Кямран Рустамов
Кямран Рустамов
доктор технических наук, Заслуженный деятель науки, член Союзов журналистов Азербайджана и России, профессор
Читать 6 минут

Макрон в Израиле, или когда исламофобия преобладает над антисемитизмом

Вслед за основными союзниками подтянулся в Израиль и Президент Франции Макрон.

"Мы связаны с Израилем трауром. Тридцать наших соотечественников были убиты 7 октября, еще девять пропали без вести или находятся в заложниках. Сегодня в Тель-Авиве я выразил солидарность нации с их семьями", - приводит радиостанция слова французского лидера. Естественно, Макрона встретился с премьером Израиля Биньямином Нетаньяху и президентом Ицхаком Герцогом. Более того, Макрон предложил создать международную коалицию для борьбы с ХАМАС. Что-то вроде коалиции, которая была создана для борьбы с ИГИЛ.

Очень сомневаюсь, что любовь и солидарность с народом Израиля движет Макроном. Вспомним некоторые исторические факты, свидетельствующие о сомнительной любви французов к евреям.

Евреи жили ещё в Римской Галлии, но информация об этом до IV века н.э. отрывочна. После христианизации в Римской империи были введены ограничения для евреев, и многие переселились на окраины, в том числе в Галлию, где с V века возникли варварские королевства. В средние века Франция была центром еврейской учености, но это вовсе не исключал антисемитизм и преследования евреев со временем усиливались. Имели место неоднократные массовые изгнания евреев.

Императоры Восточной Римской империи Феодосий II и Валентиниан III направили Аматию, префекту Галлии, указ от 9 июля 425 г., запрещавший евреям и язычникам заниматься юриспруденцией или занимать государственные должности. Это было сделано для того, чтобы христиане не подчинялись иноверцам и, возможно, не склонялись к тому, чтобы оставить свою веру.

Франкский король Хлодвиг I крестился в 496 г. вместе с большинством населения, что породило давление и на евреев с требованием их крещения. Известно, что ряд епископов предложили евреям в своих епархиях выбор между крещением и изгнанием.

Начиная с 1007 г., во Франции были широко распространены гонения на евреев. Эти преследования, спровоцированные Робертом II), королем Франции, прозванным «Благочестивым», описаны в дошедшем до нас памфлете на иврите, где также говорится, что король Франции сговорился со своими вассалами уничтожить на их землях всех иудеев, не принявших крещения, и многие были преданы смерти или совершили самоубийство. Роберту приписывают пропаганду насильственного крещения евреев, находившихся под его властью, и массовые избиения отказавшихся. Роберт Благочестивый широко известен своей религиозной нетерпимостью и ненавистью к тем, кого считал еретиками; именно Роберт восстановил римский имперский обычай сжигать еретиков на костре. В Нормандии при Ричарде II, герцоге Нормандском, в 1007 г., еврейство Руана подвергалось гонениям, и многие женщины, спасаясь от ярости толпы, прыгали в реку и тонули.

Евреи Франции пострадали во время Первого крестового похода (1096 г.), когда, как утверждается, крестоносцы, например, заперли евреев Руана в церкви и перебили их без различия возраста и пола, щадя лишь тех, кто принял крещение. Согласно источнику на иврите, евреи по всей Франции в то время были в большом страхе и писали своим братьям в Рейнской области, сообщая им о своем ужасе и прося их поститься и молиться.

Можно привести огромное количество примеров изгнания из Франции евреев в течение 11–17 в.в.

Так , например, чума, называвшаяся «Чёрная смерть», опустошила Европу в середине XIV века, уничтожив более половины населения. Вина за это часто возлагалась на евреев. Распространялись слухи, что евреи вызвали болезнь, преднамеренно отравив колодцы. Первое массовое убийство евреев, непосредственно связанное с чумой, произошло в апреле 1348 г. в Провансе, в Тулоне, где был разграблен еврейский квартал. 14 февраля 1349 г., в День святого Валентина, в ходе резни в Страсбурге, ещё не поражённом чумой, сотни евреев были сожжены заживо, за исключением согласившихся креститься. Уцелевшие евреи были изгнаны, их имущество поделено горожанами Страсбурга.

Среди французских просветителей Вольтер широко известен нападками на евреев в целом ряде работ. Самая длинная статья в его «Философском словаре» (1745) называется «Еврей», насчитывает 30 страниц и содержит, в числе прочих оскорблений, следующее обращение к евреям: «Вы – животные, которые умеют считать, постарайтесь стать животными, умеющими думать».

Напомним, что в своей тюркофобии «великий» Вольтер превосходил своих современников.

Именно Вольтеру принадлежат слова:

«Мадам, убивая турок, Ваше Императорское Величество продлевает мои дни», — писал Вольтер в 1769 году.

В 1770-х гг. большинство авторов Энциклопедии и других ведущих мыслителей Франции обвиняли евреев Франции и высмеивали их.

Против евреев Эльзаса были приняты суровые меры: ограничение числа евреев и их браков, экономические ограничения и другие меры.

В начале XIX века благодаря своим завоеваниям в Европе Наполеон Бонапарт распространял модернистские идеи революционной Франции: равенство граждан и верховенство закона. Однако, Наполеон был заинтересован в том, чтобы евреи ассимилировались, а не процветали как отдельная община: «Внешняя терпимость и справедливость Наполеона по отношению к евреям на самом деле основывались на его грандиозном плане добиться их полного исчезновения посредством тотальной ассимиляции, смешанных браков и крещения».

С одной стороны, Наполеон выражал свою поддержку эмансипации евреев, призывал «отказаться от ростовщичества» и «сделать их хорошими гражданами». С другой стороны, в 1808 г. он писал:

«Я взялся реформировать евреев, но я не пытался дополнительно привлекать их в свои владения. Наоборот, я избегал делать что-либо, что могло бы выказать любое уважение к презреннейшим из всего человечества»

Антисемитская идеология еще больше занимала умы Франции в конце 19 века. В 1889 г. была основана «Антисемитская лига Франции».

Антисемитизм достигнул высокого уровня к 1890-х гг., как показало дело Дрейфуса (судебный процесс в 1894 году во Франции по делу о шпионаже в пользу Германской империи офицера французского генерального штаба, еврея родом из Эльзаса (на тот момент территории Германии), разжалованного военным судом и приговорённого к пожизненной ссылке при помощи фальшивых документов и на волне сильных антисемитских настроений в обществе).

Во время Второй мировой войны правительство Виши сотрудничало с нацистской Германией для ареста и депортации большого количества как французских евреев, так и иностранных еврейских беженцев в концентрационные лагеря. К концу войны около 25% еврейского населения Франции погибло в Холокосте.

Антиеврейские законы, принятые правительством Виши, затронули как континентальную Францию, так и ее заморские территории во время Второй мировой войны.

В 1967г., с началом Шестидневной войны, пострадали и израильско-французские отношения. Франция, ранее бывшая основным поставщиком современных вооружений для ЦАХАЛ, заняла резкую антиизраильскую позицию и наложила эмбарго на продажу французского оружия в регион, по большей части направленное на Израиль. Де Голль осудил Израиль, заявив на пресс-конференции в 1967 г., что евреи «всегда были народом-элитой, самоуверенным и доминирующим». Глава Французской коммунистической партии Бенуа Фрашон писал о праздновании Израилем победы в 1967 г.: «балом правил Сатана».

Французская пресса стала резко критиковать политику Израиля, часто оправдывая, замалчивая или воспринимая «с пониманием» действия враждебных ему террористических организаций. Газета Le Monde особенно часто подвергалась критике за такой подход, например, за частичное оправдание палестинца Серхана Серхана, совершившего убийство Роберта Кеннеди, симпатиями жертвы к Израилю. В академической и журналистской среде Франции было нормализовано сохранившееся до сих пор и оскорбительное для большинства евреев сравнение Израиля с Третьим Рейхом, еврейства/иудаизма - с нацизмом, а врагов Израиля, включая вооружённых террористов - с жертвами Холокоста.

И сегодня антисемитизм процветает во французском обществе. Многие это связывают увеличением мусульманской прослойки в стране. Однако, надо заметить, что в стране практически мусульманские и французские сообщество не очень пересекаются.

Согласно опросам антидиффамационной лиги (ADL) во Франции, в 2002 г., антисемитские убеждения и стереотипы присутствовали у 42-46% респондентов. При этом стоит отметить, что мусульманское население Франции составляет не более 8-10%.

Опрос, проведенный в 2022 г. Французским институтом общественного мнения, показал, что 85% французских евреев считают, что антисемитизм широко распространен и растет в стране. 74% опрошенных и 78% тех, кто регулярно носит кипу, сообщили, что подвергались словесному или физическому насилию как евреи.

Согласно опросу от 2014 г., 39% французов относились к Израилю негативно, при этом 37% согласились и лишь 19% не согласились, что «сионизм – это идеология, служащая Израилю для оправдания своей политики оккупации и колонизации палестинских территорий». 23% приравняли сионизм к расизму. В среднем 25% французов согласились, что «сионизм – это международная организация, которая пытается влиять на мир и общество в пользу евреев», причём среди избирателей Национального фронта так считали 32%, среди электората «Зелёных» и Левого фронта - 31% и 28% соответственно, а среди респондентов-мусульман - 57%.

На этом фоне исламофобия во Франции в последние годы принимает все более масштабный характер. Страна превратилась в своего рода «флагмана» исламофобии в Европе. Антимусульманские настроения подогреваются и самим Макроном. Мусульман преследует полиция. Законы во Франции признают веру всех людей, но только не мусульман.

Комитет против исламофобии во Франции заявил в ежегодном докладе, что количество антимусульманских актов в стране с каждым годом растет. Если в 2010 году их было 188, в 2011-м — 298, то в прошлом году их количество возросло до 469, сообщает Reuters.

Бывший министр иностранных дел Франции Ален Жюппе считает, что французские политики сами создают атмосферу исламофобии в стране.

«Французские политики сами заставляют французов ненавидеть мусульман и ислам. Вместо того чтобы позволить различным религиозным общинам мирно сосуществовать внутри страны, они сталкивают христиан и мусульман лбами. Исламофобия — это на 99% политический продукт», — говорит Жюппе.

Так что, Макроном больше движет исламофобия, нежели «любовь» к Израилю, к еврейскому народу.

Статья составлена по материалам из открытых источников.

Image for post
.
3 просмотра
Добавить
Еще
Кямран Рустамов
доктор технических наук, Заслуженный деятель науки, член Союзов журналистов Азербайджана и России, профессор
Подписаться