Pulca Amican
Pulca Amican
Мастер по несмешным шуткам, но надеюсь нам будет весело /улыбаюсь/
Читать 6 минут

Путь самурая или я посижу один.

Привет, светлые! Я уже чувствую, как вы просветляетесь, начинаете носить оранжевое, вставать с рассветом и ничего не делать весь день, говоря, что вы дзен-буддист!

Лааадно, это всё шутки, но сегодня мы с вами поболтаем о школе. Ага, школа. 21 годик...Если серьёзно, то школа - это не только место, в котором мы теряем 9 лет жизни, а какие-то уникумы и 11. Школа ещё имеет понятие “учение”. В буддизме, каждое течение имеет несколько школ, которые практикуют одно течение, но вносят некоторые различия или делают уклон на разные аспекты.

Наиболее известными современными школами дзен-буддизма в Японии являются: Риндзай и Сото. О них и поговорим.

В ранний период развития истории дзэн не было систематизированного метода дисциплины медитации, хотя с самого начала медитация, естественно, практиковалась. До самого конца династии Тань каждый монах дзен тренировал себя на свой лад. В процессе исторического развития однако был выработан особый метод для того, чтобы помочь ученикам активизировать в себе «думание» или «думание в недумании». /улыбаюсь/ Тренировочный метод включил в себя два различных подхода, известных соответственно как «чистый дзадзэн» и метод коана; первый характеризует школу Сото-дзэн, второй – школу Риндзай-дзен.

*Будда произнес разные учения, чтобы спасти все сердца. Если у тебя нет сердца, так какой прок от всех этих учений? (да-да, буду закидывать вас сегодня фразочками)

Самая ранняя дзенская школа в Японии – это Риндзай. Её положения были представлены сёгуну Камакуре послушником Эйсаем примерно в 1200 году. Доктрина Риндзай утверждала, что нет ничего невозможного в достижении немедленного просветления. Это характеризуется верой в силу умственного усилия, восприятия коанов и их парадоксальных смыслов. Коан (ко:ан, японская калька кит. 公案, гунъань) — диалог, вопрос или короткое повествование, содержащие алогизмы и парадоксы. Монахи данной школы верили в то, что интеллектуальное «потрясение» способствовало моментальному пробуждению – сатори. (Ага, вот откуда появились технари. Не сиделось им просто на месте, нужны вот эти загадки, логарифмы...)

Можно сказать, что Риндзай по природе неистово динамичен. Ставя действие, динамизм выше всего, школа осуждает и отвергает сидение в спокойной медитации, не отвергая однако, саму медитацию как таковую. Совсем наоборот. Но его практика не создает из ученика тип «тихо просветленного» в статической медитации. С точки зрения Риндзай, только сидение в покое и тишине с сознанием, пустым от всех образов и мыслей, есть не что иное как «падение в дьявольскую бездну» пустой пустоты. (Поняли?! Так что подняли жопку и пошли делать дела...Стоять! Сперва статью дочитай)

*Хотя все это время небесный бес, чтобы смутить меня, и производил всевозможные превращения, я смог устоять перед ним, потому что не видел и не слышал. Его превращения ограничены, моя же способность не видеть и не слышать – безгранична.

Риндзай-дзэн выводит динамическую медитацию, то есть особый тип медитации, в которой познается сильная, динамическая активность сознания. Коаны его также используются с этой целью. Ученику строгим образом предлагается разрешить данный ему коан через медитацию; ему приказывают «вступить в схватку» с проблемой всей целостностью тела и сознания, но – сидя в медитации. По мере необходимости медитация становится подобием поля боя духа. Коан принимает вид «металлического ядра сомнения» и забирает все силы ученика. Вдруг ядро сомнений разрывается на куски, и природа самости реализована. Таким образом школа Риндзай утверждает, что озарение не приходит поэтапно, оно наступает как резкое, внезапное пришествие духа.

* «Я», теряя себя, становится полностью трансформировано в Мысль. Это и есть понятие «думания» или «думание в недумание». А эта экзистенциальная трансформация происходит посредством коанов. «Я» человека и высшее «Я» – одно.

Но стоит отметить, что последователи школы уделяли внимание не только умственному развитию, но и развитию навыка владения боевыми искусствами. Для этого нужна была высокая самодисциплина. Адепты могли изменять сознание и не бояться смерти, все эти особенности в совокупности находили живой отклик в среде самураев, поэтому основными приверженцами этого направления была военная каста и знатные люди.

*В одну из военных эпох Японии каждый самурай должен был получить образование в школе Риндзай. Из постулатов школы во многом сложился и бусидо̒ – самурайский свод правил поведения в различных ситуациях. (если хотите подробностей, то пишите в комменты).

Тааак, светлые, не устали ещё? Давайте, вы сильные, и потянете прочтение об ещё одной школе. Она как раз для ленивых котеек/улыбаюсь/

Школа Сото возникла в том же веке, что и Риндзай. Основателем стал монах Догэн, который считается одним из самых влиятельных мастеров дзен в истории (но это уже другая история). Он начал знакомство с дзен-буддизмом у ученика Эйсая в школе Риндзай, но быстро разочаровался в большой приверженности к коанам. Поэтому решил основать новую школу на достижении просветления с помощью сидячей медитации - дзадзен.

Просветления не может прийти вдруг; это должен быть последовательный процесс духовного возмужания. /улыбаюсь/ Лишь сидя в медитации долгий период времени, можно войти в состояние полной трансформации личности. Результатом сего последовательного процесса явится спокойное озарение сознания, что и есть действительная природа самости или действительная природа бытия, уже реализованная личностью. Именно эта позиция сделала школу Сото известной под названием «школы последовательного просветления» в противовес школе Риндзай, известной под названием «школы внезапного просветления».

Медитация типа «чистого дзадзэна» физически состоит из того, что человек сидит уравновешенно и спокойно, «совершенно незыблемый, как скала» в позе полного лотоса или полулотоса, со скрещенными ногами, прямой спиной, ритмически отрегулированным дыханием, направленным к нижней части живота.

Поддерживая тело в подобном устойчивом состоянии, необходимо все более и более входить в однонаправленную внутреннюю концентрацию сознания. Но самое любопытное в этом однонаправленно сконцентрированном сознании есть то, что в нем абсолютно отсутствует что-либо определенное для фиксации его. Иначе говоря, нет никакого осязаемого объекта концентрации. Не имея ничего, за что можно было бы «зацепиться», сознание как бы зависает в пустотности. Концентрацию не нужно поддерживать, как в случае дзадзэна Риндзаи, всепоглощающим вниманием к разрешению проблем коана. Его не надо подпитывать и постоянной визуализацией некой формы или модели, или актом поддержания определенного рода идеей перед внутренним взором. Нет здесь и обращения даже к наиболее простой йоговской технике счета вдохов и выдохов. И лишь приподнятое состояние концентрации должно быть поддержанным.

Фактически высшим принципом дзэна, созданного Догеном, есть то, что просветление и практика – это одна и та же вещь. Человек просветлен процессом сидения в медитации, знает ли он об этом или нет? Ибо сидение в таком положении не просто поза тела. Это наиболее прозрачное восприятие в высшей степени экзистенциального изобилия. «Он» есть сам процесс сидения. И «он» есть осознание Бытия. «Он» есть выкристаллизованная точка универсальной Жизни. Доген говорил: « Дзадзэн состоит всецело из сидения в спокойствии. Он не средство для достижения чего-либо. Само сидение и есть просветление. Если бы, как полагают простые люди, практика отличалась от просветления, два этих понятия как бы определяли наличие друг друга (то есть осознано было просветление, связанное с дзадзеном, и оставалось сознание процесса самодисциплины, после которого достигалось состояние просветления). Такое просветление, «зараженное подобным видом сознания, не есть подлинное просветление». /улыбаюсь/ Подумайте над этим сами. А лучше не думайте, тогда сделаете всё верно...

Интересным моментом является то, что в данной школе уделялось внимание не только практике, но и образу жизни, например, правильному питанию. На эту тему Догэном было создано сочинение «Наставление дзэн-повару» и дополнительные поучения, составившие религиозный сборник «Сёдзин рёри» (дословно – «кулинария, улучшающая суждения»). На основе положений этого сборника развивалась вегетарианская кухня в Японии. В состав блюд, подаваемых мирянами монахам, входили овощи, бобовые и злаковые. (А кто из вас придерживается подобного образа жизни? /улыбаюсь/)

Что ж, светлые, на сегодня это всё, но чтобы окончательно добить ваш мозг:поразмышляйте на этим высказыванием:

Мастер Нангаку однажды предостерегал одного из своих учеников: «Ты хочешь стать мастером дзадзэна или намерен достичь состояния Будды? Если твое намерение – изучать дзэн как таковой, тебе следует знать, что дзэн не состоит в сидении или лежании. Ты хочешь достичь состояния Будды, сидя в позе со скрещенными ногами? Но Будда не обладает специфической формой... Попытка достичь состояния Будды сидением в медитации со скрещенными ногами более бесполезна, чем убийство Будды. Сколько бы ты ни сидел в данной позе, ты никогда не достигнешь сатори».

Image for post
а какие цветы заставляют вас признавать ценность мгновений?

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОЧТЕНИЮ:

- Холин Юрий Евгеньевич. Дух воина.
- Догэн. Дхарма. Сёбогэндзо Дзуймонки.

19 просмотров
Добавить
Еще
Pulca Amican
Мастер по несмешным шуткам, но надеюсь нам будет весело /улыбаюсь/
Подписаться