ЗДОРОВЬЕ и ИНТЕЛЛЕКТ
ЗДОРОВЬЕ и ИНТЕЛЛЕКТ
Наука, общество, медицина, здоровье, долголетие, лекарства и бады = блогинг и новости
Читать 3 минуты

Одна фотография в день в течении 440 дней - исследуя, как ритуалы влияют на память

27 апреля 2009 года американскому художнику Джонатану Харрису исполнилось 30 лет и он начал проект под названием Сегодня. Идея была проста: каждый день он делал одну фотографию и выкладывал её на свой сайт, прежде чем заснуть. Он продолжал таким образом в течение 440 дней, затем прекратил. Через несколько недель его друг Скотт Трифт снял короткометражный документальный фильм о проекте Харриса, под таким же названием. Концепция фильма тоже проста: каждая из фотографий Харриса появляется на одну секунду, в том порядке, в котором он их разместил, пока мы слышим, как он размышляет о намерениях и последствиях этого ритуала.

Jonathan Harris : Today
Jonathan Harris : Today08:27

Харрис начал проект как способ обогатить свой опыт [переживания] времени - как для того, чтобы больше присутствовать в моменте, так и для того, чтобы запечатлеть его, описывая себя "одержимым памятью". В этом присутствует привычное напряжение, раздражение, которое возникает, когда ты поворачиваешь свою камеру, чтобы что-то задокументировать, а затем чувствуешь, что это на самом деле удаляет вас с того момента, который ты надеешься запечатлеть. Харрис рассказывает о макро-версии этого, когда все его усилия начали походить на представление для зрителя. Желание узнать, как люди будут реагировать на каждый новый пост, вытащило его из потока опыта, который он создал, и это [же] психологическое давление побудило его прекратить. Но он также думает, что его личностный рост в течение тех 440 дней был больше, чем в любом предыдущем году. Его ритуальная практика дала понимание, которое продуктивно оспаривало представление о самом себе, прежде всего в виде смиренного, возможно здорового, [акта] реализации небольшого познания.

Каково это когда смотришь фильм - это открытое сопоставление с собственным опытом Харриса в его ритуале. Как зрители, мы могли бы отдать себя потоку изображений, позволяя им пролетать мимо, словно пройдя фотосессию в галерее или пролистывая онлайн чьё-то курирование музея. Мы могли бы восхищаться или разочаровываться, явным произволом череды фотографий. Или мы могли бы попытаться найти узоры и мотивы, возможно, обнаружив повторение сов, бассейнов, огня и некой молодой женщины со светлыми волосами. Несмотря на это, если не поставить фильм на паузу, вы получите только одну секунду с каждой фотографией (кроме последней), что делает изображения скоротечными и эфемерными. Для зрителя представление Харриса о создании архива воспоминаний через его практику может быть интересным, но это не опыт, который предлагает сам фильм.

Этот разрыв указывает на то, что, возможно, наиболее убедительно в самопознании Харриса. Хотя он описывает свой проект как порождающий архив воспоминаний, он сетует, что спустя всего несколько недель после его окончания он уже ощущает атрофирование памяти. Было что-то в выполнении ритуала - активное участие, которое остаётся на удалении от зрителей фильма - что было важно для фиксации переживаний в памяти. Это заставляет вспомнить аргумент научного писателя Линна Келли о том, что мощные мнемонические методы так называемых "неграмотных" коренных народов намного превосходят всё, что возможно для большинства членов обществ, использующих письменность. Её основной пример - просветляющий:

Австралийские дворцы памяти аборигенов разбросаны по всей земле, структурированные дорожками песнопений... Песнопения - это последовательность мест, которые могут, например, включать скалы, которые обеспечивают лучшие материалы для инструментов, к дереву, имеющему особое значение или водопою. Это гораздо больше, чем навигационное средство. В каждом месте выполняется песня или история, танец или церемония, которые всегда будут связаны с этим конкретным местом, физически и в памяти. Песенная строка, таким образом, предоставляет оглавление для всей системы знаний, которое может быть пройдено в памяти, а также физически.

Акт перемещения по физическому пространству выделяется здесь по отношению к сегодняшнему дню. Действительно, в своём собственном описании проекта Харрис отмечает, что в том году он много путешествовал и что "ежедневная практика была своего рода эмоциональным спутником на этом пути". Кажется, что это был хрупкий, несовершенный и очень личный метод запоминания.

Возможно, это не совсем сработало, потому что, как и написанное слово, фотография - это технология, которая абстрагирует мир определённым образом, "моменты, более или менее иллюзорно похищенные из континуума времени", как выразилась в своих мемуарах в 2015 году американский фотограф Салли Манн. Американский нейробиолог Розалинд Картрайт предлагает связующую подсказку: "Память никогда не является точным дубликатом оригинала... Неудивительно, что, когда Харрис прекратил свой ритуал, его отношение к воспоминаниям утратило остроту - акт сотворения исчез. Но мы также можем задаться вопросом, что каждый из нас может обнаружить в создании нашей собственных практик памяти.

источник https://psyche.co/films/one-photo-per-day-for-more-than-a-year-exploring-how-rituals-affect-memory

редактура и адаптация Дмитрий Бобров

9 просмотров
Добавить
Еще
ЗДОРОВЬЕ и ИНТЕЛЛЕКТ
Наука, общество, медицина, здоровье, долголетие, лекарства и бады = блогинг и новости
Подписаться