Немецкая философия
Немецкая философия
https://telega.at/deutschephilosophiee
Читать 5 минут

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Image for post

Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника - Георга Людвига Гегеля (1733—1799 годы), секретаря казначейства при дворе герцога Вюртембергского Карла Евгения. Предки Гегеля относились к лютеранам из Каринтии (они были изгнаны из Австрии в XVI веке в ходе Контрреформации, и обосновались в Швабии). Отец Гегеля придерживался мнения о том, что школьного образования его сыну недостаточно: он нанял педагогов для сына, которые ходили к ним на дом. Ученый хорошо учился, за свои успехи в учёбе получил награды. С самого раннего детства он много читал. Все карманные деньги он тратил на книги, часто посещал городскую библиотеку, в которой читал книги о науке и философии. Между тем он плохо разбирался в художественной литературе.
Юность Гегеля прошла на фоне расцвета немецкой литературы, но он игнорировал классику и зачитывался бульварной литературой. Он также увлекался античной литературой, уважал творчество Софокла и Еврипида, переводил Эпиктета и Лонгина. Любовь Гегеля к античности сохраняется до конца его жизни.

В октябре 1788 года он заканчивает гимназию.

В 1788—1793 годах учится в Тюбингенском теологическом институте (богословской семинарии) при Тюбингенском университете, где слушает философские и теологические курсы, защищает магистерскую диссертацию, получает герцогскую стипендию.

Из своих сокурсников Гегель был дружен с Шеллингом и поэтом Гельдерлином. Принадлежал с ними к студенческому политическому клубу, увлекался идеями Французской революции.

Image for post

В 20 лет Гегель стал магистром философии. Три последних года в университете были посвящены богословию. Гегель успешно сдал экзамены. Однако священником становиться не хотел. Возможно, причины лежали в антипатии Гегеля к церкви, зародившейся ещё во время учёбы.

  • 1801-1805 — приват-доцент Йенского университета;
  • 1805-1806 — экстраординарный профессор Йенского университета. В Йене Гегель написал свою знаменитую работу «Феноменология духа», закончив её в октябре 1806 года во время битвы за Йену;
  • 1807-1808 — редактор газеты в Бамберге;
  • 1808-1816 — ректор классической гимназии в Нюрнберге;
  • 1811 - женился на Марии Елене Сузанне фон Тухер (1791—1855), семья которой принадлежала к баварской знати;
  • 1816-1818 — профессор философии в университете Гейдельберга (место, которое ранее занимал Якоб Фриз);
  • с 1818 г. — профессор философии в университете Берлина (место, которое когда-то занимал И. Г. Фихте).

В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики - такого перехода одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, то есть содержат отрицание самих себя. Именно поэтому диалектика, согласно Гегелю, - «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость», метод исследования, противоположный метафизике.

Необходимость и движущее начало диалектического процесса заключается в самом понятии абсолютного, которое не может относиться просто отрицательно к своему противоположному (не абсолютному, конечному); оно должно заключать его в самом себе, так как иначе, если бы оно имело его вне себя, то оно им ограничивалось бы — конечное было бы самостоятельным пределом абсолютного, которое таким образом само превратилось бы в конечное. Следовательно, истинный характер абсолютного выражается в его самоотрицании, в положении им своего противоположного, или другого, а это другое, как полагаемое самим абсолютным, есть его собственное отражение, и в этом своём небытии или инобытии абсолютное находит само себя и возвращается к себе как осуществлённое единство себя и своего другого.

В своем труде «Феноменология духа» (1807 год) Гегель ставит задачу преодоления точки зрения обыденного сознания, признающего противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность представляется возможным путём развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит путь, который прошло человечество в течение своей истории. В результате этого человек, по умозаключениям Гегеля, оказывается в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, «мирового духа», для которого больше не существует противоположности субъекта и объекта, «сознания» и «предмета», а существует абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.

Достигнув абсолютного тождества, философия попадает в свою подлинную стихию — стихию чистого мышления, в котором, согласно Гегелю, все определения мысли развёртываются из неё самой. Это — сфера логики, где протекает свободная от субъективных привнесений жизнь понятия.

Image for post

Философия, как откровение абсолютного в его абсолютной форме, принимается Гегелем как постепенное осуществление единой истинной системы, а не в виде совокупности различных систем. Все когда-либо выступавшие философские начала и воззрения представляли в конкретно-исторической форме последовательные моменты и категории гегелевой логики и философии духа. Так, например:

  • понятие бытия всецело определяет философию элеатов;
  • Гераклит представляет das Werden;
  • Демокрит - das F ü rsichseyn;
  • платонова философия вращается в категориях сущности;
  • аристотелева — в области понятия,
  • неоплатонизм, резюмирующий всю древнюю философию, представляет последний отдел логики — цельную идею (жизнь, или душа мира, познание, или ум, абсолютная идея, или единое сверхсущее);
  • новая философия, философия духа, у Картезия на ступени сознания (рассудочного) и субстанции;
  • у Канта и Фихте - на ступени самосознания, или субъективности;
  • у Шеллинга и Гегеля - на ступени разума, или абсолютного тождества субстанции и субъекта.

Ступени познания мира (философия духа):

  • субъективный дух (антропология, феноменология, психология),
  • объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность),
  • абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Фридрих Энгельс в 1886 году писал:
«…гегелевская система охватила несравненно более широкую область, чем какая бы то ни была прежняя система, и развила в этой области ещё и поныне поражающее богатство мыслей. Феноменология духа (которую можно было бы назвать параллелью эмбриологии и палеонтологии духа, отображением индивидуального сознания на различных ступенях его развития, рассматриваемых как сокращенное воспроизведение ступеней, исторически пройденных человеческим сознанием), логика, философия природы, философия духа, разработанная в её отдельных исторических подразделениях: философия истории, права, религии, история философии, эстетика и т. д., — в каждой из этих различных исторических областей Гегель старается найти и указать проходящую через неё нить развития. А так как он обладал не только творческим гением, но и энциклопедической учёностью, то его выступление везде составило эпоху. Само собой понятно, что нужды «системы» довольно часто заставляли его здесь прибегать к тем насильственным конструкциям, по поводу которых до сих пор подымают такой ужасный крик его ничтожные противники. Но эти конструкции служат только рамками, лесами возводимого им здания. Кто не задерживается излишне на них, а глубже проникает в грандиозное здание, тот находит там бесчисленные сокровища, до настоящего времени сохранившие свою полную ценность».

Л. фон Мизес в своей работе «Теория и история» (1957 год) писал:
«В философии Гегеля логика, метафизика и онтология в сущности тождественны. Процесс реального становления — это аспект логического процесса мышления. Схватывая законы логики при помощи априорного мышления, разум обретает точное знание реальности. Не существует дороги к истине, кроме той, которая обеспечивается изучением логики.

Специфическим принципом логики Гегеля является диалектический метод. Мышление движется трёхчастным путём. От тезиса к антитезису, то есть к отрицанию тезиса, a от антитезиса к синтезу, то есть к отрицанию отрицания Тот же самый тройственный принцип проявляется и в реальном становлении. Ибо единственной реальной вещью во Вселенной является Geist (разум или дух). Материальные вещи не обладают для себя бытием. Субстанция материи находится вне её, дух есть у себя бытие. То, что называется действительностью — помимо разума и божественного действия — в свете этой философии есть нечто гнилое или косное (ein Faules), которое может казаться, но не является в себе действительным».

Философия Гегель The School of Life
Философия Гегель The School of Life07:02
477 просмотров
Добавить
Еще
Немецкая философия
https://telega.at/deutschephilosophiee
Подписаться