Daniel Ustavitsky
Daniel Ustavitsky
Читать 3 минуты

Исход евреев глазами египтян


Image for post
Михаил Туваль

Михаил Туваль

Историк-религиовед, PhD. Закончил Бар – Иланский университет по специальности «Востоковедение», а затем магистратуру в Еврейском Университете в Иерусалиме по специальности «Еврейская история периода Второго храма». Там же защитил докторскую диссертацию по древнееврейской истории. В течение трех лет был членом группы, изучавшей трансформацию античного иудаизма «из религии храма в религию общины» (Центр Схолион, Еврейский Университет в Иерусалиме). Два года занимался исследованием греческого языка евреев греко-римской диаспоры и их теологических взглядов. Преподавал в Еврейском университете в Иерусалиме на кафедре еврейской истории и в Школе Иностранных студентов им. Ротберга. Был в постдокторантуре при Университете г. Фрибура (Швейцария), а в настоящий момент занимается исследованиями при Университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене (Германия). Автор книги From Jerusalem Priest to Roman Jew: On Josephus and the Paradigms of Ancient Judaism (Tübingen: Mohr-Siebeck, 2013). Научный редактор нового русского перевода и комментария четырех Маккавейских книг (Москва-Иерусалим: Мосты Культуры-Гешарим, в печати). В Израиле с 1991 г.


Image for post
«Смерть первенца фараона», Лоуренс Альма-Тадема

Насколько возможно судить по фрагментарным свидетельствам, самые ранние грекоязычные авторы (например, философ-перипатетик Клеарх из Сол, бывший учеником Аристотеля) относились к евреям с уважением, почитая их за «народ философов». Более поздняя языческая литература дает понять, что спустя какое-то время ситуация изменилась в худшую для евреев сторону: к концу I в. н. э. схожие антиеврейские традиции были в ходу практически во всех частях Восточной Римской империи. Однако наиболее ранние проявления антисемитизма были зафиксированы в Египте.

Первые свидетельства антиеврейской деятельности египетского религиозного истеблишмента датируются V в. до н. э.: из переписки евреев, проживавших в военной колонии на острове Элефантины (в Верхнем Египте), мы узнаем о том, что египетские жрецы разрушили находившийся там еврейский храм. Возможно, поводом для этого послужило тот факт, что евреи приносили в жертву животных, священных в понимании египтян. Именно абсолютная несовместимость еврейских и египетских религиозных воззрений, по всей видимости, дала наиболее сильный толчок к зарождению антисемитизма в Египте.

Как известно, еврейская традиция исхода из Египта рассказывает о том, как еврейский Бог покарал упрямых египтян страшными казнями и «судил их богов», которые оказались бессильными перед его лицом (фараон также считался одним из божеств). Вдобавок к этому египтяне описаны в этих традициях крайне нелестно, а египетские мудрецы предстают колдунами и шарлатанами. Стоит отметить, что еврейская литература эллинистического и римского периодов (бóльшая часть которой происходит из Египта) продолжает библейскую традицию, высмеивающую египетские культы как наиболее примитивную и нелепую форму язычества (например, в «Премудрости Соломона»), а египтян — как самых низменных из людей (Филон Александрийский).

Мы располагаем свидетельствами того, что уже в III в. до н. э. египетские интеллектуалы распространяли альтернативные версии об истоках и истории евреев. Эти версии были основаны на двух источниках — Книге Исхода (Шмот) и египетских воспоминаниях о том, что когда-то в древности Египет подвергся вторжению азиатов. История правления этих семитов-азиатов над Египтом оставила болезненный след в египетской коллективной памяти. Наиболее ранняя египетская версия о происхождении евреев принадлежит перу жреца Манефона, который представлял их варварскими и богохульными захватчиками, вторгшимися в Египет (в другой версии — прокаженными), а Моисея — египетским жрецом-отступником и изменником, глумившимся над египетскими святынями и издевавшимся над другими священнослужителями.

Более поздние египетские авторы придумывают дополнительные детали об Исходе, объясняя «человеконенавистнические», с их точки зрения, традиции евреев пережитыми ими в пустыне мучениями и заболеваниями. Например, Апион сообщает, что слово «шаббат» происходит от египетского слова «саббатосис», которым египтяне называют заболевание в паху.

Город, основанный евреями в Иудее, египтяне называют Гиеросулы, что можно перевести с греческого как «Святотатск». Здесь же зарождается идея о том, что евреи поклоняются голове осла — это связано с тем, что еврейский Бог отождествлялся египтянами с Сетом-Тифоном, египетским сатаной, который нередко изображался с ослиной головой. Уже в этот период появляются ставшие впоследствии широко известными и распространенные уже в Новое время антисемитские наветы, обвиняющие евреев в ритуальных убийствах и каннибализме.

Подводя итог, стоит отметить, что несмотря на то, что зародились эти антисемитские традиции в эллинистическом и ранне-римском Египте в контексте языческо-иудейской полемики, довольно быстро они пересекли границы этой страны, о чем, например, свидетельствуют антиеврейские высказывания Тацита.

ИСТОЧНИК

67 просмотров
Добавить
Еще
Daniel Ustavitsky
Подписаться