Ирина Саблина
Ирина Саблина
Читать 5 минут

Модернизм в искусстве

Во многих предыдущих статья шла речь о эпохе модернизма. Пришло время разобраться с тем, что это.

В классическом искусстве, исходящем из возможности органичной связи человеческой индивидуальности с окружающим миром, изображение кризиса сознания человека было лишь одним из частных моментов жизни. Преодоление кризиса выступало как общеобязательный закон художественной формы. Но начиная, примерно, с 1860-х годов 19 века эта позиция стала плавно разрушаться в связи с политическими и общественными изменениями. Увядающее дворянство, эпоха феодализма, вымещаемая построением капиталистической системы привели к тому, что общественность ощутила свою беспомощность и как класса (дворянство), и как каждой человеческой личности в отдельности. Кризис сознания стал непреодолим. Так начала зарождаться эпоха модернизма в искусстве. Представляя собой кризисную форму явлений жизни, модернизм в конечном счёте ведёт к распаду искусства как вида эстетической деятельности.

Модернизм - обобщенное название ряда новых идей в искусстве конца XIX века и до 70-х, 80-х гг. XX века, определяющих стремление отразить современность новыми средствами, совершенствующими средства традиционные в соответствии с историческим, техническим прогрессом.

Модернистические направления в искусстве:

  1. Импрессионизм, постимпрессионизм, неоимпрессионизм;
  2. Экспрессионизм, абстрактный экспрессионизм;
  3. Символизм;
  4. Акмеизм;
  5. Модерн;
  6. Декадентство;
  7. Авангардизм;
  8. Сюрреализм;
  9. Примитивизм:
  10. Абстрактное искусство;
  11. Поп-арт
  12. Концептуальное искусство или концептуализм;
  13. Минимализм;
  14. Кинетизм.

Модернизм объединяет всех своих представителей позицией того, что современный человек замкнут сам в себе, одинок, постоянно ощущает свою беспомощность и абсурдность своего существования, он оторван от общества, в котором он живёт и, в целом, от окружающего мира.

Часто за год возникновения модернизма принимается год открытия "Салона отверженных" в Париже, куда принимались отвергнутые на основных выставках города работы художников.

Одна из них - "Завтрак на траве" Эдуарда Мане, (1863).

Image for post
"Скандально известная картина, первоначально названная «Купание». Выбор сюжета картины — двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе — вызвал полное непонимание и обвинения в плохом вкусе. Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей. Моделью женщины была Викторина Мёран, один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф. Одеты мужчины — как денди. Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Фону картины не хватает глубины, создаётся впечатление, что вся сцена происходит не на природе, а в студии. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.
Стиль картины порывает с академическими традициями того времени. Резкий «фотографический» свет устраняет полутона. Мане не пытался скрыть мазки кисти, и картина поэтому в некоторых местах выглядит неоконченной. Нагота в «Завтраке на траве» очень отличается от мягких и безупречных фигур Александра Кабанеля и Жана Энгра".
Изображение и описание с https://www.wikiart.org

Эдуард Мане позднее примкнул к группе молодых художников, впоследствии, сформировавшихся в группу импрессионистов.

Импрессионизм сформировался после 1870 года. Название течения навеяно названием картины: «Impression. Soleil levant». В переводе - "Впечатление. Восход солнца".

Клод Моне "Впечатление. Восход солнца". 1872 год.

Image for post
https://www.wikiart.org

К концу 10 - началу 20-х гг. 20 века модернизм пережил острый кризис, вызванный, во многом, Первой мировой войной. Значительная часть сторонников модернизма обратились к реальной действительности.

Расцвет модернизма приходится примерно на 40-60-е годы.

В 40-е годы 20 века модернизм претерпел ряд изменения: приобрел свою рыночную стоимость. Некоторые течения модернизма, и принципиально отказавшихся от изображения действительности, и ушедших в абстрактное искусство и сюрреализм, органично "влились" в буржуазную культуру: стали официально признанным искусством. Все вышедшие до этого произведения искусства стали относится к классическим.

Два новых значительных направлений этого периода: абстрактный экспрессионизм и поп-арт.

Абстрактный экспрессионизм. Движение, которое зародилось в конце 1940-х годов и стало доминирующим течением в западном искусстве в 50-е. Возникновение и распространение абстрактного экспрессионизма произошло благодаря нескольким факторам.

Во-первых, массовая эмиграция европейских художников в Америку.

Во-вторых – появление целой сети музеев и галерей, которые (впервые в США) проводили масштабные выставки и завоевали популярность выставками кубизма, абстракционизма, дадаизма, сюрреализма и др.

В-третьих, поддержка разными влиятельными людьми, которые обеспечили информационную и финансовую помощь художникам, и быстро сделали новое направление модным. Самыми яркими представителями абстрактного экспрессионизма были Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн и Марк Ротко. Большинство абстрактных экспрессионистов жили, работали и выставлялись в Нью-Йорке.

"Электрическая ночь" Джексон Поллок. 1946

Image for post
https://www.wikiart.org

Поп-арт. Направление конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления. Фактически, это направление заменило традиционное творчество — на демонстрацию объектов массовой культуры или вещественного мира.

Одной из самых знаковых работ поп-арта считается коллаж Ричарда Гамильтона под названием «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», 1956 года.

Image for post
https://www.wikiart.org

Вслед за поп-артом появляются минималистическое и концептуальное искусство. Также обновляются старые течения модернизма начала века (экспрессионизм, импрессионизм, абстракционизм, авангардные направления: кубизм и так далее).

Минимализм, минимал-арт или минималистическое искусство — стиль, характеризующийся лаконичностью выразительных средств, геометрической простотой форм. Иногда рассматривается как реакция на изобразительность абстрактного экспрессионизма.

К художникам минимал-живописи относятся: Ив Кляйн, Карл Андре, Дэн Флавин, Сол Ле Витт, Дональд Джадд, Роберт Моррис.

"Люди начали летать" (1961). Ив Кляйн

Image for post
https://www.wikiart.org/ru/iv-klyayn/people-begin-to-fly

Композиторами-минималистами считаются американцы Т. Райли ( «In C»), С. Райх («Piano phase»), Ф. Гласс («Музыка в 12 частях») и Дж. Адамс (в сочинениях 1970-х и 1980-х гг., например, «Shaker loops» и «Harmonium»), написавшие много минималистской музыки.

В России целый ряд сочинений по методу минимализма написал В. И. Мартынов («Листок из альбома», 1976; «Passionslieder», 1977; «Come in!», 1985). Н. С. Корндорф («Ярило», 1981), А. Рабинович-Бараковский («Музыка печальная, порой трагическая», 1976)

Концептуализм или концептуальное искусство — направление, цель которого передать идею, концепцию, намёк без стремления пользоваться живописными техниками, материалами, создавать сюжет. Время появление концептуализма совпадало с временем кризиса модернизма и началом зарождения понятия "контркультура" и постмодернизма. Примерно начиная с 1960-1970 начинается кризис модернизма.

Одна из самых первых работ концептуализма - Инсталляция Джозефа Кошута "Один и три стула" 1965 года.

Image for post
https://artchive.ru/artists/84513~Dzhozef_Koshut/works/589046~Odin_i_tri_stula

В 80-е годы постепенно начинает формироваться такое течение как постмодернизм, ставший обновлением и перерождением всех направлений модернизма, с одной стороны, и созданием новых направлений: стрит-арт, цифровая живопись и так далее с другой стороны.

В России модернизм окончился с приходом 1920-х гг., потому как в образовавшемся тогда СССР появлялась своя культура. Все течения модернизма перешли, скажем так, в спящий режим. Из авангардных направлений модернизма остался весьма популярным конструктивизм, примерно до 1930-х годов.

Начиная с 1960-70 г. в СССР образуется, особенно обостряется в 1980-1990 годах, кризис культуры и искусства, и модернистические идеи, только-только образующиеся постмодернистические оказывают влияние. А после 1991 года врываются на просторы уже постсоветского государства.

20 просмотров
Добавить
Еще
Ирина Саблина
Подписаться