Daniel Ustavitsky
Read 20 minutes

Обрезание: анализ происхождения и развития обряда

Бакалаврант теологии Татьяна Чурсина


Обряд обрезания возник в древние времена, его существование упоминается в еврейских, египетских и сирийских религиозных традициях. Библия повествует о возникновении обряда обрезания как постановления завета между Богом и Авраамом. Исследованием данной темы занимались такие ученые, как Джек Сассон, Гектор Авалос, Рональд Голдман, Говард Айлберг-Шварц, Джордж Фукарт, Давид Галлахер и другие. Проблематика заключается в отсутствии единого понимания назначения данного обряда. Исследователи приписывают обряду медицинские, магические, ритуальные цели, однако не был достигнут консенсус понимания в этом вопросе.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБРЯДА ОБРЕЗАНИЯ

Древние документы

В Египте самым ранним доказательством мужского обрезания служит рельеф стены в гробнице Анкмахора в Саккаре, в 15 милях к юго-западу от Каира. На ней изображены два мальчика, которым священники совершают обрезание. Обряд походит на посвящение в период полового созревания.

Стелла Нага-Эд Дер (Cредний Египет, 2300 до н.э.) повествует о приношении, которое дают «царь и Анубис, Который на Своей Горе, Тот, Кто находится в Уте, Господь Святой Земли, призывая приход Графа, Носителя Печати, Единственного Спутника и Лектора Священника, почтенного Великим Богом, Владыкой Неба Ухом, который говорит: «Я был одним возлюбленным у своего отца, любимым у его матери, которую любили его братья и сестры. Когда я был обрезан со 120 мужчинами, не было никого, кого бы я ударил, и никого, кто ударил бы меня среди них; не было никого, кого бы я поцарапал, и никого, кто поцарапал бы меня среди них». [15, с.326] Этот момент напоминает записанный в книге Бытие 17:23, где Авраам должен обрезать всех в своем доме в тот же день, когда совершено и его собственное обрезание.

Отдельное лекарство от кровотечения после операции также упоминается в Папирусе Эберса (1550 г. до н.э.). Необрезанные также упоминаются в Великой Карнакской надписи, которая описывает празднование победы Египта над ливийцами во время правления Мернептаха в девятнадцатой династии. После триумфального возвращения солдат были подсчитаны мертвые и плененные с перечислением числа необрезанных крайних частей плоти побежденных войск. Дополнительная ссылка на обрезание найдена в надписи VI века на стелле Пия, которая объясняет, что нубийские солдаты-захватчики не смогли войти во дворец, потому что они были необрезаны. [3]

Египетским документом, проливающим свет на обрезание, является палитра «The Battlefield Palette», находящаяся в Британском музее и датируемая 3100 до н.э. На палитре изображены обрезанные пленники, которых атакует лев и стервятники. Вероятно, пленники не были египтянами, но чужаками, которых фараон хотел уничтожить своей властью. [6]

Еще одно свидетельство из Долины Амук (Северная Сирия, ок. 3200 г. до н.э.) говорит о том, что возникла хорошо развитая металлургическая промышленность, производящая новые кремни, в частности, тип клинка, известный под названием «Canaanean». Помимо этих кремней из числа бронзовых фигурок, раскопанных в последующем слое, три мужчины-воина выглядят обрезанными в древнем израильской манере, то есть, когда крайняя плоть полностью обнажена. Сассон делает вывод, что египетское слово «крайняя плоть» qrn.t, несомненно, является фонетическим воплощением семитского grlt, еврейского orlah. Это может свидетельствовать о том, что концепция обрезания проходила с севера на юг, а не наоборот. [5, c.32]

Несмотря на количество источников нет указания на то, что обрезание было обязательным для всех египтян мужского пола. Джек Сассон предполагает, что наличие обряда предполагалось при определенной иерархии и звании в древне-египетском обществе. Однако наиболее значимым является сам факт наличия мужского обрезания в Египте, тогда как нет упоминания о практике обрезания в таких народах, как аккадцы, ассирийцы и вавилоняне.

Точки зрения относительно природы обряда

Взгляды исследователей на природу обряда обрезания неоднозначны. Геродот предполагает, что обрезание произошло в Египте и распространилось по Средиземному морю к Финикии, объяснив, что обряд был установлен как средство поддержания чистоты. [4]

Цельс считал, что еврейский народ произошел от египтян и взял свое начало во время бунта против них, а обряд обрезания считал египетским обычаем. [14, c.52]

Гектор Авалос (Университет штата Айова, США) в своей статье «Обрезание как признак раба» полагает, что обряд, известный в иудео-христианских традициях, возник в рабстве, которое рассматривало людей как собственность. Библейское обрезание возникло как знак раба Яхве, владельца и хозяина еврейского народа. Болезненное действие обрезания проверяло преданность рабов, являлось испытанием и проявлением абсолютного послушания. [3]

Рональд Голдман, автор книги «Questioning Circumcision: A Jewish Perspective», в свою очередь рассматривает обрезание как жестокую и даже варварскую практику, которой должен быть положен конец.

Другие исследователи относят обрезание к апотропии (для отпугивания сил зла), посвящениям или ритуалам бракосочетания, схожим с теми, которые были найдены в Аравии и других районах Ближнего Востока. Однако ни одна теория происхождения не привела к твердому согласию, потому что значение обрезания, вероятно, всегда было многовариантным.

Джордж Фукарт прямо отвергает вариант рабской маркировки в случае египетского обрезания: «Обрезание не могло быть признаком рабства в служении Богу, которое впоследствии стало, как и во многих случаях, признаком чести и привилегированного класса, ибо цари (а до них – доисторические вожди) были священниками, поскольку они были сыновьями и родственниками бога, а не его рабами».

Наблюдение Давида Голлахера говорит о том, что обрезание представляет собой сильную метафору для подчинения божественной воле, и Ветхий Завет не ограничивал ее человеческим телом. [2]

В своем труде «Вопросы и ответы на книгу Бытие» Филон понимает обрезание как необходимость приблизить человека к Богу. Он отмечает, что мужчина имеет больше желания и страсти к интиму, чем женщина, и он более готов к этому. Поэтому он оставляет женщину и подавляет чрезмерные мужские порывы знаком обрезания, где обряд демонстрирует энкратею (самообладание). [7]

Многие современные теории происхождения обрезания являются вариантами тех предположений, которые были написаны в I веке нашей эры Филоном в труде «Особые Законы». Он утверждает, что существует четыре цели данного действия:

– Обрезание обеспечивает освобождение от тяжелой и почти неизлечимой болезни крайней плоти, называемой сибирской язвой или карбункулом;

– Способствует чистоте всего тела;

– Приравнивает обрезанную плоть к обрезанному сердцу;

– Наиболее важная причина – адаптация для обеспечения плодовитости потомства.

Первые две причины Филона очевидны в некоторых утверждениях о гигиенических или медицинских преимуществах обрезания. Третья цель очень неоднозначна, в то время как четвертая содержится также в работах Howard Eilberg-Schwartz. Однако ритуалы для плодовитости не объясняют, почему рабы также должны быть обрезаны, учитывая, что обещание плодородия было дано прямым потомкам Авраама. [5, c.31-33]

Авторы культурно-исторического Библейского комментария [17, с.41] отмечают, что обрезание широко практиковалось на Ближнем Востоке в качестве ритуала, символизировавшего плодородие и совершавшегося при наступлении половой зрелости или перед вступлением в брак. Израильтяне небыли единственным народом, обрезавшим своих сыновей, но у них этот обряд стал знамением завета с Богом. Если обряд обрезания проходил перед вступлением в брак, его должен был совершить кто-то из родственников мужеского пола со стороны невесты. Это символизировало переход жениха под их покровительство в этих новых отношениях. Обрезание младенцев является ритуальным действом и мало обусловлено гигиеническими соображениями. Пролитие крови говорит о связи обрезания с жертвоприношением. Возможно, обрезание служило заменой человеческим жертвоприношениям, имевшим место у других народов. Откладывание обряда на восьмой день от рождения могло отражать высокую смертность младенцев и необходимость выяснения их жизнеспособности. Ритуал, связанный с седьмым днем жизни новорожденных, существовал также у хеттов.

Таким образом, видно, что среди ученых не существует единой точки зрения на природу обрезания. Суммируя их предположения, можно выделить такие значения обряда, как: средство соблюдения гигиены, знак раба Яхве, отпугивание сил зла, посвящение, ритуалы бракосочетания, обеспечение потомства, замена жертвоприношениям, духовный смысл обрезанного сердца.

ОБРЯД ОБРЕЗАНИЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

История обрезания в книге Бытие

Обрезание в Ветхом Завете обозначается словом מול (mool ) и имеет значения: обрезывать, отрезать, быть обрезанным или отрезанным, срезать, косить, вырезать (людей), т.е. уничтожать, быть срезанным или перерезанным. [1]

Впервые в Ветхом Завете mool встречается в контексте завета с Авраамом в Бытие 17:9-14. Бог заповедует соблюсти Его завет Аврааму и всем его потомкам, который заключается в обрезании всего мужеского пола. Обрезывать необходимо крайнюю плоть, и это будет знамением завета между Богом и людьми. Проводить данную операцию необходимо младенцам мужского пола в восьмидневном возрасте, и касается это не только прямых потомков Авраама, но всех, кто родился в доме Авраама и купленных за серебро у иноплеменников. Обрезание, как завет Бога на теле, относится к типу вечных заветов. Несоблюдение данного обряда влечет за собой истребление души из народа за нарушение завета.

Джеймс Смит в своей книге «Пятикнижие» отмечает, что обряд обрезания был для израильского народа символом принадлежности. Это было не просто методом гигиены, но являлось религиозным обрядом. Оно преследовало как минимум четыре цели, таких как: символ удаления плотской похоти, отличие семени Авраама от язычников, сохранение памяти о завете, напоминание о необходимости воспитания нравственной чистоты (Втор.10:16). Выбранный орган для совершения обряда является уместным, так как это наиболее сокровенная часть тела. Предполагалось, что если он посвящал эту часть Богу, то посвящал всего себя также, становясь соработником Богу и производя благочестивое потомство. [15]

Во второй раз mool появляется непосредственно при исполнении Авраамом завета в Бытие 17:23-27. В тот самый день, когда Бог повелел Аврааму обрезываться, Авраам проводит данную операцию над всем мужским полом в своем доме. Сюда входит его сын Измаил, все мужчины, которые родились в его доме и купленные за его серебро. Аврааму было 99 лет, когда его крайняя плоть была обрезана. Его сыну Измаилу было 13 лет. В один день были обрезаны все перечисленные Богом.

Интересно отметить, что в своем начале обрезание начинает проводиться не только над новорожденными, но над всеми мужчинами, в каком бы возрасте они ни были. Обрезание Авраама происходит за год перед исполнением обещания Божьего о рождении Исаака.

Обрезание обетованного сына Авраама, Исаака, записано в книге Бытие 21:4. Авраам обрезывает своего сына на восьмой день после рождения, как заповедал ему Бог. Исаак становится частью завета от рождения. После этого все потомки Авраама соблюдали установленный Богом завет.

Обряд обрезания становится острым вопросом в истории пребывания Иакова с детьми в Ханаанской земле перед городом Сихем. В 34 главе книги Бытие повествуется о дочери Иакова – Дине, которая пошла посмотреть на таких же как она, живущих в той земле. Сын князя той земли, именем Сихем, увидев ее, взял ее, спал с нею и полюбил ее. Он попросил своего отца Еммора взять ее ему в жены. Отец Дины, Иаков, знал о происшедшем и встретился с отцом Сихема. Еммор предлагал Иакову породниться семьями, жить вместе, промышлять на общей земле и владеть ею. Сихем искал благоволения в глазах Иакова и братьев Дины и был готов дать за нее большой выкуп. Сыновья Иакова знали о поступке Сихема и отвечали лукаво, говоря, что выдавать сестру за человека необрезанного – бесчестно, и что согласятся они на это только при условии обрезания всего мужского пола у Сихема. Только в таком случае возможно объединение семей и создание единого народа. Следствием неисполнения данного условия было то, что они заберут Дину и удалятся жить в другое место. Удивительно то, что Еммор и Сихем приняли условие обрезания, и юноша не замедлил сделать это, потому что любил Дину. Сихем был наиболее уважаем в доме своего отца, он оповестил жителей города о мирных намерениях семьи Иакова, о единении семей и об условии обрезания. Жители Сихема послушали Еммора и Сихема, и в городе были обрезан весь мужской пол.

Бог не заключал Свой завет с жителями Ханаанской земли, и потомки Авраама не могли объединяться с иноплеменниками. Однако в данной истории наглядно видно, как израильтяне готовы объединиться с хананеями, если те станут причастными к завету. Бог не проявляет негативной реакции на происшедшее, поэтому можно предположить, что войти в завет мог любой иноплеменник.

Обряд обрезания в последующих книгах Ветхого Завета

После истории обряда в книге Бытие mool возникает в повествовании об обрезании сына Моисея в 4 главе книги Исход. Бог повелел Моисею идти в Египет к фараону. Моисей взял свою жену и сыновей, по дороге его встретил Господь и хотел его умертвить. Тогда его жена, Сепфора, взяла каменный нож, обрезала крайнюю плоть своего сына, бросила ее к ногам Моисея и сказала: «ты жених крови у меня». Когда Господь отошел, она сказала: «жених крови по обрезанию».

Джеймс Смит пишет о том, что Моисей получил от Бога урок. Он был призванным вождем Божьего народа и пренебрег обрезанием своего младшего сына. За это Бог послал на Моисея смертельную болезнь, чтобы напомнить ему о важной обязанности. Моисею необходимо было навести сначала порядок в собственном доме. Этот пример был уроком для всех израильтян, так как даже великий пророк не может избежать наказания за игнорирование закона обрезания. Сепфора поняла причину напасти Моисея и ради спасения жизни мужа взяла каменный нож и обрезала сына. [15]

Д.В.Щедровицкий в книге «Введение в Ветхий Завет» задается вопросом о том, почему Бог, который только поручил Моисею миссию, собирается умертвить его. Причиной могло быть нарушение Божественного предписания. По-видимому, Моисей не совершил вовремя обрезания над своим сыном, которое было заповедано Аврааму и его потомству, тем самым не ввел его в завет. Нарушение влекло за собой кару – истребление из народа. Но интересным фактом является то, что обрезание совершалось на восьмой день от рождения. Первый сын Моисея родился задолго до этих событий. Следовательно, отмечает исследователь, речь идет о втором сыне, который родился перед переселением их семьи в Египет. Сыновей было двое, но в данном случае назван только один. Возможно, обрезание было отложено по инициативе жены Моисея – Сепфоры, и она чувствовала свою вину, так как приняла такое решительное действие. Моисей был призван стать вождем Божьего народа, а также продолжить завет, данный патриархам. Если бы его сын не был введен в завет, то и сам Моисей оказался бы недостойным быть руководителем народа. Сепфора обрезала своего сына и погасила гнев Бога на Моисея. Вопрос возникает в понимании выражения «хатан дамим», что в переводе значит «жених кровей». Сепфора могла понять, что соблюдение воли Господней несет спасение и решила повиноваться Всевышнему. Она тем самым обновила свой брачный союз с Моисеем, вступив с ним в родство духовное и став ему «кровной родственницей». [10, c.335-336]

Исход 12:43-49 повествует о том, что Бог дает Моисею и Аарону устав о Пасхе. Ее не может есть никакой иноплеменник, но раб, который куплен за серебро при условии обрезания. Также не может есть ее поселенец и наемник. Однако если пришелец поселится и захочет совершить Пасху Господу, то у него необходимо обрезать всех мужского пола, и они будут как природные жители земли. Есть Пасху не может никакой необрезанный. И для природного жителя, и для пришельца, который поселился между Божьи народом, должен быть один закон.

Закон в книге Левит 12:3 гласит: «в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его». Данный закон был прописан и установлен для всего народа.

Впервые слово mool встречается не по отношению к крайней плоти, а по отношению к сердцу в книге Второзаконие 10:16 и 30:6. В первом из них упоминается жестоковыйность людей и звучит призыв об обрезании крайней плоти сердца. Во втором показано обрезание Богом сердца народа и сердца его потомков, чтобы народ имел жизнь.

В книге Иисуса Навина 5:2-9 Господь повелевает ему сделать острые ножи и обрезать израильтян во второй раз по причине того, что в народе все, вышедшие из Египта, мужеского пола, давно умерли в пустыне и те, кто вышли из Египта, были обрезаны. Но те, кто родились в пути, обрезаны небыли. Израильтяне находились в пустыне 40 лет и в течении этого времени обряд обрезания не совершался. После того, как весь мужеский пол был обрезан, Господь сказал Иисусу: «ныне Я снял с вас посрамление египетское», а то место получило название Галгал.

В последний раз mool встречается в книге пророка Иеремии 4:4 и 9:25, где обрезание не подразумевает собой физическую операцию, но имеет духовное значение. В четвертой главе Господь призывает обрезать свои сердца для Него и снять крайнюю плоть с сердца, чтобы не открылся гнев Господа по причине злых наклонностей. Исходя из текста крайняя плоть на сердце приравнивается к злым наклонностям, которые должны быть удалены.

ОТЛИЧИЕ ЕВРЕЙСКОГО ОБРЕЗАНИЯ ОТ ОБРЕЗАНИЯ В НАРОДАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Сравнительный анализ

Для того, чтобы дать отличительную характеристику обряда израильского обрезания от обряда обрезания других народов, следует определить критерии, по которым будет проводиться сравнение. В качестве таких критериев могут быть приняты следующие характеристики:

  • личность, установившая обряд;
  • пол, подлежащий обрезанию;
  • необходимость для всех или избирательность;
  • наличие наказания за невыполнение;
  • возраст, в котором совершалось обрезание;
  • особенности хирургического процесса;
  • значение обряда.

Сравнительный анализ можно представить в виде таблицы (См. табл.1).

Интересен тот факт, что нет свидетельств о том, кем и для какой цели был установлен обряд обрезания у народов Ближнего Востока. В то же время относительно обрезания в израильском народе Библия четко показывает, кто является учредителем обряда, а также то, что сам обряд является знамением завета (Бытие 17:9).

Найденные на Ближнем Востоке документы и рельефы свидетельствуют об обрезании мужского пола, так же как это было установлено и в еврейском народе. И если в израильском народе обрезанию подлежал весь мужской пол, то в народах Ближнего Востока обрезывались мужчины, которые посвящались для определенной цели.

Таблица 1. Сравнительный анализ обряда обрезания в странах Ближнего Востока и Израиле

За непрохождение обряда обрезывания в Египте и Сирии нет упоминаний о каком-либо наказании. Процедура не навязывалась.

Также отличительной особенностью израильского исполнения обряда был ранний возраст, при котором этот обряд выполнялся. Египетские тексты, скульптуры и мумии указывают на то, что младенцы не подвергались операции. Она была отложена до определенных предпраздничных церемоний либо, вероятнее всего, для посвящения юношей в мужчины.

Мумифицированные тела дают нам знания о техниках, с помощью которых египтяне выполняли свои операции. Принципиальным различием в обряде обрезания между израильтянами и египтянами является хирургический процесс. Евреи ампутировали крайнюю плоть полностью, тогда как в египетской практике делался дорсальный разрез крайней плоти. Рельефы Старого Королевства Саккары наглядно демонстрируют результаты, полученные египетским хирургом. [8]

Значение обряда также отличается. В странах Ближнего Востока обрезание было ритуалом посвящения в определенные слои общества, либо же применялось в медицинских целях. Тогда как в израильском народе обрезание было знаком договора между Богом и людьми, знаком принадлежности к Божьему народу, оно имело и духовный смысл – отсечение всех злых наклонностей от сердца.

Уникальность обряда обрезания в израильском народе

Большое количество отличий еврейского обрезания от обрезания народов Ближнего Востока свидетельствует об уникальности данного обряда. Однако наиболее уникальным этот обряд делает его значение в контексте завета, который был поставлен с Аврамом, о чем записано в 15 главе книги Бытие.

После встречи Аврама с Мелхиседеком Бог обратился к нему в видении и сказал: «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика». Аврам обратился к Богу и спросил, что Он даст ему, в то время как он остается бездетным и единственным его потомком является домочадец Елиезер из Дамаска. Однако Бог сказал о том, что наследником станет тот, кто родится непосредственно от самого Аврама. Бог пообещал дать ему потомков столько, сколько звезд на небе, и он поверил Богу. Действие Аврама вменилось ему в праведность. Бог снова обратился к Авраму и сказал: «Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение». Авраму необходимо было подтверждение того, что он будет владельцем земли. Давая его Авраму, Бог повелевает взять трехлетних телицу, козу и овна, также горлицу и молодого голубя, рассечь животных пополам (кроме птиц) и положить одну часть напротив другой. Аврам выполняет повеление и засыпает. Во сне на него находит великий ужас и мрак, и Господь предсказывает Авраму судьбу его потомков, его старость и возвращение потомков на обещанную землю в четвертом роде. Затем, по захождении солнца, во тьме дым и пламя прошли между рассеченными животными. Этот день был днем заключения завета с Аврамом и обещания его потомству земли. «В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию…» (Быт.15:18).

Прохождение между частями животных означало взятие на себя ответственности за нарушение завета, т.е. принятие проклятия за его несоблюдение. Прохождение было равносильно словам: «Пусть меня постигнет такая же участь, как и этих животных, если я нарушу завет».

Лопухин пишет, что Господь снизошел к уважительной просьбе Аврама дать знамение, в котором он искал удостоверение для себя и своего потомства в том, что Бог исполнит Свое обетование. Господь по Своему благоволению дал ему такое знамение, которое понятно было бы всем людям того времени. У людей древности, особенно на Востоке, был принят внешний обряд при взятии на себя каких либо важных обещаний и заключении союза. Брали определенное количество жертвенных животных, закалывали их и проливали их кровь, разрубали их на две равные половины и проходили между этими рассеченными частями. Эти действия символизировали то, что лица, заключающие союз, готовы пролить друг за друга кровь и этим они свидетельствовали перед людьми и Богом. Они показывали, что берут на себя обязанность представлять собою как бы две равные части одного и того же живого целого и, подобно рассечению животного, нарушителя этого союза ожидает Божья казнь. [13, с.102]

Хеттские тексты (2 тысячелетие до н.э.) сообщают, что подобный обряд проводился с целью очищения, тогда как некоторые арамейские документы (1 тысячелетие до н.э.) описывают этот ритуал как наведение проклятия при нарушении договора. Рассечение на две части животных, как часть церемонии заключения договора, описывают тексты из Мари и Алалаха. Прохождение по, своего рода, пути «жертвы» рассматривается как символический акт, утверждающий обетование завета о земле и проклятие для того, кто нарушит обетование. Затруднением для комментаторов является вопрос о смысле проклятия самого себя для Бога. [17, c.40]

В Быт.15:18 для заключения завета используется выражение Karath berit. Karath имеет ряд таких значений: 1. отрезать, обрезать, срезать, срубать; 2. вырезать, истреблять, уничтожать; 3. заключать (завет). Berit означает завет, договор, союз. Дословно Karath berit обозначает «разрубить завет».

Бытие 17:14 говорит: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой». Слово «истребится» обозначается также словом Karath. Авраам получил обещание от Бога о появлении потомства, однако долго тянущееся ожидание проявило слабость Авраама и он пошел на то, чтобы принять от своей жены Сарры предложение иметь ребенка от Сарриной служанки Агари. Поступок Сарры в книге Бытие 16 главе параллелен поступку Евы в Эдеме в 3 главе книги Бытие и по своей природе является таким же грехопадением. В соответствии с условиями завета Авраам должен был понести наказание. С ним должно было случиться то же, что и с животными. Но Бог поступает другим образом. Он постановляет с Авраамом иной завет – завет обрезания, который становится исполнением проклятия предыдущего завета.

Обряд обрезания является в определенной мере наказанием за нарушение предыдущего завета. Однако данное наказание может иметь место только в случае двустороннего завета.

Авторы книги «Обзор Ветхого Завета» (Ла Сор, Хаббард, Буш) отмечают, что завет является установлением особых отношений или обязательством выполнения особенных действий, которые не существуют при обычных обстоятельствах. Завет утверждается клятвой, которая дается на торжественной церемонии его заключения. В 15 главе книги Бытие Бог снисходит до того, что символически призывает на Себя проклятие, чтобы убедить Авраама в определенности Своего обещания. Авторы отмечают, что принимает присягу Бог, от Авраама ничего, кроме обрезания, не требуется (Быт.17), что и является знаком завета. В завете с Авраамом Бог Сам берет на Себя обязательства. В связи с тем, что Бог торжественно дает клятву предоставить потомкам Авраама землю и народность, этот завет является заветом обетования, Божественным Произволением Милости и Благословения, зависимым лишь от неизменного характера Того, Кто эту клятву дает. [12, с.107-108]

Однако Бог не ставил обрезание условием завета в 15 главе книги Бытие. Обрезание представляло собой новый договор между Богом и Авраамом. Е.Уайт в своем труде «Патриархи и пророки» пишет: «Когда все это было сделано (подготовка животных), он с чувством благоговейного страха прошел между разложенными частями жертвенных животных, давая торжественное обещание всегда во всем повиноваться Богу». [16, c. 114 (137.1)] Это говорит о том, что изначальный завет с Авраамом был двусторонним, поэтому имело место наказание, которое и воплотилось в обряде обрезания.

Авраам обрезывает обоих своих сыновей – и Измаила, сына Агари, и обетованного Исаака. Книга Бытие 17:19-21 говорит о том, что Бог благословляет Измаила, но Свой завет поставляет с Исааком. Уолтер Брюггеман отмечает, что в рассказе об Агари видна верность Бога семье верующих за пределами ее основной линии (Авраам-Исаак-Иаков). Агарь оставляет горизонт Израиля открытым для «Другого», для возможности «Другого» быть причастным божественному обетованию. Когда Авраам умирает, его хоронят оба сына, которых объединяет наследие одного отца. [11]

Таким образом, обряд обрезания у евреев уникален тем, что он являлся одновременно и исполнением проклятия, и знаком завета между Богом и Авраамом, которому было обещано потомство и земля. Посредством обрезания причастником завета мог стать каждый, кто осознанно принимал данный обряд и жил по законам израильского народа.

Выводы

Обряд обрезания крайней плоти возник в древности и встречается в археологических предметах древнего Египта. Артефакты повествуют о том, что обряд проводился в качестве посвящения мальчиков при достижении половой зрелости, в качестве брачного обряда либо при посвящении в определенной касте. Несмотря на все аргументы о том, что обряд был перенят евреями из Египта, данная практика существенно отличалась от той, которая появилась во времена Авраама.

Обрезание в израильском народе являлось постановленным Богом заветом. Это был прописанный закон. Обрезанию подлежал весь мужской пол в народе, включая купленных за серебро рабов и пришельцев, которые решили поселиться в народе. Обряд отличался по своему хирургическому способу, а также по значению. Обрезание должно было проводиться в младенческом возрасте, на восьмой день от рождения, за исключением тех, кто не был обрезан и подлежал обрезанию.

В других народах практики обрезания в младенчестве нет. Также нет указаний на то, что обрезываться должны все, а только – определенные люди и для определенных целей, тогда как в Израиле за невыполнение завета человек должен был быть лишен принадлежности к Божьему народу. Кроме того, еврейское обрезание является уникальным в своем роде. Оно дается Аврааму как наказание за неисполнение предыдущего завета и проявления поспешных действий в отношении своего потомства. Вместо того, чтобы Авраам нес наказание, подобно рассеченным животным, Бог повелевает в качестве знака завета отсекать крайнюю плоть всем своим потомкам.

Обрезание стало не только наказанием за преступленный Авраамом завет, но и знаком обетования Бога, того, что Бог остается верным Своему обещанию. Более того, причастником избранного Божьего народа мог стать любой, кто принимал обряд. Бог дал возможность каждому стать семенем Авраама по обетованию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. biblezoom.ru
  2. David L. Gollaher, Circumcision: A History of the World’s Most Controversial Surgery (New York: Basic, 2001)
  3. Hector Avalos, Circumcision as a Slave Mark , Iowa State University, Ames IA 50011
  4. Herodotus. The Histories (English) 2.104 [Электронный ресурс] / Herodotus– Режим доступа к ресурсу: http://perseus.uchicago.edu/perseus-cgi/citequery3.pl?dbname=GreekFeb2011&getid=1&query=Hdt.%202.104.
  5. Jack M. Sasson , Сircumcision in the Аncient Near East, the University of North Carolina
  6. Niehoff M. Circumcision as a Marker of Identity: Philo, Origen and the Rabbis on Gen 17:1–141 [Электронный ресурс] / Maren R. Niehoff – Режим доступа к ресурсу: http://www.nicodemo.net/pdf/Niehoff-circumcision_identity.pdf.8
  7. PRITCHARD J. ANCIENTNEAR EASTERN TEXTS ‘Relating to the Old Testament / JAMES B. PRITCHARD.– PRINCETON: NEW JERSEY PRINCETON UNIVERSITY PRESS, 1969. с.326
  8. Jacobs S. The Body as Property: Physical Disfigurement in Biblical Law / Sandra Jacobs.– Bloomsbury Publishing USA, 2014. – 288 c.
  9. The Battlefield Palette [Электронный ресурс] – Режим доступа к ресурсу: http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=116965&partId=1.
  10. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево – М.: Теревинф, 2014. – 1088 с.
  11. Брюггеман У. Введение в Ветхий Завет Канон и христианское воображение / Уолтер Брюггеман., 2009.
  12. Ла Сор У. Обзор Ветхого Завета / У. Ла Сор, Д. Хаббард, Ф. Буш. – Одесса: Богомыслие, 1998. – 615 с.
  13. Лопухин А. П. Толковая Библия / А. П. Лопухин. – Петербург, 1904.
  14. Новый Библейский комментарий Ч.1 Ветхий Завет. Книга Бытие – Книга Иова. – Санкт Петербург, 2000. – 646 с. – (Мирт).
  15. Смит Джеймс Пятикнижие/ Пер. с англ. – М. Духовная Академия Апостола Павла; Н. Новгород: «Агапе», 2009. – 480 с.
  16. Уайт Е. патриархи и пророки / Е. Уайт – Заокский: «Источник жизни», 1998. – 768 с.
  17. Уолтон Д. Библейский культурно-исторический комментарий Ч.1 Ветхий Завет / Д. Уолтон, В. Мэтьюз, М. Чавалес. – Санкт Петербург, 2003. – 984 с. – (Издательство “Мирт”).
  18. Янг Э. Введение в Ветхий Завет / Эдвард Янг., 1998. – 202 с.

***

ИСТОЧНИК

699 views
Add
More