Ferdinand B
Ferdinand B
Lis 10 minutes

Ключ бессмертия Мурареску. Опыт прочтения. (3ч)

Прежде всего в античной истории у Мурареску присутствует два несомненных аспекта, это Элевсинские мистерии и раннее Христианство.

Собственно, о первом, с него мы начнем это рассуждение. В самом культе автора книги интересует техническая сторона культа, элемент прикладного характера напиток- кикеон, употреблявшийся во время инициации, который приводил человека в мир к познанию жизни и смерти, а также их взаимосвязи. Особенное значение для Мурареску имеет состав κυκεών-а, который как мы знаем из того же Гомера, был весьма разнообразным:

1) В Илиаде (XI, 624, 638—641) (состав — ячмень (Ἀλφιτον), козий сыр, прамнейское вино)

В переводе Гнедича:

В нем Гекамеда, богиням подобная, им растворила

Смесь на вине прамнейском, натерла козьего сыра

640 Теркою медной и ячной присыпала белой мукою.

2) В Одиссее Цирцея приготовила Одиссею кикеон, добавляя мед и некое волшебное зелье (X, 234-235).

В дом их Цирцея ввела, посадила на стулья и кресла,

Сыра, зеленого меда и ячной муки замешала

Им на прамнийском вине и в напиток подсыпала зелья,

Чтобы о милой отчизне они совершенно забыли.

То есть, кикеон это вообще смешанный напиток некоего религиозного или мистического характера. Однако, в составе его явно всегда присутствовали элементы, которые должны были усиливать или влиять особенным образом на потреблявшего. То есть, добавление в него галлюциногенных и наркотических веществ доступных в то время весьма вероятно. В особенности это стало понятно после обнаружения Элевсинского по стилю святилища в Мас Кастелар де Понс, Испании, в аграрном комплексе построенном фокейцами (‘викингами античности’) аж в 5-6-м веке до нашей эры. Они же, кстати, основали Марсель. Состав найденных в Мас Кастелар де Понс веществ, на дне ритуальных сосудов показал, наличие остатков спорыньи (которая содержит ЛСД). Этот факт отмечает и изучает Мурареску, привлекая внимание к этим находкам в своей книге. Однако, ни сам напиток, ни его состав не были все же основным элементом мистерий. Люди шли на мистерии не во имя наркотического напитка, ни во имя получения духовного просвещения в современном его понимании (в особенности, американском). Прежде, чем коснутся этого, необходимо, все же, сначала пойти в разъяснения относительно всего обсуждаемого subject-а.

Мистерии были культом, который требовал скрытности от его служащих, а также у всех прошедших там эти мистерии. Однако, с этим случались коллизии. Знаменитый комик Эсхил (он родился в Элефсине и там прошел мистерии) чуть не потерял жизнь, когда был заподозрен в раскрытии секретов мистерий в своем весьма комическом произведении "Лягушки". Там глупый Дионис, переодетый Гераклом, и его умный слуга, спускаются в Аид, чтобы выбрать и вызвать из ада наиболее талантливого комика Еврипида, поскольку все остальные, включая Эсхила, умерли, и у Афин кончились комики. Среди прочих приключений и встречи с Персефоной, парочка встречает хор элевсинских мистиков, прошедших мистерии и ждущих избавления от пребывания в этой части загробного мира. Во время представления разъяренная публика пыталась побить автора камнями, Эсхилу пришлось бежать и прятаться под алтарем…храма Диониса. Далее он был осужден судом и вынужден был уехать в Сиракузы, хотя его оправдали, когда в его защиту выступили его братья и младший брат, предъявил в качестве аргумента свою культю, которую получил в битвах за Афинские интересы. Эсхил и сам участвовал в сражениях и, причем, не в одном (Саламин и Платея). Элевсинские мистерии были определенно связаны с Дионисиями, основным для Афин видом почти круглогодичных мистерий, воспевавших плодородие и возрождение земли, природы и живых существ из мертвых в живые. На них представлялись обычно комедии тех же Эсхила, Еврипида, Аристофана и прочих.

Сам Элевсиний - это храмовой комплекс, находящийся за пределами Афин, в нынешнем и современном городе Элефсина (примерно 25 км от современных Афин). Храмовой комплекс весьма древний, изначальная датировка его затруднена в виду того, что современный город находится прямо над самим античным спиритуальным центром, то есть раскопки проводятся, но идут с большим трудом. Считается, что это место было уже религиозным центром и до 7-8 века до нашей эры и даже в Гомеровские времена, а также когда-то столицей одного из 12 легендарных древних королевств, проигравшего Афинам, еще при становлении последних.

Элевсинские мистерии были хтоническим культом, довольно сложным по метафизике. Кратко, старшая сестра Зевса Деметра, родившая от Громовержца дочь Персефону (до похищения, называвшаяся Кора – девочка, дочь по-гречески) столкнулась с похищением дочери своим другим братом - Гадесом, правителем Аида, подземного мира. Причем Зевс сам обещал ему Персефону, чего Деметра, естественно, не представляла. После похищения она искала ее безнадежно по всей земле, скитаясь, в том числе в образе старухи. Причем, она впала в уныние, стала готовится к смерти, и весь урожай по миру стал едва восходить, наступил голод, люди стали умирать. Пока она сам (по другим сведениям, сам Зевс увидел, что натворил, по третьим Гелиос сообщил Зевсу о тотальном вымирании человечества) не обратилась к Зевсу, который вмешался в этот конфликт и попытался договориться с Гадесом. Тот по началу отказался, но потом согласился, когда Зевс стал ему угрожать. Однако, он согласился отпустить Персефону, но обманул ее с помощью зерен граната (там отдельная история с тем, что гранат есть еда мертвых, загробного мира и тд). В результате Персефона была обязана проводить три месяца в загробном мире, а все остальное время с матерью и другими богами. Далее злоключения Персефоны не закончились, Зевс сам овладел ею (по некоторым сведениям, прикинувшись змеем) и от этого союза произошел первый Дионис (бородатый, по словам Диодора), который должен был стать наследником отца. Однако, Гера, увидев, как юный Дионис играет с молниями отца, в ревности и гневе подговорила Титанов убить его. Те, похитили его с помощью зеркала, сварили живьем в котле, но далее были убиты разгневанным Зевсом. Причем, абсолютно все последние Титаны были уничтожены вместе с останками Диониса в котле и превратились в прах, землю и строительный материал, из которого сделаны наши человеческие тела. Афина (по другим вариантам бабушка Деметра, а также даже мать Персефона) смогла спасти сердце Диониса, которое Зевс имплантировал себе в бедро, из которой произошел Дионис номер два (безбородый). По некоторым же сведениям Зевс, в традиционном ему духе, родил нового Диониса с помощью человеческой женщины Семелы, овладев той, как полагается, в каком-то очередном диковинном обличье. Такова, вкратце, история основ всех культов, которые касаются нашего повествования.

Этот миф можно также найти у самого Гомера в частичном изложении и в 33 известных сегодня гомерических гимнах, которые считают связанными с Дионисиями и Элевсиниями. Таким образом, все перечисленные мифы касаются смерти и возрождения, а также частично пребывания в загробном мире (через Персефону). Однако, многие детали и участвующие лица пришлось опустить, чтобы не удлинять и без того длинное повествование. То есть, основной смысл Элевсинских мистерий состоял в познании смерти, как феномена. Главными богинями мистерий считались Деметра и Персефона. Как выше было сказано, их существование было тесно связано с хтоникой, загробной жизнью. Даже, злаки (как часть плодородия), чьим покровителем считалась Деметра, рождались из земли на свет, и умирали, подобно рождению и смерти человека. Кроме этого, Деметра считалась покровительницей мака, своеобразной богиней мака, что дает нам понимание о том, что в составе кикиона могла быть не только спорынья. Тем не менее, несмотря на все рассуждения Мурареску о инициации, духовном открытии и просвещении с помощью погружения в наркотический религиозный транс, культ имел весьма практическое свойство – обеспечить инициированному через обряд очищения приобщение к миру Богов и последующее успешное пребывание в загробном мире. Причем обнаруженные в наши времена гимны, связанные с элевсинским культом, однозначно говорят, что человек не прошедший эти мистерии обречен на бесконечное скитание в подземном мире. Об этом же говорит Сократ в диалоге Платона “Федон”, говоря о мистериях придуманных умными людьми в древности, для того, чтобы они не застряли в подземном мире навечно. То есть, получается, что в противоположность орфическим воззрениям того жн Платона и пифагорейским загробным воззрениям, задача Элевсинских мистерий не состояла в том, чтобы прервать метемпсихоз или он сам, как процесс. То есть, греки, входившие в Храм Деметры и Персефоны, должны были прежде пройти очищение, и потом познать правила смерти, а также стать свидетелями механики загробной жизни, увидеть, что ожидает их, если они выполнят все предписания. Многие исследователи считают, что апогеем мистерий было либо явление Богов (как в форме наркотической медитации, так, возможно, даже в театральном ключе), либо само видение Элизиума, общение с предками и пребывающими там.

Сами мистерии со временем усложнялись и превратились в серьёзное мероприятие с участием специальных жриц (что интересно, они все были женщины и ни одного мужчины, кроме возможного инициируемого или инициируемой). Элевсинских мистерий было две – Малая и Большая, первая происходила весной, вторая осенью. Малая, как бы, претворяла Большую. Ритуал Большой длился 9 дней и включал несколько этапов. Инициированный, заплативший за год очищения (плата взымалась и была, по свидетельствам, существенной), должен был в некую специальную дату в составе многочисленной церемонии принять участие в церемонии. Целый года происходила purification, на основе какого-то подобия медитаций, отказа от всего плотского, употребления специальной пищи (возможно, что как в пифагорействе – вегетарианство или даже экстремальное веганство). Мистический путь начинался в Афинах, откуда инициированные шли пешком до Элевсина, где участвовали в разнообразных ритуалах, восстанавливавших путь Деметры в поисках Персефоны и детали жизни обеих, включавших также и пост. Далее, они должны были подтвердить на входе в часть храма называемую Телестерион (зал Посвящённых), что они очищены, выпили кикеон, произвели специальные манипуляции с неким специальным ящиком, который они положили в специальную ритуальную корзину (значение и содержание предметов и дейтствий неизвестны). Там, внутри начинались сами мистерии, состоящие из трех этапов: драматического погружения в миф о Персефоне, полонениям божественным реликвиям и пояснениям - Дромена, Дейкумена, Легомена. После этого происходил праздник с танцами на Ράριον Πεδίον, где впервые в истории человечества был высажен хлеб с помощью Триптолемуса.

Даже несмотря на то, что нам известны фамилии двух древнегреческих семей, которые эксклюзивно и столетиями поставляли в храм, для целей ритуалов пшеницу и другие злаковые, мало что толком понятно об этом культе. Прошло такое количество лет! Нам известны отдельные факты об устройстве Элевсина, как храмового комплекса в разные эпохи, но четкости нет. На каком из перечисленных выше этапов инициированный погружался в загробный мир и попадал к Богам, мы не знаем. Однако, те же отрывочные сведения, недомолвки инициированных, не позволяют все же объяснить этот ритуал простым спектаклем с поклонением реликвиям. Мы знаем, что множество известных в античности людей, например, Эсхил и Платон, даже римский император-философ Марк Аврелий, были участниками этих мистерий. И все они не остались равнодушными, внеся какую-то часть полученного там в свои произведения и размышления. Правда, для Эсхил это чуть не стало летальным (как было изложено выше), а при римском императоре, возможно, мистерии были уже не совсем теми, что при Платоне и ранее. К сожалению, более точных сведений о содержании мистерий нет, как из-за строгого обязательства неразглашения под страхом смерти, так и из-за их первоначальной эзотеричности, и в том числе потому, что нет точного понимания и внешней стороны (например, какую точно версию мифа о Персефоне и Деметре использовали греки, а потом при римлянах). В качестве курьёза, от историка Ерофанта (Жизнь философов. 475-476), мы знаем, что уже в нашу эру, при римлянах, приблизительно в 3-м веке жаловались, что власть в Элевсине принадлежит последнему иерофанту, священнику “бывшему раньше служителем мистерий Митры”. Кроме очевидности несовместимости мистического опыта для такого иерарха, вспомним и то, что в более ранние античные времена все служители были женщинами. Все, в итоге, во все времена приходит в упадок. Ничто не вечно. Элефсин многократно разрушался – ранее персами, потом дикими племенами варваров при правлении Марка Аврелия, далее тем же Аларихом, вождем визиготов. Каждый раз его восстанавливали великие исторические фигуры, например Перикл и тот же Марк Аврелий (хотя возможно, что он был практичен и восстановил все, чтобы пройти инициацию, о которой много слышал), с участием известных архитекторов своего времени. Каждый раз Элевсин расширялся и последний Телестерион (зал Посвящённых), по оценкам археологов, мог принимать одновременно до тысячи инициируемых. Последним и окончательным разрушителем был византийский римский император Феодосий I, который при христианизации всей подвластной ему Империи одним махом уничтожил почти все известные с древних времен языческие святыни и храмы, а также уничтожил предметы культа, свитки, священнослужителей, дотянувшись до всех отдаленных уголков атичности, включая Кипр с его античными храмами Афродиты и Аполлона.

Сложно сказать, насколько плодотворным, очистительным и полезным для человеческого общества был эффект самих Элевсинских мистерий, что часто упоминает Мурареску, привлекая внимание к употреблению мистиками кикиона, как триггера просвещения. По факту не видно, чтобы инициированные в древности производили какой-то необыкновенный позитивный гуманистический фурор в греческом, а потом римском обществе тех времен. То есть, войны продолжались, рабов продавали и эксплуатировали, политиков и философов часто казнили, власть узурпировали, даже сам Элевсин подвергался разграблению. Не очень заметно и каких-то определённых гуманистических преобразований в той же седой древности, которые мы сегодня, в современности, столь безудержно и утопично пропагандируем сами между собой. Сам Элевсин, похоже, функционировал и как весьма прибыльное, успешное коммерческое предприятие, что объединяет его в экзотерическом смысле со многими похожими современными духовными предприятиями. Однако, надо согласиться с Мурареску, что опыт приобретённый в ходе мистерий отдельными весьма развитыми и великими людьми древности оказался значительным, достаточным для глубоких нравственных и философских размышлений, во многом остающимися недоступными для большинства наших современников, не смотря на все достижения времени, техники и прочего. Скорее всего развитый интеллект человека не изменился с тех времен, и человек умственно способный, размышляющий, философ, на многое по-прежнему способен - на широкие взгляды и мысли. Проблема лишь в том, что человек такого качества крайне редок во все времена и потребление им кикекона для прозрения не является для него насущной необходимостью. По словам Сократа, в изложении Платона, - “….. мне нравится, что эти люди, которые создали мистерии , все же не избежали просвещения, но в действительности подразумевали сокрытое, когда говорили время тому назад, что те, кто переходит без обряда и жертвы в другой мир, будут возлежать в трясине, а те, кто прошел обряд и жертвы, будут пребывать с Богами. Как они говорят в мистериях, ‘тарса носителей много, мистиков меньше’: а эти мистики, я предполагаю, были настоящими философами”

Относительно христианства будет последняя часть.

17 vues
Ajouter
Plus
Ferdinand B
S'abonner