Елена Клинцевич
Смерть и ее тумблер.
Нет, мы не зашоренные фанатики, к сожалению
Хоть жизнь после нашей смерти действительное есть. Так же, как она, жизнь, никуда не делась после того, как зарыли "мешки с костями" платонов и быстрых разумом невтонов. Утешает ли нас, вот нас лично, что платоны, невтоны, гераклиты и прочие "подобные богам" имманентно бессмертны ( по факту-то это так?) - в нашем ожидании смерти собственной? Не утешает. Потому, что представить себя после своей собственной смерти не можем. Неизвестности страшимся. А перехода в "послесмерть" боимся ещё больше. Потому, что в этот момент умирает и маааленькая, кроооошечная надежда на бессмертие (хоть мы и не фанатики). Хочется, чтобы быстро - чтобы тумблер был под рукой. Хочется уподобиться собачке, которую любящий хозяин привел на усыпление, чтобы избавить от мучений? Она же и не подозревает, что смертна, она просто безгранично доверяет хозяину, у которого тумблер для неё наготове. Нет, ну это уж как-то совсем унизительно. Какое уж тут священнодействие, когда единственный смысл жизни - боязнь смерти?
Сюжет "Бегство Энея из Трои" в каком-то смысле аллегория: прошлое (Анхиз с пенатами) на плечах, будущее (Асканий) рядом - вперед, в бессмертие! И неважно, что нечто теряется в дороге, оно не главное. Хотя свою долю бессмертия тоже получает.
Но если будущее вот такое...
Нет, тогда лучше тумблер.
***
А ещё бессмертие - это любовь.
«Уж сколько их упало в эту бездну…»
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем
не знавшей меры, Чужие и свои?! —
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте! — Еще меня любите
За то, что я умру.
Марина Цветаева
8 декабря 1913
Марина видит в любви залог бессмертия. Как Платон: "Любовь - это стремление к бессмертию". Нет любви - нет бессмертия, а есть таинство тумблера - Смерть окончательная и бесповоротная.