретенного знания, личность начинает разрушать свой старый мир, и воздвигать новый, согласно полученному знанию. Чаще всего, данный процесс сопровождается такими симптомами, как апатия, фрустрация, уныние.

Кому-то удается выйти из этого состояния, кому-то нет, кому-то частично.

Кто-то ему подаётся, кто-то его интегрирует, а кто-то пытается с ним героически бороться (как французский публицист А. Камю, храбро смотревшего бездне в глаза).

К сожалению, многие люди допускают ошибку в возведении нового мира, и приходят к логическому и самому страшному тупику, для любого человека — бессмысленность существование.

На этом тупике построена вся экзистенциальная философия 20-ого века, которая утверждает в лице Ж. П. Сартра, что человек обречён быть свободным (обречён жить в логическом тупике), или всё тот же Камю, утверждающий, что нужно смотреть тупику в глаза.

Но к сожалению это решение является временным, и не решает вопрос выстраивания нового мира на дистанции.

Многие люди не выдерживают и уходят в гедонизм (жизнь ради удовлетворения базовых желаний), нигилизм (обесценивание всего окружающего, нигилистами являются так же люди, которые делают вид, будто ничего не происходит), цинизм (постоянная постановка под сомнение доброты окружающего мира).

Ну и здесь мы приходим к началу поста.

В категории людей за 30, чаще всего можно услышать выражение, что лучше я бы этого не знал, хочу быть таким же слепым, как некоторые люди и т.д.

Далее такой видный психолог, как Дж. Питерсон, утверждает, что обретение этого знания является благом, трактуя его, как выход из рая.

На самом же деле, человек вышел из "рая" и не может в него вернуться не потому, что вход закрыт. А потому что то, что он называл раем, на самом деле не рай, а в некоторой степени ад, и сейчас у человека есть уникальная возможность отыскать тот самый рай, к которому стремилась его душа. Но так как, он не знает ничего больше, кроме опыта ада, то по своему незнанию он воспринимает его как рай, и пытается в него вернутся, так как там он чувствовал себя, хоть немножко "счастливо".

Переходя с метафоричного языка на более обыденный, проблема в том, что личность стала новой, соответственно изменились убеждения и внутреннее самоощущение, а вот ориентиры, приносящие "счастье" остались старые, из иллюзорного мира.

Вот и человек, уже в новом обличии и самосознании, пытается достичь такого желанного счастья старыми методами, заблаговременно зная, что это ни к чему ни приведёт. Одержимый идеей вновь испытать счастье, он превращается в того дятла, долбящего электрический столп.

Но трагедия и одновременно спасение заключается в том, что для достижение внутренней гармонии и счастья, нужно сменить ориентиры, которые выведут человека из логического тупика бессмыслицы, и избавят от необходимости превращаться в дятла.

Как найти данные ориентиры?

Здесь нет универсальной формулы, каждый человек уникален, и выходить из этого тупика, он должен исключительно опираясь на свою личность. Но несмотря на то, что универсального решения нет, есть более менее универсальный подход по поиску данного выхода, и состоять он будет в таких вопросах, как:

— Что мне нравится/не нравится?

— Что мне интересно/ не интересно?

— Чего бы мне хотелось/ не хотелось?

— Что во мне изменилось?

— В чём заключаются изменения?

— Для чего мне эти изменения?

— Если представить измененного я, какие ориентиры у него бы были?

40 просмотров
Добавить
Еще
Максим Билиенко
Подписаться