Армен Давтян
Армен Давтян
Read 6 minutes

БЫСТРОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ:

О ТОМ, КАК ПОЯВИЛОСЬ УПРАВЛЕНИЕ БЕЗ ИНТЕЛЛЕКТА

Так случилось, что на первом курсе физфака (в 1975-76 годах) я написал студенческую работу "Молодежное движение в США в 60-ых годах и на современном этапе". Написал, потому что хотел разобраться, а информации было очень мало. Впрочем, можно было брать в библиотеке микрофильмы зарубежных изданий — справочников, ежегодников прессы, и кое-что оттуда узнавать.

Молодежное движение на Западе, поначалу насчитывавшее несколько сотен политических организаций, резко шло к спаду, и мне казалось, что сумбур, который царил в понятиях и множестве организаций, тоже рассосется.

Над массовым, но вялым протестом хиппи и "детей-цветов" слегка возвышалось движение "Новые левые". Кто они были — коммунисты или нет? И если коммунисты, то какие: троцкисты, ленинцы, или, скажем, маоисты?

Этими вопросами задавались сами американцы, в то время очень политически заряженные. Некоторые считали "новых левых" анархистами. Или либертарианцами. Однако "старые" либертарианцы так не считали.

Image for post

В круг "новых левых" входили очень разные организации, они сливались и делились, издавали газеты и устраивали массовые митинги протеста. Стилистически они были удивительно едины, а вот в содержании их взглядов никто не мог разобраться: оно терялось в ярких демонстративных акциях и эмоциональных речах, в пафосе и тревоге, в рыданиях, обвинениях и разоблачениях.

Старшее поколение США привыкло к политической борьбе. Американский мир оформился как идейный, рациональный, прагматичный. Но молодежь не боролась. Она высказывалась, и не принимала сигналов обратной связи. Она считала мнение (то есть с точки зрения формальной логики — "суждение") конечным результатом. Она категорически отказывалась от сомнений, контраргументов, от столкновения суждений. Сомнения или возражения моментально превышали болевой порог молодого человека, доставляли ему страдания и угнетали слабую психику. Молодежь отказывалась от обобщений и выводов (в терминах логики — от умозаключений). Оппонента не побеждали аргументами. На него кричали, подвергали остракизму, высмеивали.

К 1977 году это молодежное движение угасло. Другим способом исчезнуть оно не могло, оно могло потухнуть, и оно потухло. Движение оставило после себя множество артефактов, которые позже стали либо непонятными, либо им была приписана другая история или объяснение.

Например, помните голландскую группу "Тич ин"? Веселые песенки, мы прыгали под них на дискотеках. И вряд ли вы знаете, что же за явление было "teach-in"!

Это было нечто среднее между митингом в закрытом помещении, политической лекцией и... суггестивным сеансом (слабым гипнозом). Можно также сравнить тич-ин со "встречей со Змеем" из "Часа Быка".

И это устраивалось не "истеблишментом", так в то время называли официоз, правительство, "начальство". Это делали самодеятельные лидеры и группы.

"Новые левые" появились, когда коммунистом в США быть было невыносимо трудно: власть старшего поколения основывалась на бескомпромиссном антикоммунизме. (Собственно, до сих пор Трамп борется с коммунизмом, и считает это актуальным делом). Потому "новые левые" постоянно произносили как защитную мантру, что они не коммунисты. И очень быстро оказалось, что эмоциональные речёвки, негритянское уныние и студенческая накуренность и подпитие лишили их ментальной возможности быть не только коммунистами, не только политическим движением, но и организованной силой вообще.

Главной темой "новых левых" (кроме войны во Вьетнаме, до ее окончания) были "жестокие взрослые", "нельзя себя контролировать" и "будь готов, что все плохо кончится".
(Фильмы "Забриски пойнт", "Загнанных лошадей ведь пристреливают, не так ли?", "История любви", "Благослови зверей и детей" и др.)

"Новые левые" боялись патриотизма старшего поколения, организованности старшего поколения, а равно и яростного антикоммунизма этого поколения. Страх, комплексы, эмоциональная невоздержанность и ощущение несвободы, отсутствие стыда, жизнь на надрыве — все это характеризовало всю молодежь Запада в конце 60ых - начале 70ых. "Новые левые" облекали это в бесконечные выступления, акции протеста и коллекции "печальных историй".

На смену поколению, которое строило космические корабли и летало к Луне, пришло поколение нытиков. Самое интересное, что на моих глазах такие же нытики массово разводились и в СССР. Хотя от США мы информационно были достаточно изолированы. Да и эстетика наших нытиков и американских была совсем разная.

Но вернемся в США. Поколение "новых левых" выпало из жесткой воспитательной системы. Побузило, помитинговало и от этого — поглупело. Однако же и "освободилось". Точнее, потеряло тот страх, с которого все начиналось. Ведь "новых левых" обычно не сажали: за что сажать, если они клялись, что не были коммунистами. Америка радикально изменилась навстречу быстрым изменениям, постигшим широкие слои молодого населения. Для глупых покорных нытиков за несколько лет выработалась особая система управления. С помощью ярких эмоциональных месседжей, похожих на те самые их "тич-ины".

Новый истеблишмент научился управлять людьми с новой психологической структурой.

Инструментами управления и подавления стали те самые фильмы с хеппи-эндами, рок-баллады, эмоциональная фантастика, пришедшая на смену научной фантастике, разговорные жанры эстрады, ток-шоу...

...Сотни "символических актов", которыми расцветилась жизнь США в 70ых. У недавних хиппи и слушателей "тич-инов" они уже вызывали умиление, хотя несли с собой тот же американский патриотизм и неослабевающий антикоммунизм. Но в примитивной "формально-механической" форме. Например, символически чернокожих детей возили на автобусах в школы для белых.

Другим символическим актом было настойчивое декларирование, что главная опасность для общества — идеология как таковая. Очень быстро поменялись телевидение и пресса, появилось огромное число развлекательных радиостанций.

От СМИ больше не требовалось фактов: вьетнамская война закончилась, силы молодых американцев были истощены, потому СМИ должны были показывать счастье, успех, миролюбие — здесь и сейчас! И умалчивать о трудных вопросах.

Свобода и безопасность, считали молодые— это отсутствие рядом людей, движимых идеей, действующих осмысленно. Идейные и умные — опасны.

...Но важнее всего то, что поглупевшее поколение было готово дать себя организовать без участия сознания вообще: через четкие сакрализованные правила "корпоративных культур", которые стали приходить в США через японские корпорации. С утренним исполнением гимна корпорации и строгим дресскодом.

Другим вариантом "корпоративной культуры" стали новые наркомафии и боевые группы — чернокожих, итальянцев, латиноамериканцев. Возглавлялись они уже не брутальными патриархами, а худенькими бывшими студентами, крикунами речёвок а митингах. Конечно, властям ничего не стоило их прихлопнуть. Но "постхипповый" стиль требовал, чтоб у бывших хиппи было "пространство свободы", и американское общество подстраивалось под новое — смирное, инфантильное, безыдейное "молчаливое поколение".

Это то самое время, когда шоу уверенно заменило общение руководителей с подчиненными, властей с народом. Именно тогда появились "пиарщики", PR-management, "управление связью с общественностью". Когда общественности уже не было, была публика, зрители. (Благодаря этому десятилетие спустя президентом США смог стать актер Рональд Рейган. До 70ых актерство в биографии полностью бы исключало политическую карьеру. )

Наконец, стоит упомянуть, что секты Муна, Махариши Махеша, учения Рона Хаббарда получили распространение именно в это время. По сути "одитинг" от Рона Хаббарда это вариант "тич-ина".

1970-ые годы стерли все следы молодежной политической активности в мире. Но не только. Они стерли понятие неформальной организации людей, их самодеятельного сознательного общения и совместной борьбы. Стерли из Западной культуры человека, движимого разумом. Произвели переход от американского единомыслия к тотальному безмыслию.

Исчезли понятия народа, общества. Политика стала чем-то постыдным для обывателя, который сам превратился в зрителя шоу.

Нивелировалось понятие научных знаний. В университетах начали преподавать самые разные самодельные учения, конкурировавшие по зрелищности и эмоциональному заряду с физикой, химией, математикой, философией, техническими дисциплинами. Именно тогда появились экология, гендерные науки, феминистические науки, расовые исследования, менеджмент, сайентология, методология, климатология, альтернативная история, альтернативная медицина и т.п.

В фильме, который прикреплен ниже, даже если слабо понимаете английский, вы можете услышать голоса"старого истеблишмента": политиков, идеологов, полицейских, военных. Даже баритон диктора за кадром: жесткий, рациональный, убеждающий, серьезный. Идейный.

И увидеть выступления молодых людей. Плаксивых, невоспитанных, криво держащих шею, капризных, писклявых, дурашливых.

Конечно, это не правые и не левые. Когда я выступал с докладом, меня спросили: "А как, по-вашему, дальше пойдет молодежное движение?".

Я тогда сказал так: "По-моему, вопрос о молодежи нужно считать закрытым".

А для нашего времени надо добавить, что современная информационная среда — это не что-то обращенное к разуму человека. Это шоу. И обращено оно к индивидам, управляемым по эмоциональному каналу. К публике, к зрителям. Наследникам тех, кто в 60ых-70ых отказался от культуры разума, и принял иррациональное существование за "свободу".

"Молчаливое поколение" отличилось неплохими достижениями: в компьютерной технике, в технике связи, транспорта. Но не унаследовало никакой культуры. Для потребителя вся культура прошлых веков — одна большая угроза его "индивидуальному мнению", а по сути, той нише в подчинении новому истеблишменту, которую он занимает, выполняя простые правила бездумного движимого стандартными побуждениями, существования.

Наше постсоветское общество попало в эту информационную среду достаточно недавно. Многие считают, что мы попали в "капитализм". Я в силу имеющихся у меня опыта и знаний, так считать не могу. Я вижу информационную "потемкинскую деревню", но действующего общества я не вижу. Люди в этой информационной среде не могут быть ни капиталистами, ни либералами, ни коммунистами, ни кем бы то ни было еще. Среда направлена на то, чтоб исключить столкновение идей, борьбу (потому что это —"жесть" и "хтонь") и оставить искусственные проекты "требований к старшим" (напомню Грету Тунберг).

И пока мы не откажемся от выдуманных ценностей, пока царит культ "личного мнения", инфантилизма и эмоциональной лабильности, мы не сможем прийти к новой разумной человеческой жизни.

AWESOME 1967 SPECIAL REPORT : "THE NEW LEFT"
AWESOME 1967 SPECIAL REPORT : "THE NEW LEFT"57:21
26 views
Add
More