ЗДОРОВЬЕ и ИНТЕЛЛЕКТ
Наука, общество, медицина, здоровье, долголетие, лекарства и бады = блогинг и новости
Read 13 minutes

Естественное и неестественное

"Естественные" средства метафизически непоследовательны и ненаучны. И всё же они предлагают то, чего не может дать современная медицина.

Ниже приводится список "природных средств", знакомых каждому, кто проявляет более чем мимолетный интерес к современному естественному исцелению. Он был составлен специально в апреле 2020 года в качестве протокола COVID-19 Кристиной Куомо, основательницей журнала посвящённого здоровью Purist, после того как она и её муж, ведущий CNN Крис Куомо (брат губернатора Нью-Йорка Эндрю Куомо), были поражены вирусом:

- Резонансное дыхание

- Пранаяма

- Очищающий печень напиток: один сырой зубчик чеснока, один апельсин, один лимон, столовая ложка кайенского перца, ложка оливкового масла, свежий имбирь и кусочек свежей куркумы.

- Цинк

- Добавка Алка С

- Витамин В [в оригинале не указан какой именно]

- Витамин D

- Глутатион

- Кверцетин

- Два лекарственных растения: дурнишник и магнолия

- Добавка Viracid [Вирацид]

- Витаминная капельница: магний, N-ацетилцистеин, витамин С с лизином, пролин и комплекс В, фолиевая кислота, цинк, селен, глутатион и кофеин

- Ванна с водой и отбеливателем [при принятии ванны, в воду добавляют немного отбеливателя]

- Устройство для подзарядки тела, [которое якобы] "посылает электрические частоты через тело для насыщения кислородом крови"

- Портативная устройство для [якобы] частотно-волновой терапии PEMF

- Аюрведическое питание

[Если пройдёте по ссылке, увидите что список более обширен, автор брал список из другой публикации. – прим. ред.]

У непосвященных разнообразие и сопоставление, безусловно вызывает диссонанс: индийская медитация рядом с "устройством для подзарядки тела", свежий сок для внутреннего очищения, а затем отбеливающая ванна для внешнего очищения. И потом, Кристина постоянно настаивает на "естественности" этих вмешательств во время обсуждения протокола. Сырой чеснок кажется достаточно естественным, как и дыхательные упражнения, но машина PEMF? Витамины и минеральные вещества, которые были переработаны и очищены для продажи в виде порошков, таблеток и капель? Что такое Вирацид? Существует множество возможных определений "естественного", но трудно представить себе достаточно ёмкое, чтобы вместить весь этот список.

Ещё большее недоумение вызывает повторяющееся смешение "естественного" с чем-либо "незападным", что само по себе является ярлыком исполняющим несколько ролей, охватывающим не только индийскую и китайскую медицину, но и местные медицинские подходы всех типов (включая традиции коренных народов и коренных американцев), Корпус Гиппократа (из Греции), гомеопатию (немецкое изобретение) и даже хиропрактику (разработанную в Айове в 1890-х годах).

Этот анти-истеблишментский подход к исцелению является глобальным феноменом, лучшим примером которого является "натуропатия", популярная система исцеления, впервые созданная в Германии в конце 19-го века. Как следует из названия, натуропатия призывает на помощь "естественность", чтобы связать воедино то, что в противном случае является фундаментально несопоставимыми подходами. Например, в берлинской клинике натуропатии Иммануила Целендорфа пациентам доступно огромное разнообразие доступных вариантов: пищевые добавки, настои с высокими дозами витамина С, лечение пиявками, как сухие вакуумные банки, так и с кровопусканием, и многие растительные лекарства – скопированные из Аюрведы, традиционной китайской медицины, швейцарской гидротерапии и "местных" традиций.

Не важно, что эти системы построены на принципиально разных метафизических системах и каузальных теориях болезни. Патологические "миазмы" гомеопатии и дисбаланс "инь-ян" китайской медицины, ци, чакры, хиропрактические подвывихи, гуморы, телесная "энергия", которая обновляется зарядным устройством Куомо или, если предпочитаете, корректируется практикующим рэйки, – всё это счастливо сосуществует, объединенное только их предполагаемой "естественностью", эффективностью [конечно же только на словах] и противоположностью тому, что насмешливо называют официальной западной медициной.

Еще два столетия назад, объединять их вместе, казалось бы, совершенно бессмысленным. Каждый из них представляет собой уникальный набор утверждений об этиологии заболеваний, разработанных в разных культурах в разные периоды времени с совершенно разными "медицинскими" системами. Хотя циклассической китайской медицины и Erzeugungskraft [дословно – производящая сила] гомеопатии кажутся похожими, когда переводятся как "энергия" и "жизненная сила", они не более связаны, чем сила инерции связана с силой Звездных войн. Методы лечения, основанные на ци, были разработаны задолго до зародышевой теории болезни; гомеопатия занимается исключительно микробным врагом.

Для исследователей ранней медицины попытки присвоить древние традиции, называя их "естественными", являются полным анахронизмом. Это правда, что корпус Гиппократа в Греции (около 400 до н. э.) и "Хуан-Ди нэй-цзин" (Трактат Желтого Императора о внутреннем) (около 300 до н. э.) – тексты, благоговейно цитируемые в кругах естественного целительства – представляли собой решающий поворот к натуралистической "медицине".

Но "натуралистический" в этом контексте относится именно к отказу от сверхъестественных этиологий, таких как демоны, духи, божества и умершие предки, наряду с терапиями, предназначенными для обращения к ним, такими как экзорцизм или молитва. Сегодня естественные вмешательства обычно противопоставляются неестественной хирургии и фармацевтике ("резать, отравлять и сжигать" – это внутренний жаргон для лечения рака с помощью операций, химиотерапии и облучения). В древнегреческом или китайском мире противопоставление между натуральными растительными лекарствами и неестественными химическими и хирургическими вмешательствами не имело бы никакого смысла. Поскольку они обращаются к болезни, не прибегая к магико-религиозным объяснениям, хирургия и лекарства естественны.

Другими словами, до недавнего времени стандартной оппозицией было не естественное и неестественное, а естественное и сверхъестественное, то самое противопоставление, которое характеризует светский научный натурализм и так называемую господствующую западную медицину, исключающую сверхъестественное. Мировоззрение современного естественного целительства, напротив, распространяет свою инклюзивность на широкий спектр духовных подходов, от шаманского ритуала до молитвы. Предложение Далай-ламы в январе 2020 года о том, что повторение мантр богине Таре может помочь сдержать COVID-19, несомненно, встретит больше одобрения со стороны Кристины Куомо, чем со стороны её критиков. Странным образом естественное стало включать в себя сверхъестественное, а не исключать его.

Вовлечение сверхъестественного исцеления становится возможным благодаря тому, что скептицизм и тщательное изучение почти полностью оставляют для неестественных вмешательств. Утверждения фармацевтических гигантов, ориентированных на прибыль, получают ревностные опровержения, в то время как эффективность и безопасность натуральных добавок остаются в значительной степени неоспариваемыми – не говоря уже о более чем 100 миллиардах долларов, ежегодно загребаемых компаниями и гуру естественного здоровья.

Или возьмем цитату Гиппократа: "Пусть пища будет твоим лекарством, а лекарство – твоей пищей", широко распространенную в публикациях о естественном исцелении (см., например, весенний выпуск журнала Purist magazine за 2019 год).

Вздор, по мнению Хелен Кинг, классициста* и ведущего исследователя Гиппократа. Когда я разговаривал с ней, она выразила разочарование по поводу того, как гуру здоровья присваивают эту цитату Гиппократу, которые, похоже, мало заботятся о его подлинном происхождении. "Текст, из которого он якобы взят, почти невозможно понять. Там просто написано "еда-лекарство-лекарство-еда", и никто точно не знает, как это перевести.

*Представитель системы образования, в основу которой положено изучение древних языков (древнегреческого, латинского) и античности.

Легко всплеснуть руками (как я когда-то сделал) из-за странности наречения акупунктуры естественной. "Как можно втыкать нитевидные иглы из стали в кого-то естественно?!" Разочарование быстро превращается в возмущение, когда слышишь о трагедиях, которые происходят под покровительством "естественного исцеления" – бессмысленных смертях детей, членов семьи, которые тратят разорительные суммы денег на ритуалы, призванные вызвать только ложную надежду.

Не должно быть никакого сочувствия к шарлатанам "естественного исцеления", которые способствуют смерти детей, точно так же, как не должно быть никакого сочувствия к производителям опиоидов, которые разрушили бесчисленные жизни, неустанно продвигая свой продукт. Впрочем, фармацевтические производители не являются чистым злом, и сторонники натуральной медицины не полностью заблуждаются. Я сочувствую тем, кто, подобно Куомо, обращается к естественному исцелению, особенно в кризисные времена. И я верю, что конвенциональная медицина могла бы помочь себе, принимая всерьёз некоторые особенности естественного – и, следовательно, сверхъестественного – исцеления, вместо того чтобы отвергать энтузиастов как легковерных или невежественных.

В своей книге "Рассказы о болезнях" (1988) американский психиатр и антрополог Артур Кляйнман утверждает, что переживание страдания вызывает два основных вопроса: "Почему я?" (вопрос недоумения) и "Что можно сделать?" (вопрос о порядке и контроле). Это не только физиологические вопросы, но и экзистенциальные. Больные люди – это не просто сломанные машины. Когда здоровье тела подорвано, это вы или любимый человек подорваны, а не объект. Вот почему онокобольные обычно описывают этот опыт как телесное предательство. Симптомы болезни представляют собой крах интимных отношений, разрыв доверия. Последствия этого разрушения тела превращают мир, который, когда-то был местом относительной безопасности – в определенные моменты даже своего рода раем, – в ад.

Современная медицинская наука намеренно отказывается давать экзистенциальные ответы. На вопрос "Почему я?", единственный честный ответ – часто мы не знаем. Даже когда есть ясный ответ – "Рак лёгких был вызван курением", – пациенты всё равно будут удивляться, почему они были поражены болезнью, когда так много других курильщиков – нет. Расширять ответ, обращаясь к генетике или окружающей среде, бесполезно, так как даже вместе эти переменные не могут объяснить само существование.

[Тут автор несколько лукавит. Медицина как наука не отвечает на вопросы философского плана, как никто не удивляется, почему в автомастерской не пишут картины маслом. У медицины по определению не стоят философские задачи, но определённо медицина способна ответить на вопрос «Почему я?» – потому что ваше тело, это живой организм, состоящий из клеток, которые способны мутировать, погибать и становиться раковыми под влиянием совокупности разных факторов, тем самым вызывая разные болезни и проблемы со здоровьем. То, что медицина может не знать, какая совокупность факторов, вызвала заболеванием именно у вас, не превращает эту проблему в философскую с точки зрения именно медицины. В медицине стараются изучать и разрабатывать методики изучения, что смочь ответить на озвученные выше вопросы: Почему я? и Что можно сделать? – прим. ред.]

Точно так же и ответы на вопрос, "Что можно сделать?" часто оказываются неудовлетворительными, потому что современная медицинская наука ограничивается самой болезнью, а не проблемой доверия. Когда вы больны, вы хотите выздороветь, но это ещё не все. Вы также хотите чувствовать себя в безопасности, что ваше тело и ваш мир не предадут вас снова, и что у вас есть некоторая агентность, чтобы избежать дальнейших предательств. В эти жизненно важные моменты нужды и кризиса современная медицинская наука предлагает мало возможностей. Она не рассказывает нам истории о гармоничном мире и силе нашей агентности в нём. Наоборот: заболев, мы попадаем в чужой мир и лишаемся агентности. Ослепительные флуоресцентные лампы, белые стены, заполнение бумаг, вопросы, тесты, ожидание и неопределённость, бесконечное изучение медицинских выписок/анализов, когда мир уже отнял у вас всякое чувство контроля – то, что Барбара Эренрайх в своей книге "Естественные причины" (2018) называет "ритуалами унижения".

Когда врачи писали рецепты от руки, их почерк был заведомо неразборчивым, что символизировало отсутствие необходимости в прозрачности. Безликие корпорации, производят лекарственные средства, непостижимыми методами. Работает лекарство или нет, обусловлено биологическими принципами, которые большинство из нас лишь смутно понимает. Даже названия звучат чуждо – Абраксан, Таксотер, Кселода, Тиоплекс, Гемзар – и ни одно из них не доступно без рецепта.

В своё время магико-религиозные повествования и ритуалы затрагивали проблемы, лежащие за пределами медицинской науки. По мере того, как сфера влияния религии сужается, становится всё труднее давать явно сверхъестественные – или, если угодно, экзистенциальные – ответы на вопрос "Почему я?" и "Что можно сделать?" вопросы, связанные с заболеванием. Парадигма научного натурализма, в которой работает современная медицина, не может заполнить этот пробел, поэтому люди реагируют на экзистенциальное предательство, связанное с заболеванием, глядя в другом направлении. Вот тут-то и вступают в игру "природа" и "естественность".

В важном смысле "естественное" – это просто сокращение для чего-то вроде "вне господствующей системы", что объясняет ошеломляющее разнообразие подходов в списке Purist, многие из которых технологичны и взяты из мешанины метафизических систем. Категория "естественное исцеление" не предназначена для разграничения набора подходов, выбранных в соответствии с систематическими критериями. Скорее, она возникла органически из базовых человеческих потребностей, собирая воедино всё, что может помочь страдающим людям справиться болью, которая выходит за рамки биологии.

Как ответы на вопросы Клейнмана (Почему я? и Что можно сделать?), машина PEMF, витаминные добавки, отбеливающая ванна, энергетическое исцеление и аюрведическая пища – всё это имеет смысл. Они предоставляют пациентам свободу действий. Все они доступны непрофессионалу. Объяснения имеют смысл или кажутся таковыми без какого-либо глубокого понимания биологии или химии. Дыхательные упражнения помогают нам направлять "поток вибрационной жизненной энергии". Детоксикация "очищает" организм от опасных элементов. Витамины восполняют дефицит и "укрепляют" иммунную систему. Подобно молитве, и в отличие от химиотерапии или вакцин, они обращаются не к конкретной болезни, а к любому виду текущего или возможного страдания. Что можно сделать? Очень многое, оказывается, и это в вашей власти. Вы можете сделать своё тело цельным, сбалансированным, очищенным и обновленным с помощью ингредиентов из вашей кладовой и энергетической машины, доступной на eBay. Никакой страховки или рецепта не требуется.

Метафизически "естественное исцеление" не является внутренне последовательным. Однако слово и идея "естественный" незаменимы, потому что они содержат удовлетворительный экзистенциальный ответ на вопрос "Почему я?". Большинство древних медицинских систем рассматривают хорошо упорядоченное человеческое тело как микрокосм большего, гармонично упорядоченного целого. Баланс Инь и Ян, который делает возможным человеческое здоровье, отражает естественное космическое равновесие, которое управляет здоровьем наций и всего природного мира. Страдание всегда является результатом отклонения от естественного порядка вещей. Этого можно избежать, перестраивая себя в соответствии с порядком, который является одновременно физическим и метафизическим. Грех, возможно, больше не является вероятной причиной болезни, но неестественная деятельность – грех, секуляризация– сохраняется.

Человеческое тело как место неестественного вреда особенно убедительно, поскольку мы постоянно сталкиваемся с вредом, который технология наносит природному миру. Виды животных, созданные миллионы лет назад, исчезли в один геологический миг. Древние реки, замутнённые отходами. Земля выпотрошена и выжжена, испарения нагревают планету. Эти трагедии – продукт технологии, развернутой в массовом масштабе, – угрожают как телу Земли, так и отдельным человеческим телам. Миллионы людей испытывают отвращение, живя рядом с фабриками, промышленными, сельскохозяйственными и другими символами неестественной современности. "Западная медицина", отвергнутая "естественным исцелением", является синекдохой для современного западного мира. [Автор витиевато поясняет, что в умах людей, конвенциональная медицина, является часть/продолжением разрушающего технологического подхода. – прим. ред.]

COVID-19 легко вписывается в объяснительные рамки естественных систем, повреждённых неестественной современностью. Пандемии – это наше наказание за эксплуатацию природы: вырубка лесов, где живут летучие мыши, торговля экзотическими дикими животными, промышленное животноводство. Представив эту бинарность, почему бы не бороться с возникающей болезнью чем-то естественным, вместо того чтобы использовать "неестественные" подходы, которые обязаны своим существованием той самой системе, которая вызвала проблему с самого начала.

Почему мы? Потому что мы нарушили естественные системы. Что можно сделать? Восстановите себя и мир, восстановив всё в естественном равновесии.

Экзистенциальное объяснение, путь к спасению для человечества и его дома – вот почему неправильный перевод Гиппократа должен включать в себя слово твоя, как будто взятое непосредственно из Библии Царя Иакова.

[Автор подразумевает что это изречение, станет напоминать божественное откровение, так как в Библии часто упоминается слово "твой". В одном из переводов, слово « твой» встречается 787 раз. – прим. ред.]

Вот почему журнал Кристины Куомо называется Purist*. Естественное исцеление подтверждает существование благожелательной божественной силы, которая стремится поддерживать жизнь и охранять наше здоровье. Столкнувшись с кризисом здоровья, нам может потребоваться то, что биоэтик Инсу Хен называет "терапевтической надеждой", – медицинские вмешательства, которые, помимо многообещающей эффективности, также создают смысл.

*Пурист - приверженец сохранения изначальной чистоты. - прим. ред.

Этот ракурс, а не "естественность", является лучшим способом взглянуть на протокол COVID-19 от Purist, который его основатель приписывает натуропату Линде Ланкастер. Ланкастер основала Light Harmonics, целительную систему, "основанную на философии йоги, аюрведы, антропософии, традиционной китайской медицине, натуропатии и гомеопатии". Ланкастер и Light Harmonics учат пациентов "получать доступ к жизненной силе своего тела и заботиться о ней" для исцеления … чтобы активизировать способность нашего тела оставаться здоровым в мире сил, бросающих нам вызов и помочь нашему телу исцелиться, когда мы больны. Эта сила существует в каждом человеке, независимо от его возраста, текущих проблем со здоровьем или предрасположенности.

Медицинская этика диктует, что терапевтическая надежда не способна превратиться в ложную надежду или ложь, а это означает, что медицинская наука должна оставаться эпистемологически ограниченной честностью относительно пределов своей власти и ответов, которые она может дать.

Целители, такие как Ланкастер, не связаны этими ограничениями. Но, как показали Клейнман и другие врачи, когда люди заболевают или боятся заболеть, религиозные лидеры и "естественные целители" – которые сегодня часто являются одним и тем же – не должны быть их лучшим средством при экзистенциальных страданиях от болезней и способом излечиться.

При реформировании медицины стоимость и эффективность не должны быть основными критериями, даже если они наиболее легко поддаются количественной оценке. Вместо этого мы должны больше сосредоточиться на гуманности относительно пациентов. Врачам нужно дать время выслушать своих пациентов – не обязательно потому, что это позволит им легче выявлять и лечить болезни, но потому, что приглашение рассказать свою историю является неотъемлемой частью процесса исцеления. Конвенциональной медицине не нужно менять научный натурализм на противоречивую кучу "естественной медицины" анти-истеблишментской инклюзивности*. Но было бы неплохо обратиться к потребности в метафизическом утешении, которое объясняет, почему пациенты ищут "естественную медицину", несмотря на эти противоречия.

*подразумевается, что подход в работе "естественной медицины" направлен на противоположную истеблишменту часть общества и это является значимым её атрибутом. Чего, я персонально никогда в этой "медицине" не замечал. – прим. ред.

От редактора

Я добавлял кавычки к таким словам и их сочетаниям как "естественна медицина", так как в наше время, медициной принято называть науку, у которой есть подходы в изучении как тела человека, так и подходов относительно его здоровья, как физического, так и психического. Называть медициной, выдуманные, культистские практики, в том числе придуманные только для извлечения прибыли, было бы не верным.

Так же я считаю маркетинговым трюком называть подобные методики "альтернативной медициной". Любая методика или средство, чьи эффекты были показаны в исследовании, относиться к медицине и альтернативным может быть только другая методика или средство, в рамках конвенциональной медицины.

Как нет альтернативной химии, или альтернативной биологии, так и не может быть альтернативной медицины.

Автор Алан Джей Левинович / Alan Jay Levinovitz- адъюнкт-профессор философии и религии в Университете Джеймса Мэдисона в Вирджинии.

источник эссе https://aeon.co/essays/natural-healing-is-metaphysically-incoherent-but-valuable

редактура, комментарии и адаптация Дмитрий Бобров

3 views
Add
More
Наука, общество, медицина, здоровье, долголетие, лекарства и бады = блогинг и новости
Follow