RHR 4HR
ОСТРОЕ СЛОВО ДОРОЖЕ ПРОСТОГО
Как отвечать на выпады остро и быстро? Сколько раз великолепный, блестящий ответ приходил в голову почти сразу после момента, когда все разошлись, посмеиваясь шутке вашего оппонента и снисходительно похлопывая вас по плечу в приступе злорадного сочувствия. Хорошая мысль, как мы знаем, имеет свойство приходить несколько позже.
Но у нас есть хорошие новости. Системное мышление, о которым мы уже говорили, поможет видеть мир как систему смыслов и связей между ними. После некоторой тренировки каждый сможет быстро сообразить, за какую ниточку дергает обидчик и как изящно -и, главное, вовремя - ему парировать.
Интеллектуальное фехтование остротами некогда весьма ценилось в обществе. Сегодня это просто навык, который может развить человек, скажем для публичных выступлений, продвижения личного бренда. Да хоть и для личного удовольствия.
Тренируйтесь на примерах.
Прием «Тот самый случай...»
Однажды знакомый композитора Пуччини, весьма посредственный молодой музыкант, язвительно сказал:
— Ты уже стар, Джакомо. Пожалуй, я напишу траурный марш к твоим похоронам и, чтобы не опоздать, начну завтра же.
— Что ж, пиши, — вздохнул Пуччини, — боюсь только, что это будет первый случай, когда похороны освистают.
Теория
- Начало. Обидчик имеет недобрые намерения к Герою.
- Унижение. Обидчик обозначает обидный для Героя признак и далее говорит об организации действий, связанных с обозначенным признаком.
- Достойный Ответ. Герой говорит: «Это будет тот самый случай, когда...» и далее снижает оценку за качество результата деятельности Обидчика.
Пример
— Ты еще зеленый, придется мне тебя поучить.
— Это будет тот самый случай, когда ученик будет заведомо знать больше своего учителя.
Упражнение. Достойно ответьте на оскорбление:
— У тебя такая дырявая память, что мне самой придется собирать тебя в дорогу.
Прием «Дочерняя аналогия»
Гуляя по парку, Иван Андреевич Крылов услышал в свой адрес:
— Вон идет большая туча. Великий русский баснописец, никогда не отличавшийся изящной фигурой, ответил:
— То-то лягушки расквакались. (Радиопередача «С добром утром»)
Теория
- Обидчик имеет недобрые намерения к Герою.
- Обидчик выделяет признак Героя и, используя этот признак, делает обидное для Героя сравнение (объект № 1).
- Герой сравнение № 1 принимает и, аналогично действуя, сравнивает Обидчика с объектом № 2, который совершает действие, зависящее от наличия объекта №1.
Пример
— Ну и дубовые же у тебя мысли.
— Свиньи всегда шумно реагируют на плоды дуба.
Упражнение. Достойно ответьте на оскорбление:
— Ты всегда ешь, как свинья.
Прием «Критикан в одиночестве»
Когда Джузеппе Верди закончил оперу «Трубадур», он пригласил одного из приятелей, видного критика, и ознакомил его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы.
— Ну, как? — спросил композитор.
— Если быть откровенным, то мне все это кажется очень плоским и невыразительным.
Обрадованный Верди тотчас же бросился ему на шею:
— Как я Вам благодарен, как счастлив! Ведь если произведение не понравилось Вам, то оно, несомненно, понравится публике. (2, с. 14.)
Теория
- Герой создал какое-то творение.
- Обидчик намеренно дает отрицательную оценку этому творению.
- Герой выражает свое удовольствие по поводу оценки Обидчика, объясняя свою радость тем, что отрицательная оценка Обидчика означает положительную оценку остальных.
Пример
— Ну и отвратное печенье у тебя получилось.
— Как я рада. Если оно не понравилось тебе, то непременно понравится гостям.
Упражнение. Достойно ответьте на оскорбление:
— Этот текст для выступления перед мухами, а не перед зрителями.
Прием «Шедевр из чего угодно»
Французского композитора Жанна Филиппа Рамо упрекнули в том, что для создания своих опер он обращается к услугам посредственного либреттиста.
— Дайте мне официальный протокол, и я сделаю из него оперу, — усмехнулся композитор.
Теория
- Герой создал творение. Обидчик желает снизить ценность этого творения.
- Обидчик говорит, что Герой использует для своего творчества некачественные средства.
- Герой утверждает, что, используя даже худшие средства, он все равно создаст шедевр.
Пример
— Какие дешевые краски на твоей картине.
— Дай мне хоть уголь, и я нарисую картину, достойную Лувра.
Упражнение. Достойно ответьте на оскорбление:
— Современный человек, а пользуешься допотопной ручкой.
Прием «Сомнение»
Сказочник Андерсен был очень беден. Раз он шел по улице, а навстречу — один богатый литератор. Узнал Андерсена и говорит:
— Господин Андерсен, неужели то, что у вас на голове, вы считаете шляпой?
Шляпа у сказочника была действительно старая и на шляпу не похожая. Андерсен не растерялся и ответил:
— Господин такой-то, а неужели то, что у вас под шляпой, вы считаете головой?
Теория
- Обидчик имеет недобрые намерения к Герою.
- Обидчик выделяет принадлежность Героя и выражает сомнение относительно ее ценности. При этом Обидчик называет место размещения принадлежности Героя.
- Обидчик имеет аналогичную принадлежность. Герой отвечает вопросом: «А вы считаете, что…» и далее выражает свое сомнение относительно ценности самого места размещения соответствующей принадлежности у Обидчика.
Пример
— Неужели ты считаешь, что у тебя на ногах джинсы?
— А то, на чем у тебя джинсы, ты называешь ногами?
Упражнение. Достойно ответьте на оскорбление:
— Ха, считаешь, что твои извилины дарят миру умные мысли?
Прием «Зеркало»
Одна ученица — другой:
— Идиотка!
— Люблю самокритику. (Ситуация на школьной перемене)
Теория
- Обидчик имеет недобрые намерения к Герою.
- Обидчик напрямую говорит Герою оскорбительное слово.
- Героем оскорбление формально принимается, а оскорбляющее слово становится характеристикой Обидчика и обоснуется.
Пример
— Болван!
— Интересно слушать людей, которые так любят вслух произносить свое имя.
Упражнение. Достойно ответьте на оскорбление:
— Старая кляча!
Возможные достойные ответы на недружественные выпады
Прием «Тот самый случай»
— У тебя такая дырявая память, что мне самой придется собирать тебя в дорогу.
— Это будет тот самый случай, когда в чемодане не найдешь ни одной нужной вещи.
Прием «Дочерняя аналогия»
— Ты всегда ешь, как свинья.
— То-то жужжит назойливая муха.
Прием «Критикан в одиночестве»
— Этот текст для выступления перед мухами, а не перед зрителями.
— Прекрасно! Когда я слышу подобный отзыв, мои выступления проходят на ура.
Прием «Шедевр из чего угодно»
— Современный человек, а пользуетесь допотопной ручкой.
— Будь у меня гусиное перо — написал бы бестселлер.
Прием «Сомнение»
— Ха, считаешь, что твои извилины дарят миру умные мысли?
— А ты считаешь, что твои мысли дарят миру умные извилины?
Прием «Зеркало»
— Старая кляча!
— Тсс! Воспитанные люди так громко о себе не говорят.