Igor Shuravlev
Igor Shuravlev
Философия - это не мертвые высказывания древних, но всегда поиск и битва. Телеграм-канал https://t.me/read_always
Читать 6 минут

Художественная история

Из всех тех моментов, когда Платон описывает Сократа, с виду незначительные эпизоды его поведения, я больше всего люблю вот этот. Он из "Федона".

С этими словами он протянул Сократу чашу. И Сократ взял ее с полным спокойствием, Эхекрат, - не задрожал, не побледнел, не изменился в лице, но, по всегдашней своей привычке, взглянул на того чуть исподлобья и спросил:
— Как, по-твоему, этим напитком можно сделать возлия­ние кому-нибудь из богов или нет?
— Мы стираем ровно столько, Сократ, сколько надо выпить.

Не знаю, может быть, я один такой глист-символист, но мне кажется, он здесь во истину, смертью смерть поправ, так тонко угарнул над ситуацией, что Аполлодор, и без того рыдающий, должен был бы умереть раньше Сократа от обезвоживания. Такие детали возвышают Сократа высоко над уровнем моря, указывают на его претензию в стиле "я не от мира сего", а также они свидетельствуют о гениальности художника - широкогрудого нашего Аристокла, называемого Платоном. Дело в том, что доктор исторических наук И. Е. Суриков (да, я все про него) совершенно справедливо называет Платона главным источником исторических сведений о Сократе. Доктор вежливо выводит Ксенофонта есть на кухню, в то время как Платону накрывает стол на террасе. Его научпоп для пытливых трактористов ЖЗЛ "Сократ" само собой изобилует выдержками из Платона, и здесь я имею в виду не учение Сократа, а эпизоды из его жизни. Когда я читал диалоги, то нередко обнаруживал себя наслаждающимся текущим текстом - так мастерски были инкрустированы драгоценные камни философии в золотую оправу бытовых ситуаций. Нужно признать, что катарсис был по большей части от поздних диалогов - "Федон", "Федр", "Пир". Это те произведения, где доля Сократа в диалогах, как считается исследователями, уже невелика, а Платон уже писал как самодостаточный философ.

Но вот "Федон" описывает важнейший этап жизни Сократа - смерть. Как быть? И. Е. Суриков рассказывает пытливому о том, как все было по "Федону" и в ус себе не дует. А мог бы. Он у него есть.

Image for post

Но мне, несчастному, кажется, что "Федон" слишком хорош, чтобы бы быть правдой. Все эти терзания у меня от необразованности, конечно, помноженной на пытливость (+ трактористскость), но невежество - не порог, а культ, ибо только ОНО позволяет наложить необорные руки на то, что так беспомощно и свято. Что касается чисто философической части, то Суриков соглашается, как и все, конечно, что вот концепция бессмертия души - это все потому, что Платон тогда увлекался пифагорейским учением, и так Сократ стал псевдопифагорейцем с платоновским обоснованием. Но дело-то в том, что и вся сюжетная линия "Федона" проиграна в стиле "I need dead". Сократ, сидя в тюрьме, учит о том, что тело - это тюрьма души. Сократ унижает цикуту. Сократ уже вот совсем перед смертью говорит, как важно принести Асклепию в жертвупетуха. Кстати, вот последняя фраза Сократа И. Суриковым тоже трактуется как элемент философской гармонии диалога. Асклепию приносили в жертву петуха тогда, когда выздоравливали от болезни. Здесь же Сократ, надо полагать, имеет в виду, что его смерть - это своеобразное исцеление. При этом, напомню, Суриков и сам говорит, что философия этого диалога платоновская, Сократ никогда не интересовался пифагорейским учением. Исходя из этого, можно сказать, что "Федон" - это во всех отношениях прекрасная легенда, а потом можно спросить: как использовать эту легенду в качестве источника сведений о Сократе притом, что "Федон" изобилует деталями с претензией на достоверность.

Пребывая в Аиде внеурочные свои часы буквально вчера, я долго думал о том, как действительно умер Сократ. Все это благолепие, описанное в "Федоне" прекрасно, и я не имею ничего против красивых легенд. Но все же... Мое внимание привлекла цикута, как способ казни. Действительно ли цикута предполагает такой блаженный отход в мир иной, который дай бог каждому? Всякое отравление предполагает мощнейшее сопротивление организма, которое усмирить достоинством духа все равно не удастся. Ты ничего не сможешь сделать с ужасными болями в животе, рвотой, судорогами и агонией во время паралича дыхания, - это симптомы отравления цикутой. Затем я выяснил, что травили все-таки не собственно цикутой, которая Cicuta virosa или Вех ядовитый."Энциклопедия Смерти. Хроники Харона" говорит, что Сократ выпил Conium maculatum или Болиголов пятнистый. Здесь же оговорка, чтобы наша ЦНС почувствовала себя угнетенной: некоторые специалисты считают, что греки цикутой называли все-таки Вех ядовитый. У отравления болиголовом как раз эти романтические симптомы приближающейся смерти - восходящий паралич, от нижних конечностей и выше, ну и плюс тошнота, слюнотечение, головокружение.Так появляется вопрос: что было раньше, "Федон" с его восходящим параличом или все-таки яд, у которого есть свои симптомы отравления? Но это еще не всё. Болиголов пятнистый, конечно, пошатнул мою натуралистическую теорию, но не разрушил ее. Даже если считать, что течение умирания проходило относительно безболезненно (надо, кстати, натереть себе болиголова на всякий случай, Википедия говорит, что он и в Западной Сибири растет тоже), был ли подобный вид казни расхожей практикой? В "Федоне", когда Сократ велит служителю идти и натереть уже ему яду, тот отвечает, что люди до него наоборот пытались отвратить этот момент. То есть "Федон" нам говорит, что до Сократа другие люди тоже пили яд. И. Суриков в свою очередь отмечает, что ранее, до олигархического переворота смертная казнь осуществлялась через пробитие головы дубиной или выбрасывание со скалы. Олигархи, пришедшие к власти, так своеобразно гуманизировали смертную казнь и перешли на цикуту. Суриков иронично подмечает, что такая гуманизация давала возможность bez paleva убивать значительно больше людей за единицу времени, избегая излишней публичности. Но было ли применение цикуты более практичным и действенным способом? Как мы помним в "Федоне" служитель постоянно беспокоился о том, чтобы яду было достаточно: просил Сократа не горячится, постоянно ощупывал тело Сократа наблюдая за тем, хорошо ли действует яд. Напрямую говорится, что были прецеденты, когда осужденным приходилось пить цикуту несколько раз. Как блин это происходило? Я понимаю, что Сократ, не доставляя дополнительных проблем, просто взял и немедленно выпил. У него были на то концептуальные основания. А как же те, кто считает себя несправедливо осужденным? Как же те, кто не хочет умирать? Нужно сказать, что когда человеку предлагают умереть, потому что так решил Совет, человек в огромном большинстве случаев отказывается от такого предложения. Человек панически не хочет умирать, у него истерика,как и всякого животного. Как ты заставишь его выпить яд? Что ты будешь использовать? Воронку? Клизму? Плюс ко всему, человек, который не хочет умирать, обязательно разгорячится, а это то, что не рекомендовалось делать Сократу, иначе яд может плохо подействовать. Сократ, конечно, был само спокойствие, но представьте, какую истерику может закатить не-Сократ. И это при том, что Сократу рекомендовали просто не говорить много. На одной чаше весов "разгоряченность" Сократа от разговоров, на другой паника человека, который осознал, что его хотят убить. В таком случае этого человека вообще было бы невозможно отравить))

Неожиданный вывод

Так у меня есть основания полагать, что само явление цикуты так же, как и тюрьма, петух Асклепию, это еще одно художественное средство гениального Платона, который создал трактат о бессмертной душе и ее счастливом освобождении. И это прекрасно, ребята! Мне все равно, блевал ли Сократ кровью перед смертью или нет. Я готов плакать над этой легендой, ибо она прекрасна. Меня вообще не волнует, как принято ученным сообществом понимать "Федона", мне любопытно, но меня не волнует. У меня есть моя интимная версия, моя любовь, "Федон" что-то сделал лично для меня, и я ему благодарен. Так лишь в интимном пространстве у людей создается лучшее представление о прошлом, где нет судорог и агонии не потому, что их нет, а потому что это неинтересно. История, она разная вообще. Мы можем сколько угодно разбить себе нос и брови о ее диалектику, взвешивая всю кровь и грязь и выясняя соотношение сего с цветочками и пением птиц. Там есть и то, и другое, нам... нет. Тебе и мне, отдельно тебе für dich и мне für mich решать, что мы возьмем со стола истории и чем отдельно ты и я будем питаться. Когда мы это отдельно решим, мы создадим общество либо морально подавленное с угнетенным ЦНС, либо сильное с незыблемыми ценностями (начитался чата называется)).

Image for post
84 просмотра
Добавить
Еще
Igor Shuravlev
Философия - это не мертвые высказывания древних, но всегда поиск и битва. Телеграм-канал https://t.me/read_always
Подписаться