Александр Меркалов
Александр Меркалов
Доброго времени суток! В этом блоге будут писаться статьи на тему размышления, теорий в различных аспектах.
Читать 5 минут

Морриган. Знакомство.

Image for post

Она несет дух ярости и мира, силы и разрушения, радости и ужаса. Она воительница, королева, предвестница смерти, мать, убийца, любовница, шпионка, заговорщица, фейри, оборотень, целительница, а иногда и сама мать-земля. Захватывающее противоречие – демоническая женская фигура, преследующая и исцеляющая, благоволящая в одно мгновение, наводящая ужас в следующее, а затем снова милостивая.

Познакомьтесь с Морриган.

Однажды в детстве я разбил ртутный термометр. С удивлением я гонял пальцами блестящие капельки ртути по полу в ванной и расстраивался, когда они скатывались вместе, а потом разделялись на «блестящие бусинки» под моим прикосновением, отказываясь принимать ту форму, которую я пытался им придать. Но через некоторое время загадочное поведение вещества стало казаться мне увлекательнейшим развлечением. Красивая и завораживающая, но всегда немного недоступная для понимания, ртуть на полу ванной комнаты отражает мое знакомство и путь с Морриган, постоянно меняющейся, загадочной богиней, чарующей и устрашающей. Некоторые могут возразить, что попытка полностью понять Морриган опасна, словно стараешься удержать жидкую ртуть. Но на этом моя метафора заканчивается: ртуть ядовита, а Морриган – нет.

Лишь немногие богини вызывают такое почтение и имеют такую известность, как Морриган. Самые ранние упоминания о ней описывают ее как пронзительно кричащее, изрыгающее проклятия существо, которое смеется над страданиями и которое иногда сравнивают с демонами христианского ада. Средневековые авторы и современные блогеры одинаково описывают «коварную» богиню. И все же, в социальных сетях или за медовухой у праздничных костров я читал и слышал истории о том, как богиня, на которую наклеили ярлык «Осторожно, опасно!», меняет жизнь к лучшему. Я задался вопросом, как «приносящаяся ужас» богиня может оказывать какое-то целительное влияние.

И в конечном итоге я найду ответ.

Для начала, кто же такая Морриган?

Насколько известно, Морриган появляется в Ирландии в

кельтскую эпоху, которая длилась примерно с 1000 г. до н.э. по 500 г. н.э., плюс-минус несколько столетий, в зависимости от региона. Сегодня слово «кельтский» почти стало синонимом названия «Ирландия»; но кельтский мир первоначально охватывал территории, которые теперь именуются Британскими островами, Пиренейским полуостровом, северной Италией, Швейцарией, Францией, южной Польшей и центральной Турцией.

Совсем не отличаясь культурной однородностью, кельт- ский мир стал домом множества языков, обычаев и религиозных обрядов. У некоторых исследователей иногда даже возникает вопрос, следует ли включать Ирландию в единый кельтский мир, поскольку ее собственная культура слишком заметно отличается от остальных кельтских стран. Другие утверждают, что, хотя кельтские культуры и были совершенно разнородными, сходные погребальные обряды и вооружение подразумевают, что эти довольно удаленные сообщества были близки с точки зрения базовых социальных ценностей. Рассмотрение этого вопроса вы- ходит за рамки данной книги, но для ясности я буду использовать термины «кельты» или «кельтский», когда говорю о кельтском мире той эпохи в целом, и «ирландские кельты» или «кельтская Ирландия» для описания ирландцев того времени.

Чтобы понять любое божество, лучше всего попытаться познакомиться с культурой, из которой оно произошло. К сожалению, мы очень мало знаем о кельтах. Большинство описаний было сделано их современниками, которые, вероятно, не слишком хорошо понимали кельтов или были склонны изображать сведения о них в гипертрофированном виде. Будет преувеличением даже просто сказать, что мы «знаем» что-либо о кельтах, точнее будет формулировка «мы предполагаем». Как ни странно, тайны, окружающие кельтов, могут помочь нам лучше принять и понять тайны, окружающие Морриган.

Как и многое в кельтском мире, происхождение Морриган загадочно. В других культурах, например, в Римской империи, для богов отводились определенные роли. Однако кельтские боги изменчивы и неоднозначными. Считается, что религия кельтов основывается на ритуалах, толковании предзнаменований, магических заклинаниях и на избегании действий, которые приносят неудачу, но на сегодняшний день нет убедительных археологических доказательств существования культа Морриган. Мифология той эпохи дает нам возможность составить о ней более полное представление, но даже эти сведения оспариваются. Кельты не хранили письменные тексты, предпочитая сохранять историю и мифы в устной традиции. Рассказы о Морриган и дру- гих ирландских божествах сохранились в рукописях, написанных спустя столетия после христианизации Ирландии. Христианские авторы, вероятно, изменили черты богов в соответствии с новой религией или просто переиначили то, что считали пугающим или несущественным.

Морриган, возможно, объединила в себе ряд божеств различных племен ирландских кельтов. Вероятно, это были дои- сторические божества, заимствованные кельтами у более древних жителей Ирландии. Хотя мы, скорее всего, никогда не узнаем конкретное происхождение Морриган, предполагается, что она прежде всего именно ирландская богиня. Мифы и рельефные изображения некоторых кельтских богов можно найти по всей Европе, но считается, что Морриган связана исключительно с Ирландией.

В ее имени скрыто больше ключей к пониманию ее сущности. Морган Даймлер пишет в книге «Морриган: знакомство с великими королевами», что разницу можно обнаружить уже в написании:

• “Morrigan” – на староирландком языке и, вероятно, означает «Королева кошмаров».

• “Mórrígan” и “Mór-Ríoghain” – более поздние ирландские варианты, которые, видимо, значат «Великая королева».

• Другие варианты ее имени – «Королева призраков», «Морская королева» или «Королева павших».

Также возможно, что Морриган – общее название нескольких богинь. Морриган связана с такими именами, как Бадб, Маха, Ану, Дану, Немайн и Фи, которых называли «дочерьми Эрнмас». Суще- ствует незначительное количество источников об Эрнмас, богине, о которой сохранилось очень мало сведений, хотя в некоторых текстах отмечается, что «Эрнмас» переводится как «убийство»8. Неясно, относятся ли эти имена к разным аспектам Морриган или описывают действительно независимых персонажей. В более ран- них описаниях Морриган ее называют летающим демоническим существом, представительницей особого класса мерзких существ. Несмотря на подобные описания, неизвестно, боялись ли Морриган ирландские кельты, учитывая, что упоминающие ее письменные источники были написаны христианами через много веков после того, как кельтских богов в значительной степени забыли. Боялись ли летописцы новой религии языческую богиню? Верно ли они понимали прежнюю культуру? Или Морриган была чудовищем, которое любили и которого страшились и те, кто знал ее изначально.

равда в том, что мы никогда не получим ответов на

вопросы о многих аспектах Морриган. Однако есть подозрение, что отношения кельтов со своими богами не были любящими. Кельтские боги воплощали силы природы. Такие боги могли быть милостивыми, давать пищу и благоприятную погоду, но они также могли быть непостоянными и жестокими, вызывая ненастье, болезни и голод. Поклонение богам подразумевало их умиротворение и отвлечение: «Пусть боги будут рады, тогда они оставят нас в покое». Если это так, то Морриган трудно считать уникальной в этом плане или даже особенно злобной. К любой богине, обладающей силой влиять на жизнь смертных, относились как к вселяющей страх. Поскольку имя Морриган, вероятно, указывало на ее королевский статус, мы можем предпо- ложить, что она считалась очень влиятельной.

3 просмотра
Добавить
Еще
Александр Меркалов
Доброго времени суток! В этом блоге будут писаться статьи на тему размышления, теорий в различных аспектах.
Подписаться