Маяк Коуза
Маяк Коуза
Читать 1 минуту

Эйхман и его банальность зла

Image for post

9 декабря 1961 года Адольф Эйхман был признан виновным в преступлениях против человечества и приговорён к смертной казни. Кто же такой Эйхман? И почему философ Ханна Арендт написала о нём целую книгу?

Адольф Эйхман был членом НСДАП, оберштурмбаннфюрер СС, с декабря 1939 года по 1941 год работал начальником IV D 4, а позже до 1945 года – начальник IV B 4 Главного управления имперской безопасности. Перед этой организацией ставилась ключевая задача – «окончательное решение еврейского вопроса». В послевоенные годы Эйхман, как и другие нацисты смог скрыться и пропасть с поле зрения. Нашли его только в 1960 году на территории Аргентины. В это же году «Моссад» его вывезли в Израиль для суда, где был приговорен к смертной казни.

В израильском суде Эйхмана обвиняли в таких преступлениях, как: (1) преступления против человечества, (2) преступления против еврейского народа, (3) принадлежность к преступным организациям, (4) высылка миллионов поляков, (5) арест и отправка в лагеря смерти цыган, (6) отправка 100 детей из чешской деревни Лидице в Лодзинское гетто и последующее их физическое уничтожение. Всего было 15 обвинительных пунктов.

Несмотря на серьезные обвинения и доказательную базу, Эйхман написал прошение о помиловании. Оно было отклонено. Как же себя оправдывал Эйхман? Эйхман считал, что никогда не был ответственным руководителем уничтожения людей, следовательно, он не может быть виновным в организации уничтожения евреев и других народов. По его словам, он был всего лишь бюрократом, при этом не самого высокого уровня, что преступления совершали его руководители и он не должен нести ответственность за их преступления.

Дело Адольфа Эйхмана осталось бы таким же обычным уголовным делом, как и у других рядовых нацистов, если бы на него не обратила внимание философ Ханна Арендт, сама являющаяся еврейкой, бежавшая из Германии в Америку, где работала корреспондентом The New Yorker. Репортаж Арендт и слова Эйхмана о невиновности породил фундаментальный вопрос – виновен ли человек, если выполняет приказы своего руководства, зная об их преступности?

Ханна Арендт пишет об Эйхмане как о самом обычном, нормальном человеке без каких-то видимых отклонений, но очень исполнительном работнике, стремящимся продвигаться по карьерной лестнице. Она пишет об Эйхмане: «Совесть мучила бы его лишь в случае, если бы он не выполнял отдаваемых ему приказов – то есть, не отправлял бы миллионы мужчин, женщин и детей на смерть, действуя с величайшим рвением и педантичным тщанием».

При этом Арендт справедливо отмечает, что Эйхмана нельзя называть антисемитом и юдофобом, так как сам он не испытывал к ним никаких неприятных чувств. Он даже помог парочке близких людей, евреям по национальности, выехать из Германии. Он просто выполнял приказы своего руководства.

Мне тут вспоминается фраза Довлатова, который лучшего всего выразил проблему таких сложных исторических периодов: «Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов? Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой? Ничего подобного. Их написали простые советские люди. Означает ли это, что русские — нация доносчиков и стукачей? Ни в коем случае. Просто сказались тенденции исторического момента».

Дело Эйхмана будоражит до сегодняшнего дня своей банальностью. Ведь это обычные люди допускают приход и развитие таких человеконенавистнических режимов. Это обычные люди сами их подпитывают своего «общественной» поддержкой. Вопрос нужно ставить глобальнее – почему люди в принципе готовы подчиняться и выполнять преступные и/или болезненные действия по отношению к другим людям? (Об этом еще поговорим).

Скачать книгу Ханны Арендт «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме» можно тут, а обсудить тут.

22 просмотра
Добавить
Еще
Маяк Коуза
Подписаться