Деконструкция Деструкции
Деконструкция Деструкции
Разбираем и анализируем проблемы общества, чтобы сделать его лучше.
Читать 7 минут

«Моргенштернизация» головного мозга как диагноз современного общества. Разбираем феномен Моргенштерна.

Image for post

Не важно, сколько вам лет и какой у вас социальный статус, – вы наверняка хоть раз слышали это имя, ведь в 2020 году оно звучало из каждого утюга: его обсуждали в интернете, на телевидении, на радио, в журналах, у вас на кухне – в общем, везде, где можно и нельзя. Человек-эпатаж, рекордсмен по дизлайкам в Youtube, «Женщина года 2020», великий и ужасный Алишер Моргенштерн или просто Моргенштерн (в миру – Алишер Валеев).

В данной статье мы рассмотрим Моргенштерна в большей степени как явление современного общества, нежели как отдельную личность. Ибо история его становления и успеха является ярким примером того, что сейчас происходит в обществе.

На биографии нашего «героя» подробно останавливаться не будем, выделим лишь основные моменты. С высшим образованием у парня не задалось: его отчислили из двух университетов за непристойное поведение и неуспеваемость (кто бы мог подумать). Впрочем, будущий долларовый миллионер не растерялся и, чтобы окончательно избавить себя от судьбы «неудачника, который работает в офисе за 30 000 в месяц», набил себе на лице вульгарное тату (кстати, это распространенная практика у западных рэперов, чтобы «не быть рабом системы» и показать свою индивидуальность). С этого момента стал активно развиваться в медиапространстве: играл в своей рок-группе и вел канал на Youtube, где разбирал музыку и пародировал рэперов. Также стал заниматься разоблачением продажных блогеров и даже вел задушевные разговоры со своими подписчиками о мотивации и морали. В то время он создавал впечатление доброго и душевного парня.

Image for post
Добрый Алишер, которого мы потеряли.

Шло время. Популярность росла и заработок тоже. Но восходящей звезде этого было мало. Алишер понял, что просто добротой и честностью большие деньги не заработаешь в меркантильном обществе. А совесть, принципиальность, мораль – всего лишь условности, которые мешают жить «на полную катушку». По законам шоу-бизнеса надо чаще эпатировать публику и постоянно «быть на хайпе». Так и вырвался на свободу настоящий Моргенштерн, которого уже не сдерживали рамки ханжеских условностей. И если раньше «доброму Алишеру» приходилось постоянно благодарить своих подписчиков, то «настоящий Моргенштерн» мог себе позволить открыто называть всех «баранами» и «тупыми». Смешно, но некоторые поклонники полюбили его еще больше за такую честность, чем и подтвердили его слова. Не удивительно, что Моргенштерн также рекламировал капперов-мошенников, чтобы дополнительно заработать на своей доверчивой аудитории (кстати, этим «грешат» сейчас многие блогеры).

Возможно, кто-то из вас сейчас скажет: а почему он должен нести за кого-то ответственность, если люди сами не хотят думать своей головой, а родители не могут нормально воспитать своего ребенка? Да, вы правы. Как известно, сейчас никто никому ничем не обязан. И если человек утратил чувство ответственности перед своими поклонниками, то формально никто не вправе обвинить его в этом, т.к. это его личное дело (до тех пор, пока он не нарушает закон, конечно). Но здесь вспоминается фраза: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Забавно, но эта фраза подходит к отношениям кумир-поклонник, ибо поклонники зачастую слепо доверяют и подражают своему кумиру. Тем более не стоит забывать, что основная аудитория таких «звезд» – дети и подростки, у которых банально не сформировано критическое мышление. А с учетом того, что общий морально-интеллектуальный уровень значительно понизился за последние десятилетия, то и не все взрослые люди сейчас обладают полноценным критическим мышлением. К сожалению, в нынешних реалиях соблазн быстрого обогащения за счет несмышленых фанатов перевешивает чувство моральной ответственности перед ними.

Также Моргенштерн смекнул, что не обязательно создавать сложную и уникальную музыку, чтобы быть популярным. Наоборот – чем проще, тем лучше. Не важен голос, текст и рифма – их можно заменить банальными междометиями и матом. Главное, чтобы бас «качал» – этого вполне достаточно для сегодняшней публики. Причем все необходимые элементы можно «позаимствовать» у кого-то другого. Конечно, Моргенштерн не первый, кто догадался об этом, ведь все его коллеги по цеху давно работают по той же схеме. А основной элемент этой схемы прост: берем западные тренды и адаптируем под свой рынок. Хотя сейчас адаптировать то особо и не надо, ведь благодаря экспансии западной культуры, ценности во всех цивилизованных странах теперь одинаковые. Вот и содержание треков у отечественных и зарубежных рэперов одинаково примитивное, которое можно описать одной строкой: «деньги-тачки-телки-шмотки-наркота». В общем, мышление общества потребления во всей своей красе. Как говорится, стильно, модно, молодежно. Что? Неужели вы не хотите кидаться деньгами, жить в особняке, носить дизайнерскую одежду, ездить на спортивных авто, пить элитный алкоголь и жить без обязательств? Ну какие-то вы несовременные, ей-богу! Помимо смыслового наполнения песен, неизбежно возникает и другой недостаток таких музыкантов – они вторичны и посредственны, т.к. являются калькой со своих западных «старших братьев». Западные аналоги копируются полностью: внешний вид, музыка, стиль исполнения, образ жизни. Такое вот импортозамещение.

Image for post
А вот и западные «старшие братья». Посмотрите на эти «одухотворенные» лица.

Я уже вижу, как молодые люди побежали писать гневные комментарии в стиле: «Ты ничего не понимаешь, они действительно талантливые, вон и музыкальные критики их хвалят, и награды им дают». Хм… вот Моргенштерна наградили титулом «Женщина года», но ведь это не значит, что он действительно женщина, правда? Не достаточно просто одеться как женщина, чтобы стать настоящей женщиной. Также и с талантом. Не забывайте, что это – шоу-бизнес, в котором главная цель – заработать денег. Здесь популярность является мерилом таланта, потому что с помощью популярности зарабатываются большие деньги. Но в массовой культуре популярность далеко не всегда пропорциональна таланту. Ведь есть способ проще – эпатаж, благодаря которому ты будешь постоянно у всех на слуху, а значит и популярным. Вот только таких «талантливых» с каждым годом становится все больше, соответственно, конкуренция растет. И то, что совсем недавно считалось возмутительным, теперь является обычным делом. Поэтому и приходится молодым звездам «пробивать очередное дно», чтобы достичь высот популярности. А продюсеры и музыкальные лейблы с радостью готовы взять «талантливых ребят» под свое крыло и платить им большие деньги, понимая, что с помощью них заработают еще больше. Такова современная конъюнктура рынка.

А как на все эти явления реагирует государство? Да в целом нейтрально. Нет, конечно, отдельные чиновники могут поворчать на тему «Ох, молодежь сейчас испорченная, надо что-то с этим делать!», и пытаются организовывать всевозможные проверки. А иногда обсуждаются разные общественные инициативы, например, принять ограничительные меры в отношении распространения творчества такого рода деятелей. Хм… а может для начала надо перестать рекламировать таких персонажей на федеральном телевидении? Нет же, мы видим обратное – их активно приглашают на федеральные каналы. Почему? Да потому что такие «гости» повышают рейтинги федеральным телеканалам, а рейтинги конвертируются в деньги. Именно деньги, прибыль сейчас стоят во главе всего, все превратилось в бизнес: образование, наука, медицина, культура, творчество. Неизбежно и люди «пропитались» этой тотальной коммерциализацией: все хотят извлечь только свою выгоду от всего, что они делают и того, что происходит вокруг них. И желательно еще использовать для извлечения прибыли готовые наработки кого-то другого, чтобы самому лишний раз не напрягаться и не придумывать что-то новое. Помнится, кто-то собирался воспитывать «квалифицированных потребителей». Ну так вот он, прогрессивный потребитель общественных благ. Получите, распишитесь. Поэтому смешно слышать от чиновников про ценность знаний, культурное возрождение России и укрепление «духовных скреп».

А совсем недавно отношения между государством и Моргенштерном омрачились из-за его неосторожного высказывания о праздновании Дня Победы. Напомню, что в своем интервью (одной, тоже весьма эпатажной и любящей деньги, персоне) Моргенштерн выразил искреннее непонимание важности празднования победы, которая была 76 лет назад. Также он предположил, что «наверное, гордиться просто нечем» и упомянул о необходимости новых достижений в стране, чтобы не праздновать только старые заслуги. Неутомимый голос Кремля Дмитрий Песков прокомментировал данные высказывания, выразив сожаление о том, что некоторые молодые люди не понимают важность праздника, и посоветовал поговорить с ветеранами на эту тему. Но не успел Моргенштерн воспользоваться этим советом, как с ним решили «поговорить» сами ветераны (а точнее движение «Ветераны России»), а затем и Глава Следственного Комитета. Такие «разговоры» Моргенштерн решил переждать за границей. И здесь хочется спросить у представителей власти: а чего вы ожидали от «потребителя», у которого есть только одна ценность – деньги? Ведь заигрывание государства с такими «лидерами мнений» приводит только к большему раздражению общества. Безусловно, День Победы – великий и важный праздник, который необходимо помнить. Но, все же, кое в чем Моргенштерн прав: по настоящему значимых достижений со времен СССР у нас действительно не наблюдается, увы. Более того, в плане общественных отношений и сознания общества наблюдается наоборот только деградация (и то, что такие люди как Моргенштерн становятся лидерами мнений, это доказывает). Основные технологии, которыми мы пользуемся сегодня, либо советские, либо купленные у других стран. И если уж объективно рассматривать ситуацию по поводу уважительного отношения к своей истории, то государственным деятелям стоило бы начать с себя, ибо за последние 30 лет было столько антисоветских и антиобщественных высказываний и фильмов с государственной поддержкой, что никакие моргенштерны не сравнятся с этим потоком грязи. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Image for post
Деньги – видимо, главная жизненная ценность Моргенштерна.

В итоге можно сказать, что популярность таких «музыкантов», как Моргенштерн, является закономерным результатом деградации общества. Если раньше подобные персоны выступали только в подвальных ночных клубах и гаражах, то сейчас они звезды федерального масштаба, выступающие на крупнейших площадках страны. Причем данная тенденция наблюдается во всем мире, к сожалению.

В качестве послесловия, хотелось бы уточнить некоторые моменты. Цель данной статьи не в том, чтобы очернить кого-либо или привнести дополнительный негатив в нашу, и без того нелегкую, жизнь. Данная статья – это анализ текущей общественной ситуации. Анализ сам по себе не может быть негативным или позитивным – он нейтрален. Не стоит думать, что все плохие и все безнадежно пропало. И сегодня есть немало здравомыслящих людей (в том числе, среди молодежи), которые осознают весь абсурд происходящего вокруг. Поэтому анализируйте, и не позволяйте своему «внутреннему моргенштерну» завладеть вами!

67 просмотров
Добавить
Еще
Деконструкция Деструкции
Разбираем и анализируем проблемы общества, чтобы сделать его лучше.
Подписаться