Елена Клинцевич
Елена Клинцевич
Читать 1 минуту
Комплекс Эдипа царя
Igor Shuravlev

Эдип жив

Когда Эдип принимает решение уйти из Коринфа (на основании своего субъективного ограниченного познания - предсказания оракула), тогда его "деятельное познание" и заканчивается (временно, как следует из дальнейшего развития сюжета). И начинается "пассивное познание", поскольку Эдип посчитал, что цель-предел достигнута и далее уже "познавал пассивно", то есть ситуационно реагируя на обновляющиеся обстоятельства. Пока некое обстоятельство (эпидемия) не вынудили его вновь к "активному познанию". И вот тут-то и оказалось, что ЕГО субъективное познание - ограничено и "предел", соответственно, тоже. То, что он видел своим физическим зрением и что познал - и активно и пассивно - оказалось большой обманкой. Субъект в своем ограниченном познании оказался объектом.

Эдип не может отказаться от своей субъектности, он продолжает действовать как субъект и ослепляет себя. Наказывает себя за преступление, совершать которого не хотел и избежать которого было не в его власти. Он - жив. И да, жизнь - страдание, оказавшееся вдруг высшим благом, в отличие от комфорта ( просто "когда хорошо") который есть смерть.

Нельзя ли отождествить то, что вы назвали "познанием", с просто жизнью, вот в таком, самом обыденном смысле? Жизнью, которая, да, постоянно поставляет нам всё новые знания об окружающем мире. Живя, мы познаем. Познаем "активно", если пытаемся жизнью управлять. И пассивно, если просто плывем по течению.

25 просмотров
Добавить
Еще
Елена Клинцевич
Подписаться